Любит, умеет, знает, надеется
Оглавление
Глава 1: Организационный период..............................................................3
Пункт 1.1: Название, девиз команды...........................................................3
Пункт 1.2: Игры на знакомство и сплочение..............................................7
Пункт 1.3: Огоньки знакомств....................................................................12
Пункт 1.4: Оформление отрядного уголка.................................................22
Глава 2: Основной период...........................................................................33
Пункт 2.1: Командные игры.........................................................................33
Пункт 2.2: Игры с залом...............................................................................39
Пункт 2.3: Отрядные песни..........................................................................50
Пункт 2.4:Виды конфликтов и способы их разрешения...........................60
Пункт 2.5: Вечерние огоньки………………………………………………65
Пункт 2.6: Коллективная творческая деятельность в лагере ……………71
Глава 3: Заключительный период.................................................................76
Пункт 3.1: Огоньки для последнего дня…………………………………...76
Пункт 3.2: Прощание друг с другом и с лагерем.........................................80
Приложение……………………………………………………………….....82
Глава 1: Организационный период
Пункт 1.1: Название, девиз команды
Как придумать название отряда?
Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделать жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.
Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Тему можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию.
В рамках выбранной темы можно не только придумать название отряда, но и оформить отрядную комнату, а также подготовить представление, которое отряд покажет в день открытия смены.
Если Вы решили выбрать историческую тему, то в этом случае её можно согласовать со школьным курсом истории, который ребята начнут проходить осенью. Это может помочь их обучению в школе.
Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают.
Название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей, быть содержательными, быть удобно произносимыми.
Еще сильно зависит от возраста детей: с младшими долго не пообсуждаешь, поэтому можно начать обсуждение, а минут через 5-7 предложить пару-тройку своих вариантов, как правило малыши именно за них и цепляются. И ощущение, что они его вместе придумали останется.
Для средних возрастов (если предложения уж совсем непотребные) можно использовать метод замены автора (когда выдаешь свою идею за идею человека из отряда), метод ухода от идеи (когда развивая чужую идею в конце-концов изменяешь до неузнаваемости).
Для старших возрастов неплохо сначала дать (или обсудить с отрядом) критерии названия отряда. Оно должно быть романтичным, боевым; из него нельзя сделать неприличное сложносокращение; оно должно быть ярким и запоминающимся, не должно быть длинным и т. д. Одним из критериев может быть тематика смены. Здесь тоже можно использовать домашние заготовки, тоже можно (но ОЧЕНЬ аккуратно, а то поймают - потом верить не будут) использовать психологические манипуляции.
А вообще ребята быстро придумывают хорошие названия если предварительно (в автобусе, в электричке, в поезде) их настроить на нужный лад (попеть определенные песни, рассказать пару историй из личной жизни, или книжку пересказать).
Но то, что ребята должны, как минимум, принимать участие в выборе имени отряду - это точно! Ведь, название отряда, как имя человека, сильно влияет и на настроение и на выступления отряда.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ОТРЯДОВ
«Лунатики» — Ходим ночью, ходим, днем, никогда не устаем.
«Светлячок» — Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.
«Черепашки» — Тише едешь ~ дальше будешь.
«Винни-Пух» — Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Винни-пух на первом месте.
«Улыбка» — Жить без улыбки - просто ошибка, всюду улыбки - повсюду добро.
«Утята» — Кря! Кря? Кря! Не крякай зря.
«Капитошка» — Дождик каплет по дорогам, но совсем не скучно нам. Мы играем и поем, очень весело живем.
«Одуванчик» — Держаться вместе, чтоб не сдуло.
«Радуга» — Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда.
«Апельсин» — Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы!
«Звоночек» — Звеним, звеним мы целый день, звонить, однако, нам не лень.
«Робинзон» — Не нужны нам няни. Мы - островитяне.
«Искрята» — Мы веселые ребята, потому что мы - Искрята!
«Лягушата» - Только тех, кто любит пруд, лягушатами зовут!
«Эльфы» - Всё О'Кей и всё прекрасно, там где эльфы - будет классно!
«Друг», «Бременские музыканты», «Неунывайки», «Карапузы», «Тигры», «Неунывайки», «38 попугаев», «Братцы кролики
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ СРЕДНИХ ОТРЯДОВ
«Дельфин» — Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает.
«Спасатели» — Чип и Дейл спешат на помощь, но и мы не отстаем.
«Дружный» — Не ныть, не плакать по углам, беду и радость - пополам.
«Витамин» — Витамин - это сила, это бодрость, это жизнь.
«Неугомон» — Скуку, лень из сердца вон - наш отряд «Неугомон».
«Прометей» — Зажги огонь в сердцах людей, как это сделал Прометей.
«Алые паруса» — Ветер дует в паруса , юность верит а чудеса.
«НЛО» — По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять.
«Оба-На» — Мы не панки, не шпана, мы ребята Оба-На.
«Экипаж» — Экипажа лучше нас нет в лагере сейчас!
«Высшая лига» — А девиз наш таков - больше дела, меньше слов!
«Кроссворд» — Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать!
«Бумеранг» — Пущен верной рукой.
«Гремлины» - Еда всегда приходит вовремя, а гремлины опять голодные.
«Семейка» — Мы семейка проста класс - все в семье у нас атас!
«Ребятишки»
Раз, два, три, четыре -
все ребятишки живут в мире! Пять, шесть - каждый хочет есть!
Семь, восемь - все значки крутые носим! Девять, десять - все ребятишки №
живут вместе?
«ГТО» — Готов к творческому отдыху.
«Охотники за удачей» — Нам нужна всегда удача, только так, а не иначе!
«Баламуты», «Динамит».
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ СТАРШИХ ОТРЯДОВ
«ФИФ» — «физкультурные, инициативные, фантазеры. Это правда, а не миф - никого нет лучше ФИФ».
«Оба-на!» — Оба-на! - это чудо, Оба-на! - это класс, мы живем совсем не худо, вы соскучитесь без нас.
«Бархан» — Движение - это мы.
«РМИД» — Республика мальчишек и девчонок сильнее всех содружеств на Земле.
«Коммерсанты» — Мы коммерсанты рыночного века, в наших руках судьба человека.
«Россияне» — За Россию, за народ, за человечество вперед.
«БЭМС» — Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные.
«СЛОН» — Самый Лучший Отрад - Наш!
«Искра» — Из искры возгорится пламя!
«БЭП» — (Большой Энергетический Потенциал) Больше энергии, больше движений!
«Феникс» — Гореть и других зажигать.
«Дикари» - Мы дикари двадцать первого века, чёрта сделаем из человека!
«Лидер» — Если быть, то быть лучшими!
«Мы» — Когда мы едины - мы непобедимы!
«Стиль» — Выбери свой стиль
«Sprite» — Не дай себе засохнуть!
«Новое поколение» — Не доволен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - делай, берись за дело смело!
«Акционерное общество — 2 корпус».
«Philips» — Изменим себя к лучшему.
«Женский батальон» — Наши мужики всем мужикам - мужики.
«Maximum» — Сто процентов хорошего поведения.
«ООН» — Отряд Особого Назначения.
«ОМОН» — Отряд Молодых Озорных Неугомонных.
«Скала» — Счастье на лицах, улыбка всегда, отдельно мы камушки, вместе Скала.
«Скорая помощь», «Первая любовь», «Дамское хозяйство», «Могучая куча», «Кумир».
Пункт 1.2: Игры на знакомство и сплочение
Игра №1 «Круг»
Цель игры - повышение настроения группы и сплочение участников.
Дети встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу вожатого каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию». Необходимо, чтобы это был не тот же самый человек. Следующая задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
Игра №2
Дети становятся в круг. Выбирается один доброволец. Вожатый должен попросить его покинуть помещение на 1 минуту. Потом предупреждает группу: «Что бы он (доброволец) ни делал, повторяйте все его движения». А добровольцу даётся следующая установка: «Ты должен во что бы то ни стало заставить этих людей тебе зааплодировать. Пока ты этого не сделаешь, задание не может считаться выполненным».
Когда доброволец догадается, что нужно зааплодировать самому, и все захлопают ему, должен поблагодарить его за смелость и за участие, а затем сделать более выводы из этой шуточной игры. Например, «пока вы сами себе не зааплодируете, никто не станет этого делать».
Игра №3 «Руки – клавиши»
Дети сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников игры слегка хлопает по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).
Игра №4. «Назовись»
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.
Игра рассчитана на любую аудиторию (которая умеет ловить мячик и знает свое имя).
Плот
Целью игры является спасти как можно больше людей. На полу комнаты раскладываются несколько листов плотной бумаги. Это плоты. Пол вокруг - вода. Все участники медленно двигаются по комнате - «плавают в воде». По команде ведущего «Акулы!» все должны забраться на плот пока ведущий считает до пяти. Если кто-то не смог забраться на плот, значит его «съели акулы» и он выбывает из игры. После каждой атаки «акул» один из «плотов» убирается. Упражнение может выполняться с разными инструкциями. Например, когда плотов уже окажется очень мало, можно дать какое-то время участникам договориться, как они будут действовать, чтобы спасти всех или как можно больше людей. При этом они могут общаться друг с другом только невербально, то есть жестами и мимикой. В последнюю попытку можно разрешить разговаривать.
Знакомство
Сидящие в кругу участники по очереди называют свое имя и какое-либо слово, начинающееся на ту же букву, что и имя, которое, по их мнению, наиболее удачно их характеризует. Например, Татьяна - томная, Сергей - серьезный. Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано предыдущими участниками и добавляет свое. Если кто-то из участников забыл или перепутал звучавшие ранее имя или слово, игра начинается сначала и продолжается до тех пор, пока все не смогут справиться с заданием.
Представление
Участники стоят по кругу. Они по очереди выходят в круг и представляются каким - нибудь необычным способом. Скажем, называют свое имя и делают реверанс или называют свое имя и подпрыгивают вверх. Все остальные участники повторяют хором имя и повторяют сделанное движение.
Встаньте в круг
В эту игру нужно играть, отодвинув стулья к стене. Ведущий просит участников собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по комнате, стараясь не наступать друг на друга. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось.
Кто больше?
В течение одной минуты пожмите как можно больше рук, каждый раз называя свое имя. Можно пожимать руки одним и тем же людям несколько раз, нельзя только это делать подряд. Каждый считает про себя, сколько рук он пожал. В конце упражнения можно определить побудителя, пожавшего больше всех рук.
«Имя на ушко»
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен.
Предупредите игроков, что в один прекрасный момент они услышат звон колокольчика, и это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя.
Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.
Эта игра может быть не столь эффективной для заучивания имен, но зато она дает возможность быстро создать доверительную атмосферу в группе.
Трям-здравствуйте!
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.
Мы идем в поход.
Эта игра не только на знакомство, но и на сообразительность. Ведущий задает вопрос: «Вы идете в поход. Что вы с собой берете?» его партнер, с которым нужно договориться заранее называет свое имя и предмет, который начинается с этой же буквы. Тем игрокам, которые догадались и ответили правильно, ведущий позволяет идти в поход, а тем, кто не догадался, предлагает взять с собой другие вещи. Игра продолжается пока вся команда не «отправится в путешествие».
Кто? Где? Когда?
Разделите игроков на две команды. Игроки команд должны выстроиться в шеренгу по порядку, в зависимости от указанного вами параметра.
Параметрами порядка построения могут быть:
- по алфавиту фамилий;
- по году рождения;
- по объему волос на голове;
- по росту;
- по размеру обуви;
- по дню месяца даты рождения;
- по количеству букв в имени;
и т.д
Стульчики.
Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подаст команду.
Все играющие сидят в кругу на стульях. Ведущий встаёт в центр круга, оставляя свободным один стул. Задача игрока, у которого с правой стороны свободен стул, ударить по нему правой рукой и назвать имя любого игрока. Игрок, чьё имя названо, переходит на свободный стул. Ведущий должен занять свободный стул до того времени, пока по нему ударят игроки и назовут имя. Если ему это удалось, то игрок, с правой стороны которого находится занятый ведущим стул, становится ведущим.
Знакомимся по кругу.
Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.
Вспомни имя.
Hесколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.
Хоровод знакомства.
Все дети взявшись за руки водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим,
Познакомится хотим,
Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),
Ну, а мы с вами-сидим».
После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.
Здравствуйте!
Все встают в круг плечом к плечу. Водящий, проходя за спинами игроков, касается одного из них рукой. После этого водящий и тот, кому задели, бегут в противоположные стороны по внешней стороне круга. При встрече они должны сказать «Здравствуйте» и назвать свое имя, после чего бегут дальше, стараясь занять свободное место. Кто не успел это сделать, становится водящим.
При встрече надо обязательно остановиться и назвать свое имя внятно.
Если один ребенок постоянно не успевает занять место, вожатый, может сказать: «Этого нашего водящего мы запомнили. Как его зовут? (Все ответят, так как имя водящий называл несколько раз). А теперь выберем другого водящего!» Таким образом, вожатый избавит ребенка быть водящим все время.
Пункт 1.3: Огоньки знакомств
В первые дни "огоньки" могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40-60 мин в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на "огонек" собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Не смотря на продолжительность "огонька" основное содержание - рефлексия дня - не должно длиться более 15-25 мин. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие песни, то гитара и право "запева" передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть исходя из контекста общего разговора). У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего "огонька" Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а "сюжеты" "огонька" варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное - это разбудить у детей потребность к непринужденному общению.
Огонек " Расскажи мне о себе"
Схема проведения "огонька": настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены ("Мы вам рады", "Мы вновь рады встретиться вместе"), о задачах и традициях "огонька" "Расскажи мне о себе". По традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня дол жен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - пера, уголька от костра прошлого отряда и т.п. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, необычным, не отвлекал внимание); разговор о себе начинает второй вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 мин вожатый вставляет паузы, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачитывается), чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине "огонька" ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний "огонек"; завершается "огонек" словами вожатого, в котором он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены, завершается разговор общей песней.
«Для чего горит моя свеча»
Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере.
Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.
Реквизит: * стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька; * свечи по количеству участников и одна общая (при отсутствии костра); * оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризы, коряга, музыкальное оформление; * гитара.
Возраст: средний и старший школьный возраст.
Ход: * Звучит песня под гитару («Изгиб гитары желтой»), вожатый вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.
* Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька. Звучат слова об огне, о свече, о стихии.
* По ходу рассказа вожатый плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах». Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере). По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи. Последняя свеча – свеча второго вожатого, он плавно подводит разговор к общей свече( рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются. Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 24 дня нашей смены мы будем идти одной общей дорогой… Зажигается отрядная свечка.
* Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.
* Вожатые уводят ребят.
{Задумка: чтобы на последнем огоньке ребята задули свечи, зажженные на первом огоньке и увезли их с собой. В трудные минуты жизни ребята смогут зажигать эти свечи и находить в них поддержку друзей}
Паутинка
Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему рубенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.
Карта знакомства
Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.
Звездопад
Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Первый вожатый предлагает детям закрыть глаза и представить, что на небе - звездопад, в это время второй вожатый раскладывает перед каждым ребенком по одной звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть следующими:
• Что для тебя значит слово «друг»?
• Каким ты себя представляешь через двадцать лет?
• Какую основную цель ты преследуешь в жизни?
• Какой у тебя характер?
• Какой твой любимый предмет в школе?
• Много ли у тебя друзей?
• Ссоришься ли ты с родителями и по какому поводу?
• Какая твоя любимая песня?
• Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?
• Чем ты любишь заниматься в свободное время?
• Часто ли ты ссоришься?
• Умеешь ли ты рисовать?
• В какие игры ты любишь играть?
• Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?
• Что ты любишь больше всего?
• Любишь ли ты читать?
• На кого бы ты хотел быть похожим?
• Что для тебя в жизни самое страшное?
• Что для тебя полноценный отдых?
• Легко ли тебя вывести из себя?
• Счастливый ли ты человек? Почему?
• Уверен ли ты в себе?
• Общительный ли ты человек?
• Что может сделать тебя счастливым?
• Легко ли ты можешь расплакаться?
• Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
• Умеешь ли ты сочувствовать людям?
• Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?
• Боишься ли ты темноты?
• Какие сны тебе снятся чаще всего?
• Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?
• Любишь ли ты выступать на сцене?
• Чему бы ты хотел научиться?
• Ты веришь в гороскопы?
• Что для тебя горе?
• Какой твой любимый вид спорта?
• Хотел бы ты летать как птица?
• Любишь ли ты смотреть на ночное небо?
• Без чего бы ты не смог обойтись в жизни?
• Согласен ли ты с выражением, что все в жизни надо попробовать?
• Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?
• Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
• Ты везучий человек?
• Ты больше любишь дарить подарки или получать?
• Что лучше - быть сильным или быть умным?
• Что лучше иметь - сто рублей или сто друзей?
• Есть ли у тебя любимый праздник?
• Веришь ли ты в чудеса?
• Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
• Что ты больше любишь - день или ночь?
• Твоя заветная мечта?
Незаконченное предложение
Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис - это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать окончание тезиса.
Пример незаконченных предложений:
• Я всегда хотел(а)...
• Если все против меня, то...
• Будущее кажется мне...
• Знаю, что глупо, но боюсь...
• В хорошем отряде всегда...
• Лучше всего я общаюсь с ...
• Сделал(а) бы все, чтобы забыть...
• Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы...
• Надеюсь на...
• Не люблю людей, которые...
• Моей самой большой ошибкой было...
• Наступит тот день, когда...
• Когда мне начинает не везти, я ...
• Больше всего я хотел(а) бы в жизни...
• Когда буду старым(ой)...
• Когда у меня плохое настроение, я...
• Весело провести время - это значит...
• Меня особенно раздражает, когда...
• Хорошая жизнь - это...
• Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные.
Работая в детских оздоровительных лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха. Вот вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.
1. Больше всего мне не нравится в лагере...
2. По сравнению с другими наш отряд...
3. Иногда я боюсь...
4. Больше всего мне нравится...
5. По-моему, лучший вожатый тот...
6. Многие ребята из нашего отряда...
7. Когда кто-то кричит на меня...
8. В будущем я хочу...
9. Для меня нет ничего хуже...
10. Я бы на месте наших вожатых...
11. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...
12. По-моему, хуже всего, когда вожатый...
13. Мне хотелось бы научиться...
14. Я ценю в людях такие качества, как...
15. Когда другие делают что-то лучше, чем я...
Это я!
Вожатый громко задает вопрос, а тот ребенок, который относит его к себе, отвечает: «Это я!» Вожатый задает как серьезные, так и смешные вопросы, например:
• Кто проснулся первым сегодня в комнате?
• Кто любит собак?
• Кто родился в год дракона?
• Кто любит читать фантастику?
С неба звездочка упала
Детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев падающую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.
Загони джина в бутылку.
Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью "Джин" и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.
Рассказ-эстафета
Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день
Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.
Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне не сказать".
Выговаривается вся группа.
Уровень отряда - любой
Пакет откровений
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.
Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.
Уровень отряда - любой
Музей любимых вещей
3-4 день смены.
Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке.
Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
Уровень отряда - высокий.
Гороскоп
2-3 день смены.
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Уровень отряда -- низкий.
Фонарщик
3-4-5 день смены.
Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь).
Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей.
Опережающий шаг на выделение микрогруппы.
Уровень отряда высокий.
Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.
Памятный день.
2-3 день.
Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.
Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ -- эстафета.
Уровень отряда -- любой.
Законы отряда
У каждого отрада должны быть свои традиции. Вот самые популярные и веселые законы некоторых отрядов.
o Закон уважения к старшим.
o Закон чистоты.
o Закон справедливости и т.д.
o Закон 0:0 (бережного отношения ко времени).
Жизнь лагеря является чередой событий. Если ты сам будешь точным, пунктуальным, то и твой отряд будет таким же. Опоздания, лишние паузы – это то, что делает жизнь лагеря неинтересной, приводит к конфликтам среди детей и взрослых.
Законы надо выполнять,
Нельзя друзей заставить ждать.
o Закон правой руки (Закон уважительного отношения друг к другу)
Закон гласит: если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то нужное. Когда поднимается рука, все вокруг должны замолчать и внимательно слушать. Но ты имеешь право поднять руку в том случае, когда хочешь сказать что-то важное.
В лагере закон един:
Все молчат, когда говорит один.
o Закон территории:
Ни детям, ни вожатым нельзя покидать территорию лагеря без разрешения администрации. Нарушение закона грозит опасностью для жизни и здоровья ребенка.
Здесь хозяин ты и житель,
За оградой – нарушитель.
Рубрика «Время».
Эту рубрику многие воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:
ü прибирать в клубе,
ü пылесосить пустыню,
ü убирать территорию,
ü делать ноги,
ü дежурить в столовой,
ü считать деньги,
ü сматывать удочки,
ü сушить сухари,
ü собирать потерянные вещи,
ü срывать цветы удовольствия,
ü ловить момент,
ü играть на дудке,
ü сверять часы,
ü пухнуть с голоду,
ü давать обещания,
ü одевать носки…
Стихотворный режим дня
Вот таким может быть режим дня. Попробуйте придумать свой стихотворный режим дня.
Подъем | Солнышко встает – спать ребятам не дает. | 8.00 |
Зарядка | Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку. | 8.15 - 8.30 |
Время Мойдодыра | Умывайся, одевайся и вожатым улыбайся! | 8.30 - 9.00 |
Завтрак | Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво! | 9.00 |
Время отдыха, труда, игры | Лишь услышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы! | 9.30 - 13.00 |
Обед | Нас столовая зовет: суп отличный и компот! | 13.00 - 13.30 |
Тихий час | К нам приходит тишина – отдыхает детвора. | 14.00 - 16.00 |
Полдник | Вот уже в который раз Повара встречают нас! | 16.00 - 16.30 |
Время отдыха, труда, игры | Вместе с отрядом сил не жалей: Пой, танцуй, рисуй и клей! | 16.45 - 19.00 |
Ужин | Ужина время настало и вот – Отряд за отрядом к столовой идет! | 19.00 - 19.30 |
Время отдыха, труда, игры | Фильм или дискотека, А может какая другая потеха? | 19.30 - 20.30 |
Второй ужин | Вот и снова горн поет. Булка и йогурт в столовой нас ждет. | 20.30 |
Время отдыха,труда, игры | Кончим ужин, поиграем, Сказки на ночь почитаем. | 20.30 - 21.30 |
Время Мойдодыра | На ночь надо нам умыться! Вот вода, а вот корытце. | 21.30 - 22.00 |
Отбой | Спать, спать по палатам Всем ребятам и вожатым! | 22.00 |
Поляна желаний.
Заготовьте заранее большой лист бумаги, из бумаги вырежьте цветочки (такие, чтобы на них можно было что-то написать). Попросите ребят написать свои пожелания и " посадить" цветочки на поляну.
Стена откровений.
Большой лист бумаги разрисуйте под кирпичную стену, забор или лестницу и предложите детям написать свои пожелания.
Ларец желаний.
Заранее подготовьте красивый ларец (коробку, обклеенную цветной бумагой или красиво разрисованную), сделайте прорезь для того, чтобы можно было опускать в ларец записки с пожеланиями по организации работы.
Глава 2: Основной период
Пункт 2.1: Командные игры
Командные игры - это веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают детей в игру, а также позволяют почувствовать преимущества