Сценическое волнение и методы его преодоления.

Сценическое волнение и методы его преодоления.

Методический доклад

Подготовила: Щетинина Любовь Сергеевна преподаватель первой категории «ДШИ п. Черёмухово»

Черемухово 2016

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..
2. Основные типа реакции человека на стрессовые ситуации…………
3. Методы работы по снижению концертного волнения……………….. 4. Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения……………………………………………………… 5. Список использованной литературы……………………………………  

Сценическое волнение и методы его преодоления.

Введение.

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера – исполнители.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение».

По мнению учёных, сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания "адаптационного синдрома" к усложнённым условиям жизни и труда. Сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях сходны с переживаниями человека в экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание.

Основные типы реакции человека на стрессовую ситуацию.

Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.

1.Напряжённый тип.В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач.

2.Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу "убежать - замереть - упасть". В крайних случаях пытается спрятаться, полностью "уйти в себя", закрывает глаза, затаивает дыхание.

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

3.Тормозной тип. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации "замедленной съёмки". Учащийся данного типа требует "встряски". Для продуктивной деятельности ему необходим хороший "запас прочности" знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

4.Агрессивный тип.В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, "нападая" на всех и всё.

Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают "наказывать" непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке.

5.Прогрессивный тип.Представителей этого типа принято называть «экстремалами». В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется "боевой задор". Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.

«Прогрессивный» тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель – экстремал не любит "выкладываться" на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.

Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение - выступаем перед одноклассниками или родителями. Затем задачу усложняем - играем перед педагогами. Обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным.

Создавая подобие концертной атмосферы, полезно выступать в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе, записать выступление ученика на видео. Для снятия “страха публичного выступления”, можно посоветовать ребёнку сыграть пьесу в магазине музыкальных инструментов или даже просто открыть окна, когда он занимается на фортепиано (баяне, скрипке и др. инструменте).

Любой промах на сцене надо учиться игнорировать. Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты - не хирург».

Предварительное изучение акустических возможностей сцены.

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики.

Список использованной литературы

1. http://samlib.ru/l/luchinina_o/secrets.shtml

2. http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/volnenie/

3. http://www.openclass.ru/node/224570

4. http://vladmedicina.ru/articles/person/2010-01-30-gans-sele- teoriya.htm

5. https://www.youtube.com

6. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» М.:Музыка,1974

7. Коган К. «У врат мастерства» М.: Музыка, 1969

8. Мюнш Ш. “Я – дирижёр” Государственное музыкальное издательство,1960

9. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999

10. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. "Теории личности" Издательство Питер, 1997

12. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»: Учебное пособие. С-Петербург: Композитор, 2008

13. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: Издательство АСТ, 1997

Сценическое волнение и методы его преодоления.

Методический доклад

Подготовила: Щетинина Любовь Сергеевна преподаватель первой категории «ДШИ п. Черёмухово»

Черемухово 2016

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..
2. Основные типа реакции человека на стрессовые ситуации…………
3. Методы работы по снижению концертного волнения……………….. 4. Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения……………………………………………………… 5. Список использованной литературы……………………………………  

Сценическое волнение и методы его преодоления.

Введение.

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера – исполнители.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение».

По мнению учёных, сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания "адаптационного синдрома" к усложнённым условиям жизни и труда. Сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях сходны с переживаниями человека в экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание.

Наши рекомендации