Интегрированная непосредственно
образовательная деятельность
В старшей группе №10 «Улыбка»
( «Чтение художественной литературы» +
«Художественное творчество»)
Тема: «Забота о маме»
Мугаллимова Р.Р.
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Алёнка»
Тюменская область, г. Советский
Интеграция ОО: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»;
Цель: формирование заботливого отношения к матери.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;
- Продолжать формировать умение анализировать содержание литературного произведения и на основе анализа делать выводы;
- Формировать умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер конкретного человека (мамы).
Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь, познавательный интерес;
- Развивать наблюдательность, технические навыки при рисовании восковыми мелками;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к маме, интерес к художественной литературе.
Виды детской деятельности и приёмы работы:
Вид детской деятельности | Методы и приемы |
Коммуникативная | Ситуативная беседа «Моя семья», «Рисуем портрет» Чтение стихотворения детьми Беседа по произведению Анализ рисунков детьми |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание чума, одежды, наперстка Устное рисование лица |
Двигательная | Физкультминутка: «У оленя дом большой» |
Игровая | Игра «Назови ласково» |
Чтение (восприятие) художественной литературы | Чтение ненецкой сказки «Кукушка» |
Продуктивная | Рисование портрета мамы |
Место проведения:музыкальный зал
Количество детей: подгруппа 10 человек.
Материал и оборудование:
Демонстрационный – иллюстрации на мультимедиа (малица, изображение чума, напёрсток, иллюстрации по сказке), макет чума, олень.
Раздаточный – заготовки контура лица человека на тонированной бумаге, восковые мелки на каждого ребенка, 10 магнитов.
Формы организации детей:фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Элементы здоровьесбережения: соблюдены санитарно-гигиенические требования – время проведения соответствует СанПин, в середине НОД проведена физкультминутка, обращала внимание на осанку во время работы за столом. Для профилактики утомления предусмотрена смена видов детской деятельности.
Ход занятия.
Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Здравствуйте, гости дорогие!
Я хочу пригласить вас в сказку.
С самого рождения наша жизнь немного похожа на сказку, в которой нас окружают очень близкие и родные люди. Назовите своих близких и родных людей.
Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат и т.д.
Воспитатель: Сколько звёзд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце – одно на свете!
Только мама – на свете одна!
Самый близкий, родной и любимый человек – это наша мама!
Воспитатель: Как ласково вы называете свою маму?
Дети: мамочка, мамулечка…
Воспитатель: Как вы помогаете своим мамам?
Дети: моем посуду, подметаем пол, заправляем постель….
Воспитатель: Расскажите стихотворение о том, как вы помогаете своим мамам:
Дети: 1р. Мечтаю на маму похожим я стать
2р.Я гладить учусь
3р.И варить
4р. И стирать
5р. И пыль вытираю
6р. И пол подметаю…
7р. Мечтаю
8р.Мечтаю
9р. Мечтаю
10р. Мечтаю, как мама всё делать уметь…
Воспитатель: Молодцы - прекрасные помощники!
Воспитатель: Почему вы помогаете маме?
Дети: (чтобы сделать ей приятно…)
Воспитатель: Как мама благодарит вас за помощь?
Дети: спасибо моя умница, моя хорошая…..
Воспитатель: Как вы думаете, что может произойти, если вы не будете помогать своей маме?
Дети: она может сильно обидеться, может заболеть…
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с ненецкой сказкой «Кукушка»
Воспитатель: Как называется жилище народов Севера?
Дети: Чум
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит чум (показ 1го слайда с изображением чума)
Воспитатель: Как называется верхняя одежда народов Севера?
Дети: (Малица)
Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная малица (показ 2го слайда)
Воспитатель: Из чего ненцы шьют себе одежду?
Дети: Из оленьих шкур
Воспитатель: Что это? (показываю на слайде наперсток-3-й слайд)
Дети: Наперсток
Воспитатель: Для чего нужен наперсток?
Дети: чтобы не уколоть палец
Воспитатель: Я приглашаю вас в чум, послушать ненецкую сказку «Кукушка», проходите.
Дети: садятся на лавку в «чуме»
Воспитатель: рассказывает
«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
- Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.
- Мама, мы тебе водички принесли!
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мат-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется «Кукушка»?
Дети: потому что мать бросила своих детей, как кукушка
Воспитатель: Почему заболела мать?
Дети: потому что дети не помогали своей маме
Воспитатель: Что увидел сын, когда заглянул в чум?
Дети: как мать превращается в птицу
Воспитатель: Почему мать бросила своих детей?
Дети: потому, что дети были не послушными
Воспитатель: Почему по тундре красный мох стелется?
Дети: это кровь от детских ног
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно было делать детям, чтобы мать не улетела птицей?
Дети: Помогать, любить, заботиться.
Воспитатель: Я думаю, что вы всегда будете поступать правильно.
Воспитатель: Выходите на поляну, поиграем в игру «У оленя дом большой».
Физкультминутка
Воспитатель: вставайте в круг
У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко,
Заяц по полю бежит
В дверь к нему стучит.
«Тук-тук «Дверь открой,
Там в лесу охотник злой»
Заяц, заяц, забегай,
Лапу подавай.
Воспитатель: Мамам надо помогать, а чем можно ещё порадовать маму?
Дети: подарком
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать портреты ваших мам. Для них это будет самым радостным и дорогим подарком.
Воспитатель: Проходите за столы, занимайте свои места. Мы уже работали над портретом человека (товарищ, папа). Каждый из вас уже приготовил заготовки контура лица своей мамы.
Воспитатель: Чего ещё не хватает на портрете?
Дети: глаз, рта и носа
Воспитатель: Чтобы лицо получилось красивым и правильным, мало нарисовать, глаза, рот и нос красивым, их необходимо правильно расположить.
Устное рисование лица при помощи пальчика
Воспитатель: Попробуем нарисовать портрет без краски в воздухе. Какую форму имеет лицо человека?
Дети: овал (рисуем овал)
Воспитатель: При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза (их расположение)
Дети: ограничивают лицо руками
Воспитатель: Что находится над глазами?
Дети: брови
Воспитатель: Между глазами и подбородком находится кончик носа. Где именно он находится?
Дети: посередине
Воспитатель: Что находится посередине между кончиком носа и подбородком?
Дети: рот, губы
Воспитатель: Голова переходит в шею
Дети: ощупывают шею и плечи, сравнивают с головой
Воспитатель: А теперь, закройте глаза и вспомните цвет глаз и любимое украшение своей мамы.
Дети: закрывают глаза, представляют
Воспитатель: Прежде, чем мы начнём рисовать портреты наших мам, вспомним главное правило при работе: Мы должны наполнить рисунки добром!
Работа за столами, проверить посадку за столами (осанку, ноги), как правильно работать восковыми мелками (рисуем, не нажимая на них).
Воспитатель: Поместите портреты своих мам на доску.
Дети: помещают портреты на доску.
Воспитатель: Какие замечательные портреты у вас получились! Саша, скажи, на каком портрете правильно расположены частицы лица?
Ребенок: показывает
Воспитатель: Почему ты так считаешь, объясни?
Воспитатель: Покажите, портрет, на котором передано настроение мамы.
Ребенок: выбирает работу
Воспитатель: Как ты определил настроение мамы?
Ребенок: она улыбается
Воспитатель: Все вы старались. Мамы получились очень красивыми, потому что вы их действительно любите… Постарайтесь их не огорчать!
Итоговая непосредственно образовательная деятельность