Интегрированная непосредственно

образовательная деятельность

В старшей группе №10 «Улыбка»

( «Чтение художественной литературы» +

«Художественное творчество»)

Тема: «Забота о маме»

Мугаллимова Р.Р.

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

Тюменская область, г. Советский

Интеграция ОО: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»;

Цель: формирование заботливого отношения к матери.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;

- Продолжать формировать умение анализировать содержание литературного произведения и на основе анализа делать выводы;

- Формировать умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер конкретного человека (мамы).

Развивающие:

- Продолжать развивать связную речь, познавательный интерес;

- Развивать наблюдательность, технические навыки при рисовании восковыми мелками;

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к маме, интерес к художественной литературе.

Виды детской деятельности и приёмы работы:

Вид детской деятельности Методы и приемы
Коммуникативная Ситуативная беседа «Моя семья», «Рисуем портрет» Чтение стихотворения детьми Беседа по произведению Анализ рисунков детьми
Познавательно-исследовательская Рассматривание чума, одежды, наперстка Устное рисование лица
Двигательная Физкультминутка: «У оленя дом большой»
Игровая Игра «Назови ласково»
Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение ненецкой сказки «Кукушка»
Продуктивная Рисование портрета мамы

Место проведения:музыкальный зал

Количество детей: подгруппа 10 человек.

Материал и оборудование:

Демонстрационный – иллюстрации на мультимедиа (малица, изображение чума, напёрсток, иллюстрации по сказке), макет чума, олень.

Раздаточный – заготовки контура лица человека на тонированной бумаге, восковые мелки на каждого ребенка, 10 магнитов.

Формы организации детей:фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Элементы здоровьесбережения: соблюдены санитарно-гигиенические требования – время проведения соответствует СанПин, в середине НОД проведена физкультминутка, обращала внимание на осанку во время работы за столом. Для профилактики утомления предусмотрена смена видов детской деятельности.

Ход занятия.

Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята!
Здравствуйте, гости дорогие!
Я хочу пригласить вас в сказку.

С самого рождения наша жизнь немного похожа на сказку, в которой нас окружают очень близкие и родные люди. Назовите своих близких и родных людей.

Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат и т.д.

Воспитатель: Сколько звёзд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце – одно на свете!

Только мама – на свете одна!

Самый близкий, родной и любимый человек – это наша мама!

Воспитатель: Как ласково вы называете свою маму?

Дети: мамочка, мамулечка…

Воспитатель: Как вы помогаете своим мамам?

Дети: моем посуду, подметаем пол, заправляем постель….

Воспитатель: Расскажите стихотворение о том, как вы помогаете своим мамам:

Дети: 1р. Мечтаю на маму похожим я стать

2р.Я гладить учусь

3р.И варить

4р. И стирать

5р. И пыль вытираю

6р. И пол подметаю…

7р. Мечтаю

8р.Мечтаю

9р. Мечтаю

10р. Мечтаю, как мама всё делать уметь…

Воспитатель: Молодцы - прекрасные помощники!

Воспитатель: Почему вы помогаете маме?

Дети: (чтобы сделать ей приятно…)

Воспитатель: Как мама благодарит вас за помощь?

Дети: спасибо моя умница, моя хорошая…..

Воспитатель: Как вы думаете, что может произойти, если вы не будете помогать своей маме?

Дети: она может сильно обидеться, может заболеть…

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с ненецкой сказкой «Кукушка»

Воспитатель: Как называется жилище народов Севера?

Дети: Чум

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит чум (показ 1го слайда с изображением чума)

Воспитатель: Как называется верхняя одежда народов Севера?

Дети: (Малица)

Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная малица (показ 2го слайда)

Воспитатель: Из чего ненцы шьют себе одежду?

Дети: Из оленьих шкур

Воспитатель: Что это? (показываю на слайде наперсток-3-й слайд)

Дети: Наперсток

Воспитатель: Для чего нужен наперсток?

Дети: чтобы не уколоть палец

Воспитатель: Я приглашаю вас в чум, послушать ненецкую сказку «Кукушка», проходите.

Дети: садятся на лавку в «чуме»

Воспитатель: рассказывает

«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.

- Мама, мы тебе водички принесли!

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мат-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется «Кукушка»?

Дети: потому что мать бросила своих детей, как кукушка

Воспитатель: Почему заболела мать?

Дети: потому что дети не помогали своей маме

Воспитатель: Что увидел сын, когда заглянул в чум?

Дети: как мать превращается в птицу

Воспитатель: Почему мать бросила своих детей?

Дети: потому, что дети были не послушными

Воспитатель: Почему по тундре красный мох стелется?

Дети: это кровь от детских ног

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно было делать детям, чтобы мать не улетела птицей?

Дети: Помогать, любить, заботиться.

Воспитатель: Я думаю, что вы всегда будете поступать правильно.

Воспитатель: Выходите на поляну, поиграем в игру «У оленя дом большой».

Физкультминутка

Воспитатель: вставайте в круг

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко,

Заяц по полю бежит

В дверь к нему стучит.

«Тук-тук «Дверь открой,

Там в лесу охотник злой»

Заяц, заяц, забегай,

Лапу подавай.

Воспитатель: Мамам надо помогать, а чем можно ещё порадовать маму?

Дети: подарком

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать портреты ваших мам. Для них это будет самым радостным и дорогим подарком.

Воспитатель: Проходите за столы, занимайте свои места. Мы уже работали над портретом человека (товарищ, папа). Каждый из вас уже приготовил заготовки контура лица своей мамы.

Воспитатель: Чего ещё не хватает на портрете?

Дети: глаз, рта и носа

Воспитатель: Чтобы лицо получилось красивым и правильным, мало нарисовать, глаза, рот и нос красивым, их необходимо правильно расположить.

Устное рисование лица при помощи пальчика

Воспитатель: Попробуем нарисовать портрет без краски в воздухе. Какую форму имеет лицо человека?

Дети: овал (рисуем овал)

Воспитатель: При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза (их расположение)

Дети: ограничивают лицо руками

Воспитатель: Что находится над глазами?

Дети: брови

Воспитатель: Между глазами и подбородком находится кончик носа. Где именно он находится?

Дети: посередине

Воспитатель: Что находится посередине между кончиком носа и подбородком?

Дети: рот, губы

Воспитатель: Голова переходит в шею

Дети: ощупывают шею и плечи, сравнивают с головой

Воспитатель: А теперь, закройте глаза и вспомните цвет глаз и любимое украшение своей мамы.

Дети: закрывают глаза, представляют

Воспитатель: Прежде, чем мы начнём рисовать портреты наших мам, вспомним главное правило при работе: Мы должны наполнить рисунки добром!

Работа за столами, проверить посадку за столами (осанку, ноги), как правильно работать восковыми мелками (рисуем, не нажимая на них).

Воспитатель: Поместите портреты своих мам на доску.

Дети: помещают портреты на доску.

Воспитатель: Какие замечательные портреты у вас получились! Саша, скажи, на каком портрете правильно расположены частицы лица?

Ребенок: показывает

Воспитатель: Почему ты так считаешь, объясни?

Воспитатель: Покажите, портрет, на котором передано настроение мамы.

Ребенок: выбирает работу

Воспитатель: Как ты определил настроение мамы?

Ребенок: она улыбается

Воспитатель: Все вы старались. Мамы получились очень красивыми, потому что вы их действительно любите… Постарайтесь их не огорчать!

Итоговая непосредственно образовательная деятельность

Наши рекомендации