Для детей старшей группы и их родителей
«Играем-развиваемся»
Гаттарова О.Р.
педагог-психолог МКДОУ «ЦРР д/с «Теремок»
Кунашак
Цель: Развивать когнитивные и коммуникативные навыки у детей и их родителей, пространственное представление и внимание, память, логическое мышление, смекалку и сообразительность; демонстрация и обучение родителей тому, как можно развивать воображение у детей старшего дошкольного возраста, понимать и поддерживать их.
Оборудование: Пазлы, «Уникуб», цветы с лепестками по количеству семейных команд, карточки с нарисованными кругами, 20 шаров, скотч, фломастеры, ленты, платки, аудиозапись спокойной и ритмичной музыки (для физкультминутки); шоколадные медальки – для призов.
Игра «Коридор приветствий».
Цель: представление возможности участникам викторины почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.
Дети вместе со взрослыми встают в две шеренги лицом друг к другу, образуя между шеренгами коридор шириной один метр. Ребенок или взрослый, которые находятся с краю любой из шеренг, начинают медленно проходить по коридору. Дети и взрослые приветствуют его так, как будто бы он - знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат «Ура» и т.д. Как только первый ребенок или родитель дойдет примерно до середины, второй ребенок или родитель, стоящий с краю противоположной шеренги, начинает двигаться по коридору, в том же направлении. Так продолжается, пока все дети и родители не пройдут через «Коридор приветствий». После прохождения по коридору каждый ребенок встает с противоположного края своей шеренги. Запрещается дотрагиваться до того, кто идет по коридору!
Участники викторины делятся на семейные команды.
1) Загадки.
Задание: Отгадать как можно больше загадок. За каждую отгаданную загадку 1 балл.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует, оно задрожит. (Лужа)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)
По лужку он вольно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Не дерево, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут пальцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)
Без рук, без ног
Под окном стучится
В избу просится. (Ветер)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет чёрный след. (Ручка, карандаш)
2) Игра «Волшебные картинки».
Собрать пазлы без заданного образца. Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе.
3) Игра «Цветок, фрукт, овощ».
психолог указывает по очереди на каждого играющего и произносит: «Цветок, фрукт, овощ, цветок, фрукт…» Тот играющий, на котором остановится ведущий, должен быстро назвать в данном случае фрукт. Причём названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторятся (задержка ответа тоже считается нарушением) – балл не защитывается играющий выбывает из игры.
4) Конкурс капитанов собери «Уникуб».
необходимо собрать у куба все грани (6 б.), если хотя бы одна сторона не собрана, отнимается 1 балл.
Игра «Противоположности»
Задание: найти к предложенным словам (всего15) противоположные по значению (например, теплый- холодный).
Оценка: все 15 пар подобраны правильно-15 баллов; за каждый неправильный ответ снимается один балл; если помогает другая команда- ей добавляется 1 балл.
1 команда
День, утро ,восход, весна, зима, добро, друг, жара, мир, правда, радость, великан, богач, войти, смеяться.
2 команда
Одеваться, мириться, опускать, закрывать, включать, близко, медленно, темно, низко, легко. Можно, трудно, много, плохо, широко.
3 команда
Сухо, ярко, высоко, чисто, светло, быстро, мокро, большой, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, больной.
4 команда
Новый, острый, толстый, широкий, смелый, твердый ,чистый, яркий, хороший, юг, грязь, осень, легко, темно, медленно.
Физкультминутка «Погодный массаж».
Задача: сокращение эмоциональной дистанции между взрослыми и детьми, расслабление, умение соотносить движения текстом.
Все участники стоят левым боком внутрь круга (каждый последующий смотрит в спину предыдущего). Психолог читает стихотворение, играющие выполняют движения.
Ласковое солнышко Рисуют пальцами на спинках друг у друга солнышко с лучиками.
Землю оглядело,
Тёплыми лучами
Всю её согрело.
Из лесов далёких
Ветерок летит,
Из малышки-тучки Пальчиками на спине имитируют стук дождя.
Дождик моросит.
Небо потемнело. Изображают частый сильный дождь.
Тучка подросла,
Из широкой лейки
Землю полила.
Ах, какой хороший По спинке «струится» ручеёк.
Выдался денёк!
Вот журчит весёлый
Чистый ручеёк.
Снова светит солнце, Солнышко расправило свои лучики» - прикладывают к спинке
Спинку греет нам, раскрытые ладошки.
Ласково смеётся
Людям и цветам.
6) Игра «Найди свой цветок» (развитие зрительного внимания).
психолог рассказывает: «На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер, и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика».
«Лепестки» располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт «лепестки» семи цветов (красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).
7) Игра «Дорисуй до предмета» (на развитие воображения).
Каждой команде на мольберте прикреплены плакаты с нарисованными кругами. Количество кружочков по количеству детей и взрослых в команде.
Задание: Необходимо дорисовать каждый кружочек так, чтобы он был на что-нибудь похож, все должны быть разными. Побеждает команда за оригинальность и быстроту.
Человек из шариков»
Задание: каждой из команд вручается по 8-10 воздушных шариков разной формы, размера и цвета. За 15 минут команды должны составить из шаров человечка инопланетянина, используя скотч, фломастеры, ленты, платки и другой подручный материал. После того как работа будет закончена, все садятся в круг и представляют своих человечков, показывая их и рассказывая о них (с кем дружат, что любят, какое настроение у человечков).
Подведение итогов. Награждение. Общий танец.