На тему: «Театрализация сказки «Репка».
(К педсовету №2 на тему: «Интеграция познавательно-математического развития дошкольников в контексте музыкально-театрализованной деятельности»)
(педагогический совет-конференция в формате общение-просвещение)
Адамова Ю.В.
Воспитатель средней группы «Улыбка»
г. Советский
I. Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат;
2. Совершенствовать навыки счета в пределах 6;
3. Закреплять понятия «длинный» и «короткий»;
4. Упражнять в различении овощей;
5. Способствовать развитию музыкального воображения;
6. Расширять представление о кошке;
7. Упражнять в различении и названии цифр 1, 2, 3, 4;
8. Учить детей самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки, побуждать к двигательной импровизации.
II. Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, сообразительность, речь, внимание детей;
2. Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами;
3. Формировать умение слушать и участвовать в сказке;
4. Развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, учить подбирать их в соответствии с характером персонажей.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
2. Поддерживать положительно-эмоциональное отношение от встречи с героями сказки;
3. Вызвать желание помочь героям сказки;
4. Способствовать развитию умения соблюдать в ходе занятия элементарные правила.
Интеграция образовательных областей:
Познание + музыка + чтение художественной литературы + социализация.
Словарная работа: ленточки, пушистая, ласковая, пара.
Индивидуальная работа: с детьми, которые затрудняются при выполнении заданий по пересчету, в подборе вкладышей.
Форма проведения: игра – путешествие + театрализация.
Оборудование: экран, ноутбук, указка.
Демонстрационный материал:
· Слайды из р.н.с. «Репка»;
· Черные коврики – «грядки» - 4 шт.;
· Овощи – муляжи: 1 свекла, 2 лука, 3 капусты, 4 моркови, репка;
· Овощи в корзинке;
· 2 ленточки в корзинке: зеленая – короткая, красная – длинная;
· Поролоновый коврик – «сыр»;
· Геометрические фигуры из поролона: на подносе;
· Репка в корзинке;
· Цифры: 1,2,3,4 на подставке;
· Платок сказочницы.
Раздаточный материал:
· Костюмы героев сказки «Репка».
· Репка, нарезанная кусочками на блюдце.
План занятия:
1. Сюрпризный момент.
2. Загадка про репку.
3. Д/и «Кто за кем стоит?»
4. Стихотворение «Чудо - огород».
5. Д/и «Сосчитай овощи на грядке и поставь цифру».
6. Д/у «Короткая или длинная ленточка».
7. Д/и «Сосчитай, сколько раз гавкнет жучка».
8. Физминутка «Репка».
9. Д/и «Что есть у кошки?» (по одному, по два), «Какая кошка?», «Что любит есть кошка?»
10. Д/и «Подбери геометрическую фигуру к дырке у сыра».
11. Театрализация р.н.с. «Репка».
12. Подведение итогов. Угощение репой.
Методические приемы:
1. Наглядный.
2. Словестный.
3. Практический.
4. Вовлечение в игровую ситуацию.
Ход занятия:
I.Введение в тему . Сюрпризный момент.
В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки, чтобы у них тоже было радостное настроение. (Дарят улыбки). Вставайте в кружок. А вы любите сказки? (Да). Я предлагаю отправиться в сказку прямо сейчас. Вы согласны отправиться в сказку? (Ответы детей)
В: Я буду сказочницей и приведу вас в сказку (надеть на плечи платок). Закройте глаза. (Закрывают).
Вокруг вас я обойду,
В сказку сразу приведу!
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать!
В: Чтобы узнать, в какую сказку мы с вами попали, отгадайте загадку. Сначала сядьте на стульчики, ноги поставьте вместе, следите, чтобы спинки были прямыми.
Слушайте загадку:
Круглый бок, желтый бок.
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка)
В: Молодцы, правильно отгадали. (1 слайд - репка)
II. Д/и «Кто за кем стоит?»
В: Посмотрите на экран, какая красивая репка! Чтобы встретиться с героями сказки, надо им помочь отгадать загадки. (2 слайд – иллюстрация из сказки).
Первая загадка от деда. Смотрите внимательно на экран и ответьте на вопросы:
· Кто вытянул репку? (дед)
· Кто стоит впереди внучки? (бабка)
· Кто стоит сзади Жучки? (кошка)
· Кто стоит последний? (мышка)
· Кто стоит между бабкой и жучкой? (внучка)
· Сколько героев в этой сказке? (6)
В: Правильно, вы ответили на вопросы, справились с загадкой?
III. Д/и «Сосчитай овощи на грядке и поставь цифру» (На экране 3 слайд – бабка. Показать корзинку с овощами)
В: У бабки выросло много овощей, она собрала большой урожай. Сейчас Виталина расскажет стихотворение «Чудо-огород» (Выходит Виталина и рассказывает стихотворение).
В: Бабушка собрала не весь урожай с грядок. Давайте поможем сосчитать, сколько свеклы, лука, капусты, моркови осталось собрать! Выходите, Илья, Таня, Андрей, Даша. Что ты … будешь считать? А ты … ? Урожай вы сосчитали, теперь поставим цифры, чтобы бабушка не забыла. Сколько лука (моркови, …)собрала бабушка, выбери и поставь цифру рядом с грядкой! (Дети выполняют задание) Лиза, правильно ребята поставили цифры? Молодцы, справились и помогли бабушке!
IV. Игровое упражнение «Сравни ленточки по длине» (4 слайд - внучка)
В: Ребята, скажите, внучка – девочка, женщина или бабушка? (девочка) А что у девочек на голове? (волосы) А что девочки делают с длинными волосами? (заплетают в косички, делают хвостики, закалывают заколками, резиночками) А еще девочки вплетают в косички ленточки. Ленточки завязывают в бантики.
Давайте повторим эти слова чтобы запомнить: ленточки, бантики, косички.
У внучки из сказки тоже есть ленточки. Они все разные. Давайте рассмотрим их и сравним.
Чем отличаются ленточки? (цветом и размером)
Какого цвета ленточки? (зеленого и красного)
Давайте сравним ленточки по длине. Для этого надо ленточки наложить одну на другую. Что можно сказать про зеленую ленточку? Какая она по длине? (короткая)
Какая по длине красная ленточка? (длинная)
Если зеленая ленточка короче, то красная ленточка …(длиннее)
Если красная длиннее, то зеленая …(короче)
Молодцы ребята! И эту загадку разгадали.
V. Физминутка «Репка»
Чтобы вытянуть репку надо быть сильными. Мы сделаем небольшую зарядку.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (маршируют на месте)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили.(круговые движения рукой)
А теперь ее потянем (имитировать движения)
И из репки кашу сварим.(имитируют помешивание )
И будем мы от репки
Здоровые и крепкие!(показать сколько силы в руках)
VI. Дидактическое упражнение «Слушай и считай» (5слайд с Жучкой)
В: Жучка хочет с вами поиграть. Будьте внимательны и считайте сколько раз гавкнет Жучка. Вы считайте и пальчики загибайте.
(Выходит ребенок в маске собаки. Гавкает 2, 3, 4 раза)
Молодцы ребята, правильно считали!
VII. Дидактическая игра «Что мы знаем о кошке?» (6 слайд с кошкой)
В: Ребята, что есть у кошки по одному? (рот, нос, голова, хвост, спинка, животик)
А что у кошки по два? (глаза, ушки)
Сколько лап у кошки? (четыре)
Что любит кушать кошка? (молоко, рыбу, мясо, мышек, корм для кошек)
Какая кошка? (ласковая, мягкая, пушистая)
Как ласково назвать кошку? (кошечка, киска)
Молодцы ребята, вы справились с этими загадками!
VIII. Дидактическая игра «Подбери геометрическую фигуру»
В: Ребята, мышка со своими друзьями – мышатами прогрызли в сыре дырки. Посмотрите на какие геометрические фигуры похожи дырки в сыре? (круг, треугольник, квадрат)
Нужно подобрать такие же фигуры и закрыть дырки в сыре. (Вызвать 3 ребенка. Дети выбирают по одной геометрической фигуре и вставляют в совпадающее по форме отверстие)
В: Вот и справились со всеми заданиями и в награду за это герои покажут вам свою сказку.
IX Театрализация сказки «Репка» в исполнении детей.
В: Вот пришел однажды дедка
Посадить на грядке репку.
Репка эта лето зрела,
Все росла и все толстела.
Весь народ ходил дивился:
«Вот так овощ уродился!»
Вот и осень подошла –
Урожай снимать пора.
Пошел дед репку тянуть.
Дед: Я её вот так возьму.
Дерну раз! Дерну два!
Не выходит…Вот беда!
В: Позвал дед бабку.
Дед: Бабка, пойдем репку тянуть!
В: Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Бабка: Ох, уж репка велика!
А помощница одна.
Внучка, где ты? Просыпайся,
За работу принимайся!
В: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Внучка: Жучка! Жучка!
Скорее сюда!
Без тебя нам никуда!
Жучка: Это мигом, это враз,
Помогу я вам сейчас!
В: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедкой, дедка за репкой. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.
Жучка: Нужно кошку срочно звать!
Кошка: Незачем меня искать!
В: Кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедкой, дедка за репкой. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Кошка: Дело надо завершить –
На помощь мышку пригласить!
Мышка, где ты? Выходи!
Нам скорее помоги!
Мышка: Я за кошку уцеплюсь!
Кошка: Я за Жучкин хвост возьмусь!
Жучка: Ухвачусь за внучку!
Внучка: Я за бабку!
Бабка: Я за дедку!
Дед: Я за репку взялся крепко!
Раз – два, давай!
Бабка: Три – четыре, помогай!
Внучка: Взялись дружно!
Жучка: Взялись смело!
Все вместе: Тянем вместе, тянем дружно,
Репку вытянуть нам нужно!
В: Три – четыре, потянули…
Репку из земли рванули!
Без труда не вытащишь и репку за бока!
В: Вот мы и посмотрели сказку «Репка». Нам нужно возвращаться обратно в детский сад.
Вставайте все в круг, закрывайте глазки.
В: Вокруг вас я обойду
В садик вас опять верну
1 2 3 4 5
Можно глазки открывать!
X. Подведение итогов.
В: В какой сказке мы сегодня побывали?
Каких героев встречали?
Как мы им помогали? (ответы детей)
В: Дети, нужно всегда помогать друг другу, и тогда все получится. А за то, что вы такие добрые, умные и дружные, дедушка и бабушка высылают вам вкусную и очень полезную репку. В ней много витаминов. Она дает людям силу и здоровье! Кушайте на здоровье!
Урожай у нас хорош!
А теперь поделим репку:
Кто копал-тому кусок,
Кто растил-тому кусок,
Кто тянул-тому кусок,
Кто кричал-тому кусок,
Кто смотрел-тому кусок!
Ну а лодырю мы тоже,
Не скупясь, кусок предложим!
Конспект НОД на тему: «Конкурс эрудитов»
Афонина Лариса Петровна «МКДОУ «ДС «Теремок» пос. Ханымей Пуровский р-н ЯНАО
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая.
Задачи: продолжать учить детей применять свои знания на практике, закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь, любознательность, самостоятельность; воспитывать положительные межличностные отношения в команде.
Ход конспекта:
Обобщающее занятие по пройденным темам можно провести в виде соревнования двух команд.
Разделить детей на команды можно следующим образом. Картинки с изображением четырёх времён года разрезаются на 2 части (поучается 8 половинок). Так как детей в группе, как правило, больше восьми, нужны ещё 2-3 картинки (разные) с изображением зимы, весны, лета, осени. Части картинок перемешиваются и раскладываются на столе «рубашкой» кверху. Каждый ребёнок берёт по одной, рассматривает её и ищет свою «половинку». Когда все картинки собраны, воспитатель просит детей, у которых на картинках изображено время года, идущее после осени - встать слева от него, тех, у кого на картинках время года, после которого начинается осень - справа, и тех, кому досталось изображение времени года, наступающего после зимы - слева, после лета - справа. Каждая команда придумывает себе название.
Например, можно спросить детей о том, какие цветы появляются первыми (подснежники). Давайте так и назовём команду с карточками весны. - А какие цветы появляются летом? Давайте эту команду назовём «Ромашки». У воспитателя заранее заготовлены эмблемы. За правильный ответ команда получает подснежник или ромашку. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие.
«Поезд» уже ждёт. Это стульчики, поставленные друг за другом. Посадка пассажиров. Начало поезда обозначено стулом. На каждом вагоне - его «номер» геометрическая фигура, имеющая определённый размер (большой или маленький). Дети идут в кассу и покупают билет. Это карточка, на одной стороне которой обозначен вагон, например: 1, на другой стороне - две цифры 1 и 2. Большая цифра показывает, сколько детей может ехать в вагоне, маленькая - сколько игрушек разрешается взять с собой в этот вагон. Карточек с одинаковым номером и количеством пассажиров и игрушек должно быть по 2. На всех билетах большая цифра 2, а маленькие - от 2 до 8. Таким образом, два человека должны будут распределить между собой определённое количество игрушек. Кроме чисто математической задачи (состав числа), детям приходится решать и личностную.
При проверке билетов «контролёр» - воспитатель просит детей прочитать» номер вагона (например, большой зелёный круг, маленький красный квадрат и т.п.) и назвать количество пассажиров игрушек. Наконец билеты проверены, и можно отправляться в путь.
• Первая остановка.
На столе у каждой команды альбомный лист, 5 прямоугольников, длина которых равна длине альбомного листа, а ширина равна 1/3 ширины альбомного листа. Прямоугольники белого, синего, красного, зелёного и жёлтого цвета. Необходимы также кисточки и клей. Команды должны склеить флаг России.
• Вторая остановка.
На двух столах разложены открытки с видами современной Москвы (башни Кремля, Большой театр, Третьяковская галерея, театр Образцова, памятник Ю. Долгорукому, Вечный огонь, Останкинская башня). Команды, посовещавшись, должны назвать объекты, изображённые на открытках. Задание капитану: показать на карте Россию и указать места, где наиболее холодно наиболее тепло. Когда капитан одной команды выполняет задание, капитан другой - отворачивается.
• Третья остановка.
Подобрать календари погоды соответственно времени года, изображённому на картинках у каждого ребёнка. На двух столах, стоящих поодаль друг от друга, разложены календари погоды. Причем на столе для команды «Подснежники» есть и летние календари, а на столе команды «Ромашек» зимние.
• Четвёртая остановка.
Один ребёнок из команды «Подснежники» идёт в команду «Ромашки», которая называет ему какого-либо зверя. Его-то и нужно изобразить как можно точнее - так, чтобы своя команда смогла отгадать. Игра проводится 4-6 раз.
• Пятая остановка.
Детям предлагается отдохнуть и подкрепиться. По одному человеку от команды подходят к столу, на котором лежат различные фрукты и овощи. Дети закрывают глаза, и каждому в рот кладут кусочек одного и того же фрукта или овоща. Узнав еду на вкус, каждый ребёнок подходит к своей команде и выбирает из лежащих на отдельном столе картинок ту, которая изображает съеденный им фрукт или овощ. Затем к столу подходят следующие члены команды и т.д. В конце карточки двух команд сравниваются.
• Шестая остановка.
Конкурс капитанов: блицтурнир. Капитанам по очереди задаются вопросы в достаточно быстром темпе. Если капитан затрудняется, ему помогает команда.
1. Чего на поле больше - ромашек или цветов? 2. Кого в лесу больше - медведей или зверей? 3. Кого больше улетает осенью - птиц или ласточек? 4. Кого больше в степи - зверей или травоядных?
• Седьмая остановка.
Детям предлагается «сварить» борщ. На двух столах, стоящих в разных концах группы, находится кастрюля, а овощи для борща - на другом столе посередине. На этом столе лежат и такие овощи, которые не нужны для приготовления борща, а также фрукты. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее соберёт все необходимое для варки.
• Восьмая остановка.
Для этого задания потребуются большой лист бумаги (0,5 ватманского листа) и фломастеры. Каждой команде предлагается нарисовать человека (одной - мальчика, другой - девочку). Рисовать должны все одновременно. Выигрывает та команда, которая это сделает быстрее и лучше. В этом задании детям потребуется не только умение рисовать, не только знание частей тела человека, но и умение сотрудничать друг с другом.
Игра «Стоп»
Играют обе команды. Под музыку дети танцуют. С остановкой музыки они должны принять позу и показать выражение лица, которые изображены на карточке в руках воспитателя. Причём если на карточке нарисована девочка, то мальчики садятся на корточки, а девочки принимают соответствующую позу. И наоборот.
• Девятая остановка.
На столе разложены картинки с изображениями ухвата, горшка, печи, лучины, стола, сундука, платяного шкафа, плиты и кастрюли. Найдите предметы, которых не было в старину.
• Десятая остановка.
Конкурс капитанов: блицтурнир.
- Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится, курочка или петушок? - Каким гребешком не причешешься? - Под каким кустом сидит заяц, когда идёт дождь? (Под мокрым.) - В какую косу не вплетёшь ленту? - Сколько концов у одной палки? (2) У двух? (4) У двух с половиной? (6) - Какой город в России самый большой: Новгород или Псков? (Москва.) - Какая птица из яйца родится, а яиц не несёт? (Петух.) - Моего отца зовут Иван Петрович. Моего сына зовут Михаил Иванович. А как зовут меня? (Иван Иванович.) - На берёзе 6 больших шишек и 2 маленьких. Сколько всего шишек на берёзе?
- У зверя броненосца две передние ноги, две задние, да ещё две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца? - Что в суп кладут, а не едят?
• Одиннадцатая остановка.
Работа с пособиями. Задание 1: «Расскажите, где сделали эту фотографию? Команды по очереди отвечают.
Задание 2: «Что перепутал художник?» - Найдите всё, что художник нарисовал неправильно. Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество ошибок. Задание 3: «Обведите красным карандашом рисунки, на которых изображено прошлое, а зелёным – современные рисунки». - Найдите все пары. Выигрывает та команда, где дети сделали меньше ошибок. Задание 4: «Береги природу!' - Найдите (раскрасьте) те рисунки, на которых изображены ребята, которые бережно относятся к природе и её обитателям. Объясните свой выбор.
Подведение итога конкурса.- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте посмотрим букеты, которые вы собрали. Подсчитывается количество подснежников - одной команды и ромашек у другой. Их число сравнивается. Все дети получают по небольшому сувениру. Конкурс можно завершить чаепитием из самовара.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с интеграцией образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»