Игра на музыкальных инструментах
Дети с удовольствием играют на детских игрушечных музыкальных инструментах. К звучащим музыкальным игрушкам относятся:
• ударные - бубны, треугольники, барабаны, тарелки, кастаньеты;
• духовые - флейты, саксофоны, кларнеты, триолы...;
• ударно-клавишные - игрушечные рояли, пианино, металлофон;
• струнные - балалайки, домры, скрипки, гитары...
На перечисленных ударных инструментах дети вполне могут пытаться повторять ритмы.
Можно предложить ребенку, аккомпанировать вам, когда вы будете петь простую песенку. Если малыш уже понял, что такое ритм, и умеет его отхлопывать ладошками, он, скорее всего, сможет воспроизвести его с помощью ударных инструментов: погремушки и бубна, барабана и металлофона. Использование ударно-клавишных и особенно струнных, конечно, сложнее, но и это получится после некоторой тренировки. Если в подобной игре участвует несколько детей или членов семьи, какой замечательный оркестр может получиться!
Пальчиковые игры
«Кулачки- ладошки»
(Выполняется сидя за столом.)
Повторяя с интервалом в 1-2 секунды «кулачки - ладошки», сжимаем, соответственно, кулачки (пальцы повернуты вниз, кисти ложатся на стол), а затем растопыриваем пальцы, переворачивая руки ладонями вверх, показываем ладошки (тыльные стороны ладоней ложатся на стол).
«Камушек, солнышко, забор»
(Выполняется сидя за столом.)
Не спеша повторяя слова, меняем положение пальцев. Камушек
(пальцы сжаты в кулачки, кисти ложатся на стол
ладонями вниз). Солнышко
(пальцы распрямляются, растопыриваются,
ладошки ложатся на стол). Забор
(ставим ладони на ребро, выпрямленные пальцы
сжаты вместе, ладошки располагаются друг
напротив друга).
«Кисточка»
(Выполняется сидя за столом.)
Локти стоят на столе, пальцы развернуты от себя, подушечки пальцев сложены вместе, ладошки повернуты вниз. В такт стишку покачиваем запястьями вправо-влево.
Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу.
«Очки»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Что стряслось у тети Вали?
(Вопросительный жест: «Что?» Покачиваем из стороны в сторону раскрытыми ладошками, развернутыми вверх.)
У нее очки пропали!
(Складываем из указательных и больших пальцев «колечки», изображая очки, и прикладываем их к глазам.)
«Капустка»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Мы капустку режем, режем
(в такт словам проводим одним указательным
пальцем по другому), Мы морковку трем, трем
(в такт словам проводим одной ладошкой по
другой), Мы капустку солим, солим
(имитируем движение, которое мы делаем, когда
солим пищу щепотью), Мы капустку мнем, мнем
(сжимаем и разжимаем пальцы, имитируя
движение, которое мы используем при засолке
капусты).
«Большой палец»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Четыре пальца рук сжаты в кулак, большие пальцы подняты
вверх и совершают круговые движения по и против часовой
стрелки.
Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу.
«Пальчик-мальчик»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Кисти сложены ладошка к ладошке, если ребенок сидит за столом, то локти опираются о стол. В такт стишку поочередно сводим и разводим каждую пару пальчиков, как бы похлопываем
ими друг о друга.
Пальчик-мальчик,
Где ТЫ был? (большие пальцы)
С этим братцем
В лесХОДИЛ (указательные).
С этим братцем
Щи варил (средние).
С этим братцем
Кашу ел (безымянные).
С этим братцем
Песни пел (мизинцы).
Еще один вариант тех же движений пальцами:
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш!
«Пальчики здороваются»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся указательных, средних, безымянных пальцев и мизинчиков. Кисти могут быть повернуты к себе и от себя. Лучше всего, если используются и тот и другой варианты.
Я здороваюсь везде Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседской курице.
«Комарик»
(Выполняется сидя за столом.)
Сжать руки в кулачки, указательные пальчики вытянуть вперед, большие пальцы и мизинцы опираются на стол. Произнося вторую строчку, «переступаем» по столу средними и указательными пальцами.
Не кусай, комарик злой, Я уже бегу домой.
«Человечек»
(Выполняется сидя за столом.)
Указательные и средние пальцы в такт стишку «ходят» и «бегают» по столу.
Вот большие ноги идут по дороге,
А маленькие ножки бегут по дорожке.
«Пальчики гуляют»
(Выполняется сидя за столом.)
В первое время возможен упрощенный вариант, когда все
пальцы одновременно распрямляются и затем сгибаются.
И. п.: пальцы сжаты в кулачки, руки лежат на столе ладошками вниз.
Раз, два, три, четыре, пять
(последовательно выпрямляем пальцы,
растопыривая их на поверхности стола), Вышли пальчики гулять
(приподнимаем и опускаем пальцы, как будто
нажимаем на клавиши), Раз, два, три, четыре, пять,
(последовательно сгибаем пальцы, сжимая их в
кулачок), В домик спрятались опять
(слегка пристукиваем по поверхности стола
сжатыми кулачками).
«Дом»(Сидя, стоя.)
На поляне дом стоит.
(Пальцы складываются в жест «дом».) Только путь к нему закрыт.
(Ладони на себя, пальцы соприкасаются
друг с другом.) На дверях висит замок.
(Сплетаем пальцы в «замок».) Кто его открыть бы смог?
(Держим пальцы в замке.) Мы замочком постучали
(неразжимая пальцев постукиваем по столу), Постучали, постучали... Мы замочек покрутили
(неразжимая пальцев, совершаем вращательные
движения запястьями), Покрутили, покрутили... Мы замочек потянули...
(Тянем кисти в разные стороны,
но не разнимаем рук.) Потянули... и... открыли!
(Разнимаем руки.)
«Зайчик»
(Сидя за столом.)
Локти опираются на стол, указательные и средние пальцы выпрямляются вверх и разводятся в стороны, это заячьи ушки. В такт стишку предплечья и кисти поворачиваются на себя и от себя.
Зайка серый скачет ловко. В лапке у него - морковка.
«Колечко»
(Сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Выйду на крылечко
(большие и указательные пальцы образуют
колечко), Вынесу колечко
(остальные пальцы разводятся в стороны), Поиграй в колечко
(предплечья и кисти поворачиваются на себя), Сидя на крылечке
(и от себя, пальцы сохраняют прежнее положение).
«Оркестр»
(Стоя.)
Имитируем игру на музыкальных инструментах. Можно использовать дополнительно жесты, обозначающие слова «кот», «зайка», «мишка».
Кот играет на баяне - ля-ля-ля, ля-ля-ля, Зайка наш - на барабане - бам-бам, бам-бам-бам! Ну а мишка - на трубе - ду-ду-ду, ду-ду-ду, Поиграть спешит тебе - ду-ду-ду, ду-ду-ду! Как играет наш баян? - Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Как грохочет барабан? - Бам-бам, бам-бам-бам! Как поет у нас труба? - Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
«Грабли»
(Сидя за столом.)
Листья падают в саду.
(Кладем ладошки друг на друга на стол.) Я их граблями смету.
(Четыре пальца изображают грабельки и
«подметают» стол.)
«Красные цветки»
(Сидя, стоя.)
Исходное положение - ладони повернуты к себе, все пальцы
собраны в щепоть.
Наши красные цветки Распускают лепестки
(пальцы медленно раскрываются в стороны). Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет
(кисти с «распущенными цветами»
покачиваются на себя - от себя). Наши красные цветки Закрывают лепестки
(пальцы медленно собираются в щепоть,
принимая исходное положение). Головой качают, Тихо засыпают...
(кисти медленно поворачиваются от себя,
и «цветы» медленно опускают головки вниз).
«Мы по полю шли»
(Сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Мы по полю шли
(имитируем ходьбу; в варианте стоя - переступаем ногами, в варианте сидя - «идем» пальцами)
И два камушка нашли
(пристукиваем кулачком о кулачок).
Угадай, где какой
(отведенными большими пальцами поочередно прикасаемся к кулачкам; ладошки смотрят вниз),
И ладошки открой!
(разворачиваем кисти вверх и открываем ладошки)
Заключение
Основная трудность, с которой могут столкнуться родители -это нежелание ребенка заниматься. Рецепт здесь только один: ИГРАЙТЕ! Еще раз стоит подчеркнуть, что редкий малыш согласится сидеть на месте и выполнять упражнения или впитывать новые знания. И это - естественно! Именно поэтому все задания, которые мы предлагаем в этой книге, называются игра-упражнение или игровое упражнение. Возможно, в первое время вам удастся проводить только одну игру, которая займет минут пять. Не опускайте рук, постарайтесь заниматься регулярно, а новые игры вводить постепенно, понемногу. Обращайте внимание на то, сколько времени ваш малыш сохраняет внимание на том, что ему предлагают делать, не переутомляйте его! Обязательно поддерживайте любые попытки малыша откликнуться на ваше предложение и поучаствовать в играх! Не бойтесь экспериментировать. Вполне можно адаптировать материал для игры, если вы видите, что ребенку что-то пока не удается разбить какое-то задание на отдельные части, а потом соединить их вместе. Главное, чтобы и вам, и вашему ребенку было интересно. Кто знает, возможно, вы внесете свой творческий вклад в будущие занятия логоритмикой с детьми с синдромом Дауна!
Мы искренне желаем вам успеха!
Литература
Бутакова Л. Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе. - М., 1994. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 1999.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. -Екатеринбург, 1998.
Конторович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. - М., 1961.
Краузе Е. Логопедия. Учитель и ученик. - СПб.: Корона-принт, 2002.
Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2002.
Лопухина И. С. Ритм, речь, движение. - СПб.: Дельта, 1997. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1976.
Музыка и движение / сост. С. И. Бекина и др. - М.: Просвещение, 1981.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.-Новгород: Изд-во «Флокса», 1995.
Содержание
Чтотакое логопедическая ритмика.............................................. 3
Немного о методах обучения
на занятиях логоритмикой................................................... 7
Двигательная сфера............................................................ 10
Тренировка артикуляционного аппарата........................... 11
Развитие внимания и памяти.............................................. 11
Развитие слуховых функций.............................................. 12
Развитие речи...................................................................... 13
Структура и содержание логоритмических занятий
для детей с синдромом Дауна............................................ 13