Зелено-желтый выбор или красно-синий
Люди, выбравшие сочетание зеленого и желтого цвета, ищут новые пути, хотят признания, лучшего положения, но не желают отделяться от других. Они не хотят командовать. Они занимаются главным, а не второстепенным.
Это проявление реализма, опора на реальные, подлинные ощущения по Юнгу.
— Я знаю, как надо, — говорит этот цветовыбор. Афоризм, воплощающий программу:
Дорогу осилит идущий. Красно-синий выбор говорит:
— стремится к действиям, впечатлениям (очевидны проявления красного цветовыбора);
— стремится к удовлетворению, близости, взаимопониманию и не хочет лидерства (слова синего цветовыбора).
Это цветосочетание романтика, артиста, интуита. Подарим ему афоризм: Вижу берег зачарованный И очарованную даль.
Цветовые портреты
Красно-синий человек
Мне дали телефон человека, который поможет создать диск
для музыкотерапии.
Мы знакомимся по телефону, я прошу его выбрать желанную
цветовую пару.
Его выбор — сине-красный.
— А чем Вы занимаетесь, Владимир Михайлович?
— Я лечу музыкой.
— Я Вас уже люблю (синее слово). Приходите в среду в 12. Я прихожу.
— А мы вас ждали во вторник, — говорит мне этот милый человек.
59
Я думаю: — А почему, сине-красный друг, Вы ждали меня во вторник, когда говорили о среде? Может, потому, что в первой паре, главной паре цветовыбора, нет зеленого цвета.
Он добрый, всем помогает и много бегает, он весь взмыленный. Около этого человека изменяется пространство и время, при этом он устремляется по 4 направлениям сразу.
Сине-красный выбор
Я встречаю знакомого, и он рассказывает о своем сыне.
Его сын — способный экономист, преподает. Но увлекся ис-кисствон. Хочет быть одновременно Битлом и Высоцким. Пишет песни, исполняет гитарные мелодии. Когда предлагали заниматься музыкой — отказался, а теперь погрузился в увлечение искусством.
— Это красно-синий человек, — думаю я.
Мы приходим домой. На стене висит картина сына - но ней красный и синий цветаПриходит сын. У него волосы до плеч. Он похож на всех молодых гитарных исполнителей и на всех молодых талантливых музыкантов.
Парень выбирает цвета. Это фиолетовый, красный и синий тот же фиолетовый.
Как я встретил людей зелено-желтого цветовыбора
Мне звонят психологи.
— Владимир Михайлович, приезжайте к нам за город. У нас психологический центр. Мы вместе давно работаем. Но ни слова о музыке. Говорите только про цвет.
Я приехал за город в этот центр. Передо мной 16 человек. Это одна команда. Они деловые, общительные, заняты общим делом.
Одна молодая яркая женщина отличается от остальных. Все сидят, она ходит по комнате. У нее яркое и страстное лицо.
Начинаем с главного — знакомимся, все выбираем цвета.
Наступает немая сцена. Все 15 выбрали зеленый и желтый. Это единая группа психологов — умных и общительных, они интересуются новым.
Страстная красавица единственная выбрала красный и желтый.
Мы работаем 3 часа, и страстная говорит удивительные слова:
— Я работала с людьми, приговоренными к смертной казни. Это напряженная работа. Стрессы я решаю обычным путем.
(Меня, как начинающего цветового психолога, заинтересовало, как женщина красно-желтого цветовыбора снимает стресс.)
— Это секс и спорт, — заявляет красавица.
Сколько же энергии у человека, если так она снимает свою психологическую усталость!
60
Зелено-желтые люди говорят: «Я знаю как надо». Они любят порядок, и когда жизнь оказывается асимметричной, их негодованию нет предела. Люди такого типа возмущаются:
— Почему они пьют?
— Зачем они воюют?
— Почему в магазине написано «сырвелат», а не «сервелат»? Почему на афише написано «концерт Поганини», а не
«Паганини»?
В итоге зелено-желтый человек добивается справедливости.
Я люблю и уважаю зелено-желтых людей. К сожалению, я сам не зелено-желтый — это сочетание мне пока не близко.
Ответ Клара суров — если человек не хочет сочетания зеленого и желтого цвета, он занимается не главным, а пустяками.
Это правда. Я люблю импровизации. Вместо того чтобы писать эту книгу, я два года проводил семинары и эксперименты.
Возможно, если я восприму это цветовое сочетание, я стану более структурным.
Марк Твен сказал:
— Привычки не выбрасывай в окно, а сведи с уважением по лестнице, как пожилого родственника.
— Надо возделывать свой сад, — утверждал Вольтер.
— Я выковывал дух, — говорил Блок.
— Надо укротить и облагородить инстинкт, - промолвил мудрый Чехов.
Я создал на компьютере пульсирующие образы цветовых пар. Надеюсь доказать, что они приучают подсознание принять иные цветовые сочетания. Это будет двуцветная цветотерапиия, цветокоррекция.
Хочется верить, что данная разработка и мне самому поможет измениться в лучшую сторону.
Роли зеленого цветовыбора
Важно при оценке типа человека по цветовыбору посмотреть:
— есть ли в первой паре выбора зеленый цвет или нет;
— зелено-синий умен и доброжелателен, это мудрец-интроверт;
— зелено-красный — лидер, он может командовать;
— зелено-желтый — учитель, доброжелательный человек, он не хочет командовать.
Перед нами три типа зеленого хронотипа — состояний, установок и, возможно, типов человека.
Я иду из посольства Риги с человеком, с которым оказался в очереди рядом. Он говорит: — Я всегда все делаю четко, по плану. Я знаю время по минутам, когда приходит автобус из Риги. У меня все записано и все очень четко.
— Это зеленый человек, — думаю я и предлагаю ему сделать воображаемый выбор среди 4 цветов.
Немного подумав, он говорит:
— Зеленый.
Я подумал про себя: — Зеленых людей три типа.
— Вы любите командовать? — спрашиваю я.
— Нет, - отвечает спутник.
— А учить любите?
— Нет, — отвечает он.
— Это зелено-синий человек, — предполагаю я.
— Какой ирет Вы выберете вторым? — спрашиваю я с интересом. Немного подумав, он отвечает: - Синий.
Цветовыбор в системе психологических ориентировКлючами для понимания двуцветных портретов стало сопоставление цветовой психологии с психологическими ориентирами. Люшер и Фрейд
Клинические наблюдения Люшера и выводы Фрейда должны совпадать, если обе эти системы истинны.
Если цвег отрицается, то отрицается егопсихологическая прарамма Этот постулат цветологии созвучен защите Фрейда — отрицание.
Если серый цвет занял 1-е — 3-е место, то все последующие программы отрицаются.
Сублимация Фрейда приходит на память, когда мы видим, как психологическая программа одного цвета замещает и компенсирует отрицание другой программы.
Когда синий цвет выбран первым и должен компенсировать отрицаемые цветовые программы, возникает желание снять напря-женность приятными простыми радостями. Это живо напоминает образ Фрейда — регрессия на примитивный уровень.
Образ 3. Фрейда и К. Перлса — проекция возникает у нас когда мы оцениваем программу отрицания сразу двух цветовых программ желтого и красного цвета.
Нет оптимизма и энергии, то есть отсутствуютпрограммы успешного взаимодействия с миром. При этом человек полагает, что в его неприятностях виноваты другие, и принимает этот вымысел за реальность.
Люшер и Берн
Гипотеза психолога Малышева соединяет цветовыбор Люшера и образы Берна.
Зеленый и красный можно связать с образом взрослого.
Сочетание синий и красный — с образом ребенка.
Применение этой концепции помогало в работе.
В семейной терапии было полезным понять, что мать оказывается слабым добрым ребенком, а в ее дочери скрывается сильный лидер. После сообщения такого вывода семье ребенок бросается обнимать свою маму или бабушку, которая оказалась большим ребенком и нуждается в помощи.
Работа последующих лет дала понимание, что зеленый цвет — знак рациональности. Выбравшие зеленый цвет — это взрослые и родители по Берну. А те, кто не выбрал зеленый цвет, являются милыми эмоциональными детьми, что тоже прекрасно.
Люшер и ЭОнг
Сопоставление цветовых программ Люшера и образов Юнга оказалось наиболее удачным и дало ключ к пониманию значения цветовых пар.
Если пользоваться понятиями Юнга, то основные цвета Люшера можно оценить следующим образом.
Красный ижелтый цвета — активны, энергетичны и экст-равертны.
Зеленый и синий цвета — интровертны и менее энергичны.
Мужские цвета — зеленый и красный — воплощение Анимуса Юнга. Женские цвета — синий и желтый — воплощение Анимы Юнга
Данные этнографии, этнологии, антропологии, аналитической и функциональной психологии подтверждают, что существует предпочтение цветов в зависимости от пола. Мужчины предпочитают символ темперамента холерика — красный цвет, и флегматика— зеленый цвет. Женщины предпочитают психологические программы мягких зависимых цветов — желтого и синего.
Выбор зеленого ижелтого цветов связан с программой реальности. Красного и синего — синтуицией, артистичностью.
В наблюдениях за пожилыми людьми психологическая оценка первых двух цветов совпадает с наиболее типичной для человека моделью поведения.
Это позволило сопоставить выбор первых двух цветов и образ стиля жизни Адлера.
Люшер и Адлер
Сравним некоторые понятия у Адлера и у Люшера.
Адлер
Жизненный стиль — индивидуальный способ для достижения жизненных целей, стиль приспособления к среде ивзаимодействия с ней, с миром.
Люшер
Первый цвет реализует средство достижения цели, второй — цель.
Выбор первых двух цветов часто отражал психологические программы взаимодействия с миром, со средой и взаимодействия с ней; возможно, их сочетание выражает тип действия человека в мире (перед нами аналогия стиля жизни Адлера).
Люшер и Айзенк
Айзенк определяет 3 признака личности:
1-й признак - экстравертность иинтровертность — в цветоло-гииэто сочетания красного и желтого цветов, отражающих активность личности.
Интровертность практически оказалась связанной с выбором спокойных цветов — зеленого и синего.
2-й признак — нейротизм, или тревожность, которая блистательна отражена в цветологии.
3-й признак — психотизм — такие черты, которые мешают включению в социум.
В ответах Клара есть 4 сочетания, несущих максимальный драматизм (Люшер их не подчеркнул): гнев, суицидная установка, отчаяние и ощущение краха.
Ясно, что такие состояния мешают социальности испытывающего их человека.
Мы их обсудим ниже.