Сольфеджио письменно и устно

1. Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном мажоре или в одном из видов минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4; диктуется 12 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, восьмая с точкой и шестнадцатая, простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой.

2. Спеть гамму: мажорную (натуральную и гармоническую), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую).

3. Спеть в тональности ступени; интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны), аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращение, Д 7 и его обращения с разрешением, VII 7 уменьшенный и малый вводный с разрешением, II 7).

4. Спеть от звука вверх и вниз интервалы и аккорды, указанные в п.3.

5. Определить на слух лады (мажор 2-х видов, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени; интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-5 интервалов, 3-4 аккорда); интервалы и аккорды от звука (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3).

6. Спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием в тональности до 4-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности - соответственно диктанту).

7. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности и их буквенные обозначения, название октав на фортепьянной клавиатуре.

8. Знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах.

9. Сыграть на фортепиано, называя звуки, любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать ключевые знаки любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности.

10. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонические тональности.

11. Строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие.

12. В тональности гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (тритоны и характерные) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определять тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться.

13. Строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды. В тональности и от звука уметь разрешить Д 7 с обращениями и вводные септаккорды.

14. Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.

Критерии оценки

Зачтено

Письменное задание: диктант.

Задание выполнено без ошибок или допущено не более 5 несущественных ошибок

Устный ответ:

- точное интонирование, соблюдение ритмического рисунка при чтении номера с листа (допускаются небольшие неточности);

-правильное построение и точное интонирование ладов, интервалов и аккордов;

- определение на слух более половины предложенных интервалов, ладов, аккордов.

Не зачтено

Письменное задание: диктант.

Допущено 6 и более ошибок.

Устный ответ.

- интонационные, ритмические ошибки, «уход» из тональности при чтении с листа;

- полное отсутствие техники построения и неточное интонирование ладов, интервалов и аккордов;

- не определение на слух ни одного интервала.

По виду «Оркестровые струнные инструменты»

Специальность

Абитуриент должен исполнить:

1. Гамма, арпеджио, двойные ноты;

2. Этюд на любой вид техники;

3. Крупная форма;

4. Пьеса.

Критерии оценки

Зачтено:

Хорошее владение звуком, правильная постановка игрового аппарата, чистота интонации, исполнение наизусть, грамотное прочтение нотного текста музыкального произведения, свободное преодоление технических трудностей, понимание стиля, формы и характера исполняемых произведений, владение необходимыми приемами и штрихами.

Не зачтено

Посредственное исполнение программы, неустойчивая интонация, техническая некомпетентность, эмоциональная скованность, отсутствие перспектив дальнейшего профессионального развития.

Наши рекомендации