Целевые ориентиры освоения программы (общие по ФГОС)
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению,
творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет
разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе
игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать
вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может
выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся
близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования
Целевые ориентиры освоения программы применительно к первой младшей группе
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности;
● ребёнок хорошо понимает устную речь и может
выражать свои мысли и желания;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся
близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?),
Учебно-методическое сопровождение
1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм (см. в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 11-84).
2. Дидактические игры (см. в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 11-84).
3. Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной деятельности (см в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа)
4. Дидактические материалы по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности (см. в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа)
5. Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности (см. в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа)
6. Дидактические материалы по сопровождению двигательной деятельности (см. в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа)
7. Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной литературы (см. в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа)
8. Дидактические материалы по сопровождению музыкально-художественной деятельности (см в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа)
9. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности (см. в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа)
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : 000 «Издательство ACT-ЛТД», 1997.
3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 1978.
4. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.
7. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
8. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Ю.Дети и дорога : метод, комплект для воспитателей детских садов. - М., 1994.
11. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. - Таллин : Валгус, 1976.
12. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 1975.
13. Дошкольное воспитание : журн. - 1990. -№ 8 ; 1991. -№ 2, 7.
14. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 1981.
15. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
16. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982.
17. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1993.
18. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
19. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.
20. Kupилoвa, О. С. Красный — стой, зеленый — можно. Желтый светит — осторожно : для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград : Семь ветров, 1995.
21. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 1973.
22. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
23. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
24. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. - М. : Малыш, 1984.
25. Кутакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : программы и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
26. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.
27. Маландин, Н. Г. Внимание - дети / Н. Г. Маландин. - М. : Педагогика, 1975.
28. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
29. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.
30. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения : метод, разработки / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.
31. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
32. Соло.менникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
33. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979.
34. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
35. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.
36. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. - М., 1997.