Имам Мухаммад бин Абу Бакр, известный как ибн Къаййим аль-Джаузиййа.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр, известный как ибн Къаййим аль-Джаузиййа.

Содержание:

Раздел 1.

Сравнение наслаждения музыкой и песнью и наслаждения молитвой и Кораном; пояснение того, что одно из наслаждений отрицает другое во всех аспектах; так яке пояснение того, что при усилении одного из наслаждений и погружения в него слабеет и отдаляется другое.

Стр.: 2.

Молитва - великая радость любящих Аллаха и дар Господа верующим. Стр.: 3.

Сравнение сердца с почвой. Стр.: 3.

Сердце черствеет, если оно лишено единобожия. Стр.: 4.

Разделение людей по использованию своего тела на три вида. Стр.: 4.

Примеры этих трех видов людей. Стр.: 4.

Помнящие Аллаха, забывшие Его и предавшие Его. Стр.: 5.

7 Скрытый смысл (Тайна) молитвы и пример этого. Стр.: 5.

В свободное от пятикратной молитвы время человек отдаляется от Аллаха. Стр.: 6.

Глава об омовении. Стр.: 7.

К совершенству поклонения относится посещение мечети. Стр.: 7.

Поклонение в словах «Аллаху акбар» (Аллах велик). Стр.: 7.

Поклонение в словах «СубханакаАллахумма-вабихамдика». Стр.: 8.

13 Состояние молящегося во время чтения (Корана) и произнесения слов «аузубиЛляхи мин аш-шайтани ар-раджим» [Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана]. Стр.: 8.

Совет ибн Таймийя, данный ибн Къаййиму. Стр.: 8.

Состояние молящегося во время чтения суры «аль-Фатиха». Стр.: 9.

Некоторые значения восхваления. Стр.: 9.

Поклонение в словах «Господу миров». Стр.: 10.

Поклонение, содержащееся в словах «Милостивого Милосердного». Стр.: 10.

Властелин Дня воздаяния». Стр.: 11.

Значение «восхваления» и «восславления». Стр.: 11.

Поклонение в словах «Только Тебе мы поклоняемся». Стр.: 11.

Причина упоминания поклонения раньше, чем упоминания просьбы о помощи. Стр.: 12.

Основной смысл Корана основан на этих словах «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи». Стр.: 12.

Острая нужда раба в словах «Веди нас прямым путем». Стр.: 13.

Виды наставления, нужные человеку. Стр.: 13.

Поклонение в слове «Амин» и в поднятии рук. Стр.: 14.

Поклонение в поясном поклоне. Стр.: 14.

Когда сердце признает мощь Господа, оно не трепещет пред созданиями Господа. Стр.: 15.

Поклонение в стоянии. Стр.: 15.

Поклонение в земном поклоне. Стр.: 15.

Состояние молящегося в промежутке между двумя земными поклонами. Стр.: 16.

Почему мольба о прощении совершается между двумя земными поклонами. Стр.: 16.

Почему земной поклон повторяется два раза. Стр.: 17.

Поклонение в ташаххуде и значение приветствий (тахиййят). Стр.: 18.

Причина упоминания благословения и благодеяния вместе. Стр.: 18.

Значение «тайибат». Стр.: 19.

Лучшие слова после чтения Корана. Стр.: 19.

Поклонение в словах приветствия (аль-Таслим) пророкам и праведникам. Стр.: 19.

Значение двух свидетельств в приветствии. Стр.: 20.

Просьба к Аллаху благословить Пророка. Стр.: 20.

Пять желательных выражений, сопровождающих призыв к молитве. Стр.: 21.

Смысл молитвы - стремление к Аллаху. Стр.: 21.

Стремление к Аллаху в молитве имеет три степени. Стр.: 21.

Каким должно быть стремление к Аллаху в каждом элементе молитвы. Стр.: 21.

Несколько слов о подчинении Аллаху. Стр.: 22.

Разъяснение плодов смиренности перед Всевышним Аллахом. Стр.: 23.

У всего свои плоды, плод молитвы - стремление к Аллаху. Стр.: 23.

Почему отдых в молитве? Стр.: 23.

Близость к Аллаху - один из плодов молитвы. Стр.: 24.

Раздел 2.

Разница между приверженцами песни и музыки и приверженцами молитвы. Стр.: 24.

Раздел 3.

Когда же заблудшие, потерявшие путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сердца возвращаются к здоровому и трезвому вкусу, которым отличались. Стр.: 25.

Что слушают праведники. Стр.: 26.

Раздел 4

Скрытый аспект музыки и пения. Стр.: 27.

Действия искренних людей после прослушивания лживого (песенная поэзия, музыка и др.). Стр.: 27.

Сердце бывает трех видов. Стр.: 28.

Запрещенное шариатом. Стр.: 28.

_________________________________

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

О Щедрый Господь, облегчи и помоги.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр ибн Къаййим аль-Джаузиййа, да будет милостив Всевышний Аллах к нему, сказал:

Раздел 1.

Сравнение наслаждения музыкой и песнью и наслаждения молитвой и Кораном; пояснение того, что одно из наслаждений отрицает другое во всех аспектах; также пояснение того, что при усилении одного из наслаждений и погружения в него слабеет и отдаляется другое.

Знай же, что молитва - это услада очей для тех, кто любит Аллаха, радость души единобожников. Молитва - это сад тех, кто поклоняется Аллаху, и наслаждение сердец богобоязненных Его рабов.

Молитва - это критерий правдивых рабов и мерило, которым оцениваются состояния рабов, идущих прямым путем своего Господа. При этом верующие должны осознавать, что Всевышний Аллах дарит Свою милость тем из рабов, кто глубоко чтит молитву.

Сравнение сердца с почвой.

Сердца пустеют и истощаются, души скудеют и умирают без систематического возобновления сил, что и предлагает призыв на молитву, которую Аллах даровал человеку из милости к нему. Только стремясь и моля Того, в Чьих руках источник сил и жизни, только прося у Него спасения от жажды и истощения, признавая свою немощность и нужду в Его милости и благосклонности, - только так не зачерствеет душа, не истощатся в ней побеги веры, не пропадут ее плоды и не

опустеет сердце. Это и есть обычай верующего раба, которого ему следует придерживаться в течение своей жизни.

Сердце человека, так же, как и землю, постигает засуха. А имя этой засухи - забывание Аллаха. Так что причину того, почему человеческое сердце становится черствым, сухим и жестким, следует искать в недостойном отношении к Аллаху, в том, что сердце забывает о Нем.

Если раб божий помнит об Аллахе и стремится к Нему, Аллах непрерывно потчует его из чаши Милости. Забывшее же Аллаха сердце черствеет и опустошается настолько, насколько оно забыло Его. Если же забвение полностью поглотит сердце, оно пустеет, превращается в голую

пустыню и умирает. Ураганы страстей налетают на него со всех сторон не оставляя ничего на своем пути.

Так может погибнуть благородное, полное жизни сердце. Но стоит ему насытиться милостью божьей - оно оживет верой, воскреснет делами и даст великое множество плодов. Так можно сравнить сердце с деревом, корни, ствол, ветки, листья и плоды которого пропитаны влагой. Стоит

лишь не дать дереву воды, и оно засохнет, пожухнут его ветки и листья, и оно не даст плодов, возможно, даже засохнет все дерево. И если у такого дерева потянуть ветку, она не склонится к тебе, а поломается. Хороший садовод должен срубить такое дерево и кинуть в огонь.

Примеры этих трех видов людей.

Первого человекаможно сравнить с тем, кому была дана обширная земля, инструменты для ее возделывания и облагораживания, семена, и возможность орошать ее. Воспользовавшись всем этим, он возделал землю и подготовил ее для взращивания урожая, посеял на ней различные виды

злаков, посадил множество деревьев, дающих различные плоды, и огородил ее забором. Но он не остановился на этом, а приходил каждый день, охранял ее, защищал от вредителей, чинил то, что прохудилось, сажал новые растения, заменяя ими те, что высохли и погибли, обрезал и прореживал и использовал получаемую с нее продукцию для дальнейшего ее улучшения.

Второй человексравним с тем, кто взял эту землю и использовал ее для приюта диких зверей и хищников, для гнили, смерти и разложения. В его руках эта земля стала убежищем для воров,

грабителей и преступников. Он использовал все, что было дано ему для возделывания и облагораживания земли, для потчевания подобных гостей.

Третийсравним с тем, кто взял эту землю, но не возделывал ее и не орошал, а дал воде утечь в бездну пустыни, без какого-либо проку, и остался у разбитого корыта. Это - пример трех категорий людей: тех, кто всегда помнит Аллаха, тех, кто пренебрег Им, и тех, кто предал Его.

Глава об омовении.

Омовением человек очищается от нечистот, готовится предстать перед Господом чистым как внешне, так и внутренне:

Внешне - чистота тела и его членов.

Главное же во внутреннем очищении - покаяние, которое очищает сердце от нечистот греха и непокорности. И поэтому в Своих словах

Всевышний Аллах расположил покаяние и очищение рядом, сказав: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся!»(Корова, аят 222).

Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что после омовения и произнесения слов свидетельства о вере, желательно произнести следующие слова: «Господи, введи меня в число кающихся и очищающихся».

Тем самым Он усовершенствовал для него степени поклонения и очищения как внутренне, так и внешне. Ибо произнося слова свидетельства, он очищается от многобожия, каясь, он очищается от

грехов, а водой очищается от наружных нечистот. Он установил для него совершенные степени очищения, осуществляемые до того, как он приступит к поклонению Аллаху и встанет перед Ним. И только после того, как он очистит свое тело и свое сердце, ему дозволено поклониться Аллаху, стоя перед Ним, и тем он избавляется от удаления от Всевышнего Аллаха.

Своим присутствием в Его доме (мечети) - месте поклонения раб приобщается к числу Его слуг. Поэтому некоторые законоведы считают, что только присутствие в мечети делает совершение обязательной молитвы полным поклонением, другие же считают, что это очень желательно.

Властелин Дня воздаяния».

Слова «Властелин Дня воздаяния» внушают смирение и покорность в сердце раба, надежду на Его праведный суд, запрещают человеку делать зло и чинить несправедливость. Вдумавшись в эти слова, молящийся найдет в них подтверждение обещания Господа рассудить всех и воздать

всем по делам каждого, добром за добро, наказанием за зло, за что также должно быть благодарение, как об этом сказал Всевышний: «Решено между ними по истине, и скажут: "Хвала Аллаху, Господу миров!»(сура «Толпы», аят 75).

В предании говорится, что все создания будут восхвалять Господа в Этот день, как те, что в раю, так и те, что в аду, ибо это произойдет в результате Его справедливости и милости оказанной Им рабам. И в силу того, что слова раба «Слава Аллаху, Господу миров» являются, по сути, извещением о его восхваление своего Господа, то Он сказал: «Восхваляет Меня раб Мой»

Поклонение в стоянии.

После поясного поклона молящийся становится прямо и ровно пред Аллахом, как и до поясного поклона, во время чтения Корана, готовый исполнить следующее предписание. Поэтому слова восславления и хвалы, которые он говорит при этом, похожи на слова восславления и хвалы,

которые он произносил стоя ровно.

У этого столпа молитвы особый вкус, наслаждение и состояние души, не похожие на то, что происходит во время поясного поклона. Этот столп не переходное состояние, а важная часть молитвы, как и поясной или земной поклоны.

Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершая молитву, задерживался в этом положении, как задерживался на поясном и земном поклонах, и говорил много слов восхваления, восславления и благодарности. Об этом мы упоминали в (книге) «Зад

аль-ма'ад фи хадйихайр аль-'ибад».

Во время ночной молитвы особенно много он повторял: «Господу моему благодарность, Господу моему благодарность».

Значение «тайибат».

Таййб - благое. Все благое принадлежит Ему, исходит от Него и приобретает свое качество от Него, как слова, так и действия. Всякая вещь становится благой, если связана с Аллахом. К примеру, когда мы говорим «раб Аллаха», «дом Аллаха», «дух от Него», «Его верблюдица»,

«Его рай - пристанище благих людей» - во всем этом благо.

Слова «Благое Аллаху» содержат восхваление и благодарность, возвеличивание и восславление, хвалу Ему посредством Его имен и атрибутов. И эти благие слова, которые говорят только Ему, и их значения принадлежат Ему и никому другому. Это такие слова, как «субханакаАллахумма-вабихамдика», что означают «Пречист Ты, о Аллах, от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе» или «субханакаАллах умма-вабихамдика-ватабаракасмука-вата' аляжаддукава ля иляха'гойрука».

что означают «Пречист Ты, о Аллах от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе, и свято имя Твое, и возвышено Твое величие, и нет бога, достойного поклонению, кроме Тебя». Слова «субхана Аллахи ва аль-хамду ли-Лляхива ляиляхаилля Аллаху, ва Аллаху Акбар» означают

«Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Аллаху, и нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и велик Аллах»; «субхана Аллахи вабихамдихи, субхана Аллахи аль-'азъим»можно перевести, как «Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Ему, пречист Аллах Великий от всего, что не подобает Ему». Все благое Ему, у Него, от Него и вернется к Нему. Он благо и не примет ничего, кроме благого. Он Бог благих людей и их Господь. Он даст приют возле Себя в убежище Его щедрости только благим людям.

Почему отдых в молитве?

В вышеупомянутом сообщении Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, имел в виду: объяви созыв на молитву, чтобы мы отдохнули, совершая ее, от тяжести и проблем этого мира, как отдыхает путник, когда достигнет оазиса, разобьет лагерь и обустроится - останется позади бремя и опасности дороги.

Вдумайся в его слова - «дай нам отдых в молитве». Ведь он не сказал: «Дай нам отдохнуть от молитвы». Так говорят лишь те, кто молится с трудом, «из-под палки». Для таких людей молитва - мучение.

Они радуются и отдыхают, когда она, наконец, заканчивается. Так происходит, потому что сердце этого молящегося наполнено другим, молитва же отрывает его от любимых его сердцу мирских дел. Он мучается на протяжении всей молитвы. Он знает, что молитва необходима, но молится, как нельзя плохо, что можно заметить по его поступкам в молитве: быстрое совершение поклонов, отвлечение от Господа, спешка, неискренность. На его языке одно, а в сердце другое надо быстрее завершить молитву и отдохнуть, а не отдохнуть, совершая молитву.

Это не та молитва!

Есть разница между молящимся поневоле, для которого молитва – плен физический и моральный, и молящимся с желанием, для которого молитва - душевное и физическое блаженство и источник существования.

Что касается первого, то молитва для его души подобна тюрьме и сковыванию его тела, мешая ему тем самым ввязываться в гущу опасностей. Возможно, он получит из-за этой молитвы прошение грехов и награду или получит милость Аллаха соразмерно своему поклонению в ней. А может получиться так, что он будет наказан за те недостатки, что имели место в ней.

Что касается второго, то молитва для него как сад, в ней он находит спокойствие для своего сердца, усладу для своих очей, наслаждение для себя, покой для своего тела, упражнение для своего духа. Поэтому он прибывает в блаженстве и живет в благоденствии. Он обязательно будет приближен к Аллаху, и ему дадут высокое положение у Аллаха. Он будет соучастником праведных наших предшественников в их наградах, более того, он получит высшую награду, которая будет касаться только его, и единолично будет иметь высокое положение и близость к Аллаху, которая является дополнительной степенью к имеющейся у него обычной награде.

Раздел 2.

Раздел 3.

Что слушают праведники.

Сподвижники Пророка, мир ему и довольство Аллаха им и благословение, когда скучали в компании, и им не хватало чего-нибудь для облегчения пути и возрождения чувств и любви, наказывали одному из компании читать Коран, остальные же слушали. Тогда успокаивались

их сердца, слезы скатывались по щекам. Они наслаждались верой, и это наслаждение намного сильнее, чем наслаждение от прослушивания музыки и песен.

Когда к 'Умару Ибн аль-Хаттабу приходил Абу Муса, "Умар говорил: «О Абу Муса, напомни нам о Господе нашем». И Абу Муса начинал читать (Коран).

С сидящими вокруг происходит то, что мы описали выше. 'Усман Ибн 'Аффан говорил: «Если бы очистились наши сердца, когда насытятся речью Аллаха» (т.е. - если бы мы знали, что наши сердца действительно очистились по тому, насколько они насытились). Но как же насытится сердце речью любимого, в которой заключается цель всей его жизни? Как можно пресытиться Кораном? Ведь твое сердце не было отравлено песнями и музыкой?!

Кем-то было сказано:

Когда мы больны, лечимся вашим поминанием,

А оставим его, то снова болеем

Музыканты и певцы не поймут этого, ведь они на другом полюсе.

Как сказал поэт:

«Представить можно вместе варана и кита,

Но откровение с музыкой не сойдутся никогда»

Насколько далеки певцы и музыканты, изощряющиеся в своем мастерстве и погруженные в свои наслаждения, от читающего Коран, впитывающего сердцем веру, отданного Аллаху и принятого Им, жаждущего встречи с Ним. С готовностью следующего Корану, воспринимающего Коран

до глубины души, читающего Коран с чистым голосом, правильными интонациями и дикцией.

С именем Аллаха Милостивого Милосердного «Та, ха. Мы ниспослали тебе Коран не ради того, чтобы причинять тебе страдание, а только в качестве назидания для тех, кто боится [Аллаха]. [Он] ниспослан Тем, кто сотворил землю и вышние небеса. [Он] — Милостивый, Который утвердился на [небесном] троне. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле, и то, что находится и между ними, и под землей. Будешь ли ты говорить громко [или тихо], Он [все равно] знает и тайное, и самое скрытое» (сура «Та Ха» аяты 1-7).

Когда слышит такие аяты из Корана искренний человек с живым сердцем, он чувствует присутствие благодати и наслаждается этим. Его сердце не приемлет другой радости и наслаждения и не пресытится подобными речами.

Ведь они как бальзам на больное сердце, как родниковая вода после долгой дороги в пустыни. Как проливной дождь на иссохшую землю, после которого взошло великое множество растений, поднялось и восхвалило Его.

Разве могут быть равными пред Аллахом, ангелами, посланниками и Его искренними рабами эти два противоположных наслаждения? Поклонники музыки и пения - рабы собственной страсти. Отдаются своим страстям в надежде получить кратковременное ложное удовольствие. Кто же до сих пор не может различить эти два столь разных наслаждения, пусть искренне и со всем желанием молит Господа оживить его мертвое сердце, осветить потемки его невежественной души и четко разделить между истиной и ложью, поистине Он Близок и ответит.

Раздел 4

Сердце бывает трех видов.

Сердца трех видов: здоровое, сильное - его источник кристально чист и светел; больное и слабое - его источник грязен и низок; и сердце между двумя предыдущими, в котором смешано и то, и другое, вера и лицемерие, его источник чист, если его очистить. Умен же тот человек, кто смотрит в суть вещей и их последствия, кто видит цель и то, к чему приводит каждая вещь.

Кто же знает цели шариата относительно запрета причин, приводящих к запрещенному, однозначно запретит и поэзию (песню и музыку). Ведь слушать голос чужой (не близкой родственницы) женщины запрещено, так же, как и оставаться наедине с ней.

Запрещенное шариатом.

Запрещенное шариатом делится на два вида:

· запрещенное по причине непосредственного вреда этой веши для человека;

· запрещенное по причине способствования вреду для человека (т.е. эта вещь приводит человека к запретному).

Кто же привык смотреть только на сам предмет, но не задумывается о том, к каким последствиям приводит его применение, всегда затрудняется, не понимая причин запрета!

Всевышний и Великий Аллах сведущ, слава Ему, Господу миров, благослови Аллах лучшего из посланников - Мухаммада, мир ему и благословение, его семье и сподвижникам и тем, кто последовал за ними в лучшем до Судного дня. По Твоей милости и по Твоему великодушию, о

Милосерднейший.

Имам Мухаммад бин Абу Бакр, известный как ибн Къаййим аль-Джаузиййа.

Содержание:

Раздел 1.

Сравнение наслаждения музыкой и песнью и наслаждения молитвой и Кораном; пояснение того, что одно из наслаждений отрицает другое во всех аспектах; так яке пояснение того, что при усилении одного из наслаждений и погружения в него слабеет и отдаляется другое.

Стр.: 2.

Наши рекомендации