Контроль зубчатых колёс внешнего зацепления
Цель работы: научиться определять главный для данных условий показатель (или совокупность показателей) точности зубчатых колес; приобрести навыки проведения контроля точности зубчатых колёс внешнего зацепления.
7.1.Точность зубчатых колес. Показатели точности.
Для оценки точности зубчатых колес и зубчатых передач установлено 12 степеней точности 1,2,...,12 . Степени 1 и 2не имеют установленных норм и являются резервными. За основную (расчетную) принята 6-я степень точности, а числовые значения допусков других степеней определяются умножением на переходные коэффициенты. В каждой степени точности стандартом предусмотрены и раздельно контролируются нормы точности по показателям влияющим на эксплуатационные качества передач.
7.1.1. Нормы кинематической точности.
Эти нормы ограничивают кинематическую погрешность передачи или колеса.
Кинематической погрешностью передачи называется разность между действительным и номинальным угловыми положениями ведомого колеса за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес. Определяется в линейных величинах:
где - радиус делительной окружности ведомого колеса;
- действительный угол поворота ведомого колеса;
- номинальный угол поворота ведомого колена.
Номинальный угол поворота ведомого колеса:
где - действительный угол поворота ведущего колеса;
количество зубьев ведущего и ведомого колеса соответственно.
Действительный угол поворота (полный цикл):
где - наибольший общий делитель чисел зубьев обоих зубчатых колес.
Например, при ;
при .
Кинематическая погрешность зубчатого колеса определяется так же, как и погрешность передачи при однопрофильной (с зазором) или при двухпрофильной (без зазора) обкатке с измерительным колесом за один оборот контролируемого зубчатого колеса.
7.1.2. Нормы плавкости работы
Эти нормы ограничивают погрешности, которые повторяются многократно (циклически) в течение одного оборота колеса и определяются при повороте на каждый зуб. Они являются высокочастотными составляющими кинематической погрешности.
7.1.3. Нормы контакта зубьев.
Эти нормы ограничивают погрешности, влияющие на полноту контакта зубьев: погрешность направления зубьев, перекос и непараллельность осей валов передачи. Комплексным показателем является суммарное пятно контакта в передачах.
7.1.4. Нормы бокового зазора.
Они устанавливаются независимо от степени точности для 6-ти видов сопряжения в порядке убывания гарантированного бокового зазора А, В, С, Д, Е, Н. Эти виды сопряжений применяют соответственно для степеней
точности по нормам плавности работы: 3…12; 3…11; 3…9; 3…8; 3…7; 3…6.
Минимальный боковой зазор, исключающий заклинивание стальных и чугунных передач от нагрева при разности температур корпуса и колес в 25оС, обеспечивает сопряжение В.
Для шести видов сопряжения установлено 8 видов допуска на боковой зазор в порядке его уменьшения: х, у, z, а, b, с, d, h. Боковой зазор обеспечивается дополнительным смещением исходного контура зуборезного инструмента при нарезании колес.
При отсутствии специальных требований, допуски на боковой зазор назначаются соответствующими виду сопряжения, а вид допуска на чертеже не проставляется. Разрешается применять допуски, не соответствующие виду сопряжения, но с обязательным указанием вида допуска на чертеже.
Стандартом предусмотрено 6 классов отклонений межосевого расстояния в порядке убывания точности: 1,^II, III, IV, V, VI. Гарантированный боковой зазор в каждом виде сопряжения обеспечивается при соблюдении предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния: видам сопряжения Н и Е соответствует II класс, видам сопряжения Д, С, В, А - соответственно классы III, IV, V, VI. Указанное соответствие разрешается менять и указывать в обозначении точности. Например, при степени точности колеса 7-С вид сопряжения С и класс отклонения межосевого расстояния IV соответствуют; при той же степени точности, но болеем глубоком классе отклонении межцентрового расстояния гарантированный боковой зазор уменьшится, обозначение точности колеса запишется так 7-С/V - jnmin. jnmin в этом случае рассчитывается.
Выбор степеней точности производится исходя из назначения передач: для скоростных передач назначают более высокую степень по плавности работы; для силовых - по контакту зубьев, для отсчетных передач (приборов) - по кинематической точности. Разрешается комбинировать степени точности по правилам: нормы плавности могут быть не более чем на 2 степени точнее и на одну степень грубее норм кинематической точности: нормы контакта зубьев можно назначать по любым степеням более точным чем нормы плавности, а также на одну степень грубее норм плавности.
7.1.5. Показатели точности для контроля зубчатых колес.
В каждом виде норм точности предусмотрены поэлементные и комплексные показатели. Выбор показателей для контроля точности зубчатых колес от условий производства, степени точности колес, условий производства, объема выпуска и других факторов. Некоторые показатели точности и допуски на них для цилиндрических зубчатых передач и колес с модулем из ГОСТ 1643-81 приведены в таблице 7.1.
Дополнительное смещение бокового контура производится для получения гарантированного бокового зазора для каждого вида сопряжения - А,. Б, С, Д, Е, Н, а также для компенсации погрешности изготовления колес. ГОСТ 1643-81 устанавливает значения смещений Енз и допуск на величину смещения Тн, причем значение устанавливается в зависимости от радиального биения, то есть, в зависимости от кинематической точности колеса. В результате смещения исходного контура инструмента при нарезании колеса зуб становится тоньше по сравнению с номинальной толщиной.
Контроль смещения исходного контура может выполняться с помощью тангенциального зубомера (определяется непосредственно), хордового зубомера (определяется толщина зуба на постоянной хорде), индикаторными нормалимерами, зубомерными микрометрами, универсальными зубоизмерительными приборами (определяется длина общей нормали, которая характеризует среднее значение смещения исходного контура, так как не учитывает радиальное биение),- а также с помощью межцентромера.
7.2.Порядок выполнения работы.
Ознакомиться с устройством тангенциального зубомера, порядком его настройки (см. рис. 7.1).
Для предложенного зубчатого колеса определить модуль и принять его стандартное значение:
где - угол наклона зубьев.
Настроить тангенциальный зубомер по ролику, соответствующему определенному модулю. Диаметры роликов соответствуют номинальному положению исходного контура. Схема настройки зубомера смещения показана на рис.7.2. Настройки производить так, чтобы губки касались ролика примерно на серидине своей длины.
Таблица 7.1
Показатели точности губчатых колёс и передач
Показатель точности или комплекс показателей | Допуск на показат. | Степень точности | |||||
Кинематическая точность | |||||||
Кинематическая погрешность колеса, | + | + | + | + | - | - | |
Накопленная погрешность шага, | + | + | - | - | - | - | |
Накопленная погрешность шагов, | + | + | - | - | - | - | |
Колебание измерит. межосевого расстояния, | - | - | - | - | + | + | |
Радиальное биение зубчатого венца, | - | - | - | - | + | + | |
Колебание длины общей нормали, . | + | + | + | + | - | - | |
Плавность работы | |||||||
Местная кинематическая погрешность, | + | + | + | + | - | - | |
Отклонение шага, | - | - | - | - | + | + | |
Отклонение шага зацепления, | + | + | + | + | - | - | |
Погрешн. профиля, | + | + | + | + | - | - | |
Колебание измерит межосевого расстояния, | + | + | + | + | - | - |
Продолжение табл. 7.1.
Показатель точности или комплекс показателей | Допуск на показат. | Степень точности | |||||
Контакт зубьев | |||||||
Погрешность направления зуба, | + | + | + | + | - | - | |
Суммарная погрешность контактной линии, | + | + | + | + | + | + | |
Отклонение осевых шагов по нормали, | + | + | + | + | + | + | |
Нормы бокового зазора | |||||||
Номинальное дополнительное смещение исходного контура и допуск | + | + | + | + | + | + | |
Отклонение средней длины общей нормали и допуск | + | + | + | + | + | + | |
Наименьшее отклонение толщины зуба и допуск на толщину зуба | + | + | + | + | + | + | |
Предельные отклонения измерительного межосевого расстояния | + | + | + | + | - | - |
Устройство тангенциального зубомера
Рис. 7.1
1, 2 – базовые щупы; 3 – измерительный наконечник;
4 – показывающий прибор.
Схема настройки тангенциального зубомера.
Рис.7.2.
Индикатор вводят так, чтобы его стрелка сделала 1/2 диапазона измерений. В этом положении он стопорится, а шкала циферблата устанавливается на нуль.
Перенести прибор на зуб колеса и, слегка покачивая, определить наибольшую величину отклонения стрелки от нулевого положения. Отклонение стрелки по часовой стрелке записывают со знаком минус (уточнение зуба). Измерения производят на диаметральных зубьях.
Для исключения погрешности, вносимой базой измерения, определяют ее величину:
где - измеренный диаметр окружности выступов, мм;
- номинальное значение диаметра окружности выступов, мм.
Действительное смещение исходного контура, мкм:
Оценка годности колес заданного вида сопряжения производится путем сравнения измеренного смещения исходного контура с определенным по ГОСТ 1643-31.
Для этого по заданной кинематической точности определяют продольное биение , а по виду допуска на боковой зазор и делают допуск на смещение исходного контура.
Условие годности колеса:
где - наименьшее дополнительное смещение исходного контура.
7.3. Результаты и их обработка.
Осуществить замеры и расчеты согласно п.7.2. Результаты свести в таблицу 7.2.
Таблица 7.2
Результаты измерений и расчетов.
Параметры | Единицы измерения | Значения параметров | Заключение о годности зубчатого колеса |
7.4 Контрольные вопросы для самопроверки
- Какие показатели точности зубчатых колес внешнего зацепления?
- классификация зубчатых колес по точностным параметрам;
- нормы кинематической точности зубчатых колес;
- нормы плавности работы зубчатых колес;
- нормы контакта зубьев в зубчатых колесах;
- боковой зазор и его нормирование;
- способ обеспечения гарантированного бокового зазора;
- конструкция и принцип действия тангенциального зубомера;
- Методика оценки годности зубчатых колес.
Литература.
1. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник для втузов/ А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов.-6-е изд.М.: Машиностроение, 1937.-352 с.
2. Саранча Г.А. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник. - М.: Издательство стандартов, 1982.-264с.
3. Зенкин А.С., Петко И.В. Допуски и посадки в машиностроении. Справочник. – К.: Техніка, 1990. – 320с
4. Анухин В. И. Допуски и посадки. Выбор и расчет, указание на чертежах: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 219 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АХИТЕКТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к лабораторным работам по курсу
«ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
(для студентов специальностей: 7090214, 7090215)
Утверждено на заседании
кафедры ПТСДМО .
протокол №__ от _______
Макеевка 2008