Составление картограммы земляных работ.
В заданном масштабе (1:500) строится сетка квадратов. У вершин квадратов выписываются соответствующие им рабочие высоты. Рабочие высоты определяют как разность между проектной высотой и фактический для данной вершины.
В местах выемки рабочие высоты будут иметь отрицательный знак, а в местах насыпи соответственно положительный. Рабочие высоты определяются с точностью до 0.01 мм
По рабочим высотам определяется положение линии нулевых работ, которая будет линией пересечения горизонтальной плоскости с фактической поверхностью.
На сторонах переходных квадратов, имеющих раб. Высоты с разными знаками, находят точки нулевых работ. Расстояние от вершин квадратов до точки нулевых работ определяют аналитически, а расстояние от первой точки до точки нулевых работ определяют по формуле:
d – расстояние между точками с известными рабочими высотами, длина стороны квадрата, М.
Для контроля аналогично определяем расстояние от второй точки до точки нулевых работ:
Производят контрольные вычисления:
Дать определение магнитный азимут. Каким способом его можно определить на местности?
Магнитный азимут – это угол, откладываемый по часовой стрелке между магнитным меридианом и направлением на объект.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.
Как производится нивелирование трассы по пикетам?
По закреплённым точкам трассы прокладывают ход технического нивелирования. Ход начинают и заканчивают на реперах государственной нивелирной сети. На длинных трассах такую привязку выполняют не реже чем через 25–50 км.
На пикетах или плюсах выбирают связующиеточки с расстоянием между ними до 200-300 м и с превышением, меньшим длины рейки. В связующих точках на колышки устанавливают рейки, а в середине на равных расстояниях от них - нивелир. Наведя трубу на заднюю рейку, берут отсчёт (Зч)по чёрной стороне рейки. Затем наводят трубу на переднюю рейку и берут отсчёты по чёрной (Пч)и красной (Пк)сторонам. После этого вновь наводят трубу на заднюю рейку и берут отсчёт (Зк)по красной её стороне. Превышение вычисляют дважды - по черным и красным сторонам:
hч = Зч - Пч
hк = Зк - Пк
Значения hч и hк не должны различаться более чем на 5 мм. В противном случае отсчёты по рейкам повторяют.