Расчет и построение сеток изолиний точностей.
Навигационная безопасность мореплавания может обеспечиваться обсервациями только с учетом их точности и частоты. Однако при выполнении обсерваций нет времени для расчетов по оценке их точности, особенно в стесненных водах, когда такую оценку производить крайне необходимо. Поэтому все расчеты и построения по оценке точности планируемых обсерваций необходимо выполнять заблаговременно при навигационной подготовке к переходу.
В районе, где предполагается маневрирование и путь судна будут выбирать в зависимости от складывающейся обстановки, например, при подходе к якорному месту, рекомендуется использовать сетку изолиний точности определения места намеченным способом. Каждой линии такой сетки соответствует надписанная возле нее оценка точности обсервации R. Сетка изолиний точности позволяет быстро и обоснованно выбрать путь судна, лучше обеспеченный обсервациями, и оценивать точность выполняемых обсерваций мест в плавании без затрат времени [2].
Сетки изолиний точностей определения места судна по двум гирокомпасным пеленгам, и по радиолокационным пеленгам и расстояниям будут рассчитаны для для определения места судна на якорной стоянке в Тунисском заливе, между мысом Картаж и мысом Гамар. Расстояние между ориентирами–2,5 мили.
Таблица 2.6
Длины радиус-векторов изолиний для определения места судна по двум пеленгам.
q | m | |||||||||
1,2 | 1,05 | 1,05 | 1,2 | 1,5 | 2,5 | |||||
300 (1500) | 0,325 | 0,875 | - | - | - | 1,525 | 1,825 | 2,2 | 2,5 | 2,8 |
600 (1200) | 0,2 | 0,65 | 0,9 | - | 1,375 | 1,725 | 2,175 | 2,75 | 3,2 | 3,575 |
900 | 0,175 | 0,6 | 0,825 | 1,15 | 1,5 | 1,925 | 2,4 | 2,925 | 3,4 | 3,825 |
Длины радиус-векторов указаны в милях.
Для оценки точности обсервации по пеленгу и дистанции измеренным по РЛС до одного и того же ориентира, служит формула, учитывающая предельную погрешность объекта DD при измерении расстояния D.
R= , (2.1)
где mп и mD – средне квадратические погрешности радиолокационных измерений пеленгов и расстояний. Из формулы 2.1 видно, что точность таких обсерваций одинакова для D=const, поэтому изолиниями точности (R=const) являются окружности с центром у ориентира [2].
РАСЧЕТ МЕРКАТОРСКОЙ СЕТКИ
Меркаторскую карту строим для участка ограниченного параллелями jS= 36°52¢N и jN=36°57¢N и меридианами lW=10°20¢E и lE=10°25¢E, в масштабе 1:30000для главной параллели j=36°55¢. Параллели и меридианы будем проводить через 1’.
1. Находим единицу карты:
е=P0/C0,
где P0 – длина 1’ главной параллели (из Картографических таблиц);
C0 – знаменатель масштаба по главной параллели.
Значение | |
P0 C0 | |
е, мм | 49,5 |
2. Рассчитываем длину горизонтальной рамки:
а=е(lE-lW)
Значение | |
lE lW lE-lW | 10°25¢ 10°20¢ 5¢ |
а, мм | 247,5 |
3. Вычисляем длину вертикальной рамки:
b=e(МЧN-МЧS)
Значение | |
МЧN МЧS МЧN-МЧS | 2375,032 2368,806 6,226 |
b, мм | 308,2 |
Параллели | 36°57′ | 36°56′ | 36°55′ | 36°54′ | 36°53′ | 36°52′ |
МЧN | 2375,032 | 2375,032 | 2375,032 | 2375,032 | 2375,032 | 2375,032 |
МЧi | 2375,032 | 2373,786 | 2372,541 | 2371,296 | 2370,051 | 2368,806 |
МЧN- МЧi | 1,246 | 2,491 | 3,736 | 4,981 | 6,226 | |
L1=( МЧN- МЧi)*е | 61,677 | 123,304 | 184,932 | 246,560 | 308,187 |
4. Рассчитываем расстояние от верхней рамки до заданной параллели.
5. Рассчитываем расстояние от нижней рамки до заданной параллели.
Параллели | 36°57′ | 36°56′ | 36°55′ | 36°54′ | 36°53′ | 36°52′ |
МЧi | 2375,032 | 2373,786 | 2372,541 | 2371,296 | 2370,051 | 2368,806 |
МЧS | 2368,806 | 2368,806 | 2368,806 | 2368,806 | 2368,806 | 2368,806 |
МЧi- МЧS | 6,226 | 4,98 | 3,735 | 2,49 | 1,245 | |
L2=( МЧi- МЧS)*е | 308,187 | 246,51 | 184,8825 | 123,255 | 61,6275 | |
Контроль L1+ L2 | 308,187 | 308,187 | 308,187 | 308,187 | 308,187 | 308,187 |
6. Рассчитываем расстояние от восточной рамки до заданного меридиана.
Меридианы | 10°20′ | 10°21′ | 10°22′ | 10°23′ | 10°24′ | 10°25′ |
λi | 10°20′ | 10°21′ | 10°22′ | 10°23′ | 10°24′ | 10°25′ |
λe | 10°20′ | 10°20′ | 10°20′ | 10°20′ | 10°20′ | 10°20′ |
λi-λe | ||||||
B1=( λi-λe)*е | 49,5 | 148,5 | 247,5 |
7. Рассчитываем расстояние от западной рамки до заданного меридиана.
Меридианы | 10°20′ | 10°21′ | 10°22′ | 10°23′ | 10°24′ | 10°25′ |
λw | 10°25′ | 10°25′ | 10°25′ | 10°25′ | 10°25′ | 10°25′ |
λi | 10°20′ | 10°21′ | 10°22′ | 10°23′ | 10°24′ | 10°25′ |
λw-λi | ||||||
B2=( λw-λi)*е | 247,5 | 148,5 | 49,5 | |||
Контроль В1+В2 | 247,5 | 247,5 | 247,5 | 247,5 | 247,5 | 247,5 |
Меркаторская карта данного района представлена на рис.
План обсерваций
Участок | Обсервации | |||||
Основные | D | R | Дополнительные | D | R | |
Лигурийское море | ПД береговых ориентиров | 4.0-4.4 | GPS NAVSTAR | 36 м | ||
Корсиканский пролив | GPS NAVSTAR | 36 м | ПП радиомаяки Астронавигация | |||
Тунниский пролив-Мальта | GPS NAVSTAR | 36 м | ПП радиомаяки Астронавигация | |||
Мальта-Бенгази | GPS NAVSTAR | 36 м | Астронавигация |
2.8 Графический план перехода
Графический план перехода наглядно отображает маршрут и основные обстоятельства плавания. У каждого участка пути надписывают путевой угол (ПУ), длину участка пути (S) и расчетную скорость судна. Наносят дальность видимости маяков, зоны действия DGPS, системы разделения движения судов, системы УДС и другие сведения, которые влияют на безопасность плавания.
На план перехода также наносят гидрометеорологическую нагрузку[2].
Заключение
Переход Генуя-Бенгази протяженностью 911 миль займет 43 часа и 22 минуты. Большая часть рейса проходит в пределах видимости берега. Гидрометеорологическая обстановка благоприятствует рейсу.
Основным средством контроля за движением судна является спутниковая навигационная система NAVSTAR. В прибрежной зоне обсервацию можно проводить с помощью РЛС. Для определения места судна в океане можно использовать эхолот и астронавигацию.
Для повышения безопасности и эффективности судовождения необходимо повышать точность определения места судна и заранее выявлять промахи. Это возможно при увеличении количества обсерваций, автоматизации основных и наиболее трудоемких процессов обсервации, а также при повышении профессионализма судоводителя.
Список рекомендуемой литературы
1. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ - 98) – Одесса: ЮжНИИМФ, 1998.-11с.
2. Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т, Кондрашихин и др.- Одесса.: Маяк, 1990.-168с.
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. –4-е изд.-М.: Транспорт, 1982.-392с.
4. Кондрашихин В.Т. Определение места судна. –2-е изд. –М.: Транспорт, 1989 –230с.