Полевые работы при нивелировании
Ведение нивелирного журнала. Для технического нивелирования установлена форма журнала . На каждой странице журнала отмечают начало и конец наблюдений, условия погоды, видимость и температуру воздуха. Запись наблюдений, в каждом ходе (секции) начинают на новой странице с указания названия или номера начального и конечного реперов либо пикетов. Вычисления в журнале разностей высот нулей реек, превышений по черным и красным сторонам и средних превышений выполняют, не снимая нивелира со станции. Как только кончается страница, в поле выполняют вычисления, называемые постраничным контролем. При работе с рейками, имеющими разность высот нулей ± 100 мм, на странице помещают записи наблюдений, выполненных на четном числе станций. Это облегчает контрольные вычисления.
Высотная привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к ближайшим реперам государственной нивелирной сети, прокладывая привязочные ходы. Трассу длиной более 10 км разбивают на секции и каждую из них привязывают к реперам. Привязочный ход ведут по кратчайшему удобному направлению. Нивелирование выполняют способом из середины. На всех точках, исключая реперы, рейки ставят на башмаки, костыли или прочные колья. Работу начинают и заканчивают на реперах. С грунтового реперапредварительно снимают слой земли. Рейку ставят на головку грунтового или полочку стенного репера. Привязку к стенной марке выполняют по подвесной реечке или обычной линейке с миллиметровыми делениями, совмещая ноль реечки (линейки) с центром марки. Если марка находится выше визирного луча, отсчету по реечке приписывают знак минус. Во избежание грубого промаха в журнале зарисовывают схему привязки и пишут на ней отсчеты, взятые по черным сторонам реек.
Проложение хода и работа на станции. В привязочных и основных ходах нивелир устанавливают между связующими точками, причем не обязательно в их створе, но так, чтобы неравенство плеч было менее 10 м. Связующими называют точки, по которым ведут передачу высоты от начала к концу хода (секции). Рейки на них отсчитывают по обеим сторонам с двух смежных станций. Между связующими точками основных ходов обычно располагаются промежуточные, которые в передаче высоты не участвуют. Рейки, устанавливаемые на них, отсчитывают только по черной стороне. В ходах технического нивелирования нормальное расстояние между нивелиром и связующей точкой 120 м; в благоприятных условиях допускается 200 м.
На каждой станции прочно ставят штатив. Его головка должна быть примерно горизонтальна. Привинченный к ней нивелир горизонтируют по круглому уровню и закрепляют становым винтом. Вращением диоптрийного кольца окуляра добиваются отчетливого изображения сетки нитей, а вращением головки кремальеры - резкого изображения задней рейки. Придерживаются следующего порядка ведения наблюдений и записей. Наводят трубу на черную сторону задней рейки и совмещают (у нивелира с уровнем) элевационным винтом изображения половинок конца пузырька цилиндрического уровня, после чего читают и записывают в журнал отсчет. Далее трубу нивелира наводят на черную сторону передней рейки, уточняют фокусировку, приводят в контакт уровень, читают отсчет по черной стороне, а затем - по красной; трубу вновь наводят на заднюю рейку и читают отсчет по ее красной стороне.
Из отсчетов по черной и красной сторонам реек составляют разности и сравнивают их между собой. Разность между ними не должна отличаться от разности высот нулей пары реек, полученной при их проверке более чем на ± 5 мм. Если это требование не выполнено, наблюдения повторяют, предварительно выяснив и устранив причины грубого промаха. А ими могут быть плохое крепление ножек штатива в грунте; слабое скрепление нивелира со штативом; наклон или проседание рейки (если она не поставлена на кол); отсчет при наклонной линии визирования (нивелировщик забыл привести уровень в контакт).
В случае, если разность высот нулей пары реек допустима, дважды вычисляют измеренное превышение между связующими точками, составив сначала разность hч отсчетов по черным сторонам задней и передней реек, а затем - разность hк отсчетов по их красным сторонам. Первая отличается от второй на ± 100 мм, отклоняясь от этой величины точно на разность высот нолей пары реек, полученную на данной станции. Из измеренных превышений находят среднее, равное (hч+ hк ± 100)/2. После этого рейки устанавливают на плюсовых точках и берут отсчеты по черной стороне. При нивелировании поперечника порядок работы несколько иной: сначала рейки устанавливают на точках поперечника и берут отсчеты по черным сторонам, затем заднюю рейку ставят на заднем пикете, переднюю на переднем и измеряют превышения по рассмотренной выше программе.
После перемещения нивелира на следующую станцию передняя связующая точка предыдущей станции становится задней связующей точкой последующей станции. На ней остается прежняя рейка. На переднюю связующую точку переносят рейку с задней связующей точки предыдущей станции. Нарушение порядка чередования реек недопустимо, поскольку это ведет к промахам в определении знаков превышений. Наблюдения на последующей станции ведут в том же порядке, что и на предыдущей.
Выполняя постраничный контроль, отдельно суммируют отсчеты по черным и красным сторонам реек на задних связующих точках, получая ∑З, и на передних - ∑П. Разность ∑З-∑П должна быть идентична сумме превышений, вычисленных из отсчетов по черным и красным сторонам реек, а полусумма отсчетов, т. е. 0,5 (∑3-∑П), должна быть равна сумме средних превышений ∑hпр. Результаты вычислений записывают внизу каждой страницы
Перерыв в работе (на ночь, на обед) устраивают после надежного закрепления связующей точки. Обычно работу заканчивают на репере или заменяющей его точке (прочном пне, большом камне, выступе сооружения и т. п.); при отсутствии последней в замаскированную яму вбивают кол длиной 40 - 50 см.
При нивелировании крутых склонов иногда невозможно определить превышение между соседними точками трассы с одной станции, так как линия визирования проходит выше одной рейки и ниже другой. Тогда в качестве связующей выбирают в удобном месте склона дополнительную точку (называемую иксовой), закрепляют ее колом, но положение в плане не определяют. В этом месте хода сначала, передают отметку с задней точки трассы на иксовую, а затем на станции с иксовой на переднюю точку.