Строки. Средства работы со строками

Строка в C# — это массив знаков, объявленный с помощью ключевого слова string. Строковый литерал объявляется с помощью кавычек, как показано в следующем примере.

string s = "Hello, World!";

Переприсваивание

Строки можно целиком переприсваивать:

string s1 = "Hello";

string s2 = s1; //переприсваиваем

Объединение строк

Можно объединять строки с помощью оператора +, как показано в следующем примере:

string s1 = "orange";

string s2 = "red";

s1 += s2;

Console.WriteLine(s1); // напечатается "orangered"

Escape-знаки

Строки могут содержать escape-знаки, такие как "\n" (новая строка) и "\t" (табуляция). Пример:

string hello = "Hello\nWorld!";

Console.WriteLine(hello);

/* Напечатается

Hello

World!

*/

string s = "чтобы вставить \"кавычки\" в строку используем обратный слэш";

Console.WriteLine(s);

Если требуется добавить в строку обратную косую черту, перед ней нужно поставить еще одну обратную косую черту. Следующая строка:

string filePath = "\\\\My Documents\\";

Console.WriteLine(filePath);

/* Напечатается:

\\My Documents\

*/

Точные строки: символ @

Символ @ служит для того, чтобы конструктор строк пропускал escape-знаки и переносы строки. Следующие две строки являются идентичными:

string p1 = "\\\\My Documents\\My Files\\";

string p2 = @"\\My Documents\My Files\";

Чтобы поставить в точной строке знак двойных кавычек, нужно использовать по два таких знака, как показано в следующем примере:

string s = @"You say ""goodbye"" and I say ""hello""";

Доступ к отдельным знакам

Квадратные скобки [] служат для доступа к отдельным знакам в объекте string, но при этом возможен доступ только для чтения:

string str = "test";

char x = str[2]; // x = 's';

string s5 = "Printing backwards";

for (int i = 0; i < s5.Length; i++)

Console.Write(s5[s5.Length - i - 1]);

// напечатается "sdrawkcab gnitnirP"

Извлечение подстрок

Для извлечения подстроки из строки используется метод Substring.

string s3 = "Visual C# Express";

string s4 = s3.Substring(7, 2);

Console.WriteLine(s4);

// напечатается "C#"

Замена по образцу

Для замены подстроки в строке по образцу используется метод Replace.

string s3 = "Visual C# Express";

string s5 = s3.Replace("C#", "Basic");

Сonsole.WriteLine(s5);

// напечатается "Visual Basic Express"

Смена регистра

Чтобы изменить регистр букв в строке (сделать их заглавными или строчными) следует использовать ToUpper() или ToLower(), как показано в следующем примере:

string s6 = "АлтГТУ";

Console.WriteLine(s6.ToUpper());

// Напечатается АЛТГТУ

Console.WriteLine(s6.ToLower());

// Напечатается алтгту

Console.WriteLine(s6);

// Напечатается АлтГТУ

Сравнения

Самый простой способ сравнения двух строк — использовать операторы ==и !=,осуществляющие сравнение с учетом регистра:

string color1 = "red";

string color2 = "green";

string color3 = "red";

if (color1 == color3)

Console.WriteLine("Строки равны");

if (color1 != color2)

Console.WriteLine("Строки не равны");

Не допускается использование >,<,>=,<= для сравнения строк. Для строковых объектов существует метод CompareTo(), возвращающий целочисленное значение, зависящее от того, что одна строка может быть меньше (<), равна (==) или больше другой (>). При сравнении строк используется значение Юникода, при этом значение строчных букв меньше, чем значение заглавных. Дополнительные сведения о правилах сравнения строк см. в разделах CompareTo().

string string1 = "ИИТ";

string string2 = "Иит";

int result = string1.CompareTo(string2);

if (result > 0)

Console.WriteLine("{0} больше чем {1}", string1, string2);

else if (result == 0)

Console.WriteLine("{0} равно {1}", string1, string2);

else if (result < 0)

Console.WriteLine("{0} меньше чем {1}", string1, string2);

// Напечатается ИИТ больше чем Иит

Удаление фрагментов и вставка строк в строки

Может быть выполнена с помощью методов Remove и Insert:

string x = "ZX Spectrum";

x = x.Remove(2, 1);

x = x.Insert(2, "-");

Console.WriteLine(x);

Console.ReadKey();

Пустые строки

Пустая строка — это экземпляр объекта String, содержащий 0 знаков. Пустые строки часто используются в различных сценариях программирования, представляя пустое текстовое поле. Для пустых строк можно вызывать методы, потому что такие строки являются допустимыми объектами String. Пустые строки инициализируются следующим образом:

string s = "";

Массивы из строк

Могут быть инициализированы начальными значениями:

string[] x =

{

"Алтайский край",

"Барнаул",

"пр.Ленина",

"46"

};

Console.WriteLine(x[0]);

//напечатается Алтайский край

Console.WriteLine(x[1][0]);

//напечатается Б

Разбиение строк

Следующий пример кода демонстрирует возможность разбора строки при помощи метода String.Split. Работа метода заключается в возврате массива строк, в котором каждый элемент представляет слово. В качестве ввода Split принимает массив символов, определяющих какие символы должны использоваться в качестве разделителей. В этом примере используются пробелы, запятые, точки, двоеточия и табуляция. Массив, содержащий эти разделители, передается в Split, и каждое слово в предложении выводится отдельно при помощи результирующего массива строк.

Пример: разбить предложение на слова

char razdelitel = ' ';

string text = "Шла Саша по шоссе и сосала сушку";

Console.WriteLine("Исходный текст: '{0}'", text);

string[] words = text.Split(razdelitel);

Console.WriteLine("{0} слов в тексте:", words.Length);

foreach (string s in words)

Console.WriteLine(s);

В качестве разделителя может выступать массив символов.

char[] delimiterChars = { ' ', ',', '.', ':', '\t' };

string text = "one\ttwo three:four,five six seven";

Console.WriteLine("Original text: '{0}'", text);

string[] words = text.Split(delimiterChars);

Console.WriteLine("{0} words in text:", words.Length);

foreach (string s in words)

Console.WriteLine(s);

Пример: Ввести текстовую строку. Напечатать слова, в которых первая буква встречается еще хотя бы раз.

Console.Write("Введите предложение: ");

string s = Console.ReadLine();

string[] words = s.Split(' ', '.', ',');

foreach (string word in words)

{

char c = word[0];

bool flag = false;

int i = 1;

while (i < word.Length & !flag)

{

if (word[i] == c) flag = true;

i++;

}

if (flag) Console.WriteLine(word);

}

Console.ReadKey();

Преобразование строк в другие типы

С помощью объекта Convert:

N = Convert.ToInt32(s1);

M = Convert.ToDouble(s2);

F = Convert.ToBoolean(s3);

B = Convert.ToByte(s4);

C = Convert.ToChar(k);

s5= Convert.ToString(x);

С помощью метода Parse:

N = int.Parse(s1);

N = int.Parse(Console.ReadLine());

M = Double.Parse(s2);

F = bool.Parse(s3);

Массивы многомерные

Массивы могут иметь несколько измерений. Например, матрица - это двухмерный массив. В примере показано объявление двухмерного и трёхмерного массивов без инициализации:

int[,] my_matrix1 = new int[4, 2];

int[, ,] my_cube1 = new int[4, 2, 3];

Массив можно инициализировать при объявлении, как показано в следующем примере:

int[,] array2D = new int[,] { { 1, 2 }, { 3, 4 }, { 5, 6 }, { 7, 8 } };

int[, ,] array3D = new int[,,] { { { 1, 2, 3 } }, { { 4, 5, 6 } } };

int[,] array4 = { { 1, 2 }, { 3, 4 }, { 5, 6 }, { 7, 8 } };

Если нужно создать переменную массива без инициализации, то необходимо использовать оператор new, чтобы присвоить массив переменной. Например:

int[,] array5;

array5 = new int[,] { { 1, 2 }, { 3, 4 }, { 5, 6 }, { 7, 8 } }; // OK

//array5 = {{1,2}, {3,4}, {5,6}, {7,8}}; // Будет ошибка!

В следующем примере кода переменные массивов инициализируются значениями по умолчанию:

int[,] array6 = new int[10, 10];

Доступ к каждому элементу массива можно осуществить через квадратные скобки. Индексация многомерных массивов начинается с нуля:

array5[2, 1] = 25;

Пример 1: осуществить ввод и распечатку содержимого матрицы

//описываем необходимые переменные

int i,j, M,N; string s;

//вводим число элементов

Console.Write("Введите число строк матрицы N=");

s = Console.ReadLine();

N = Convert.ToInt32(s);

Console.Write("Введите число столбцов матрицы M=");

s = Console.ReadLine();

M = Convert.ToInt32(s);

//создаём двухмерный массив необходимой длины

int[,] my_matrix= new int[N,M];

//запускаем циклы по всем элементам матрицы

for (i = 0; i < N; i++) //цикл по строкам

for (j = 0; j < M;j++ ) //цикл по столбцам

{

//вводим i,j-ый элемент

Console.Write("Введите элемент матрицы ({0},{1}) ", i+1,j+1);

s = Console.ReadLine();

my_matrix[i,j] = Convert.ToInt32(s);

}

Console.WriteLine();

for (i = 0; i < N; i++)

{

for (j = 0; j < M; j++)

Console.Write("{0,3} ", my_matrix[i, j]);

Сonsole.WriteLine();

}

Пример 2: преобразовать содержимое матрицы так, чтобы в каждой строке была возрастающая последовательность

int i,j,k,b,M,N;

int[,] my_matrix = new int[,] { { 1, 3 , 4}, { 1, 4, 8 }, { 5, 8 ,6 }, { 7, 8, 2 } };

N = 4; M = 3;

for (i = 0; i < N; i++) //цикл по строкам

for (j = 0; j < M-1; j++) //цикл по столбцам

for (k = 0; k < M - j-1; k++)

if (my_matrix[i, k] > my_matrix[i, k+1])

{

b = my_matrix[i, k];

my_matrix[i, k] = my_matrix[i, k + 1];

my_matrix[i, k + 1] = b;

}

Массивы массивов

Массив массивов — это массив, элементы которого сами являются массивами. Элементы массива массивов могут иметь различные размеры и измерения. Массивы массивов иногда также называются "невыровненными массивами". В следующих примерах показано, как выполняется объявление, инициализация и доступ к массивам массивов.

int[][] mas_mas = new int[3][];

mas_mas[0] = new int[5];

mas_mas[1] = new int[4];

mas_mas[2] = new int[2];

Для заполнения элементов массива значениями можно также использовать инициализаторы, при этом размер массива знать не требуется.

mas_mas[0] = new int[] { 1, 3, 5, 7, 9 };

mas_mas[1] = new int[] { 0, 2, 4, 6 };

mas_mas[2] = new int[] { 11, 22 };

Также массив можно инициализировать путем объявления.

int[][] mas_mas2 = new int[][]

{

new int[] {1,3,5,7,9},

new int[] {0,2,4,6},

new int[] {11,22}

};

Также можно использовать сокращенную форму. Обратите внимание, что при инициализации элементов оператор new опускать нельзя, так как инициализации по умолчанию для этих элементов не существует.

int[][] mas_mas3 =

{

new int[] {1,3,5,7,9},

new int[] {0,2,4,6},

new int[] {11,22}

};

Наши рекомендации