Определение коэффициента трения скольжения с использованием закона сохранения и превращения энергии
Для выполнения этой работы на линейку трибометра помещают брусок и динамометр, связанные нитью (рис. 1). Если динамометр вместе с линейкой прижать рукой к столу, а брусок оттянуть, что бы динамометр показывал некоторую силу F, то потенциальную энергию пружины можно записать так:
где F — показание динамометра, а х — растяжение пружины. После освобождения брусок будет двигаться до остановки и потенциальная энергия пружины израсходуется на совершение работы по преодолению силы трения на пути S. Эту работу можно представить таким выражением:
где μ — коэффициент трения; m — масса бруска; g— ускорение свободного падения; S — путь бруска. По закону сохранения энергии
=
следовательно,
Силу F упругости пружины измеряют динамометром, деформацию пружины x — линейкой, путь S, пройденный бруском,— линейкой, массу т бруска — взвешиванием, g — величина постоянная.
Выполнение работы
Оборудование: 1) трибометр лабораторный с бруском; 2) динамометр пружинный на нагрузку 4Н; 3) линейка измерительная.. 30—35 см с миллиметровыми делениями; 5) весы технические с разновесом; 6) набор грузов по механике; 7) прочная нить длиной 20—30 см.
1. Определите взвешиванием массу бруска т. = , Δm = …
2. К крючкам динамометра и бруска привяжите нить так, чтобы расстояние между ними было примерно 10 см, брусок с динамометром поместите на линейку, как показано на рисунке 1.
3. сделайте схему опыта.
4. Конец динамометра с петлей совместите с концом линейки и прижмите их рукой к столу. Затем оттяните брусок так, чтобы динамометр показывал силу F = 1 Н ΔF =…
5. измерьте линейкой растяжение пружины. X = …, Δx = ……,
6. Отметьте положение бруска и отпустите его.
7. Измерьте линейкой расстояние S= .. , ΔS= пройденное бруском,
8. вычислите коэффициент трения μ.
9. Опыт повторите, изменив один раз массу бруска (поместите на него стограммовый груз), а другой раз — растяжение пружины (увеличьте показание динамометра на 1 Н).
10. найдите среднее значение коэффициента трения μ и вычислите абсолютную и относительную погрешность результата.
11. Если осталось время, определите коэффициент трения, пользуясь формулой, Для этого силу трения определите по показанию динамометра при равномерном перемещении бруска вдоль линейки, а массу бруска возьмите из первого опыта. Сравните полученные результаты.
Контрольныевопросы
1. Зависит ли коэффициент трения скольжения от изменения нагрузки на брусок и от изменения силы упругости пружины?
2. Какие приборы из оборудования к данной работе следует заменить, чтобы получить другое значение коэффициента трения?
3. Какое преобразование энергии происходит при выполнении описанного опыта?
Лабораторная работа № 7
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Цель работы: сделать заключение о качестве экспериментальной проверки закона Гей-Люссака путем сравнения параметров газа в двух термодинамических состояниях.
Оборудование, средства измерения: 1)стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8 – 10 мм, 2) цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40 – 50 мм, наполненный горячей водой, 3) стакан с водой комнатной температуры, 4) пластилин.
Теоретическое обоснование.
Чтобы проверить закона Гей-Люссака, достаточно измерить объем и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверить справедливость равенства получаемого из закона Гей-Люссака . Это можно осуществить, используя воздух при атмосферном давлении.
L1
L2
h
а) б) в) г)
Стеклянная трубка открытым концом помещается на 3 – 5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис а). В этом случае объем воздуха равен V1 = SL1, температура – температуре горячей воды Т1. Это первое состояние. Чтобы при переходе воздуха во второе состояние его количество не изменилось, открытый конец стеклянной трубки, находящейся в горячей воде, закрывают пластилином. После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой и закрытый конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры (рис.б), а затем под водой снимают пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После прекращения подъема воды в трубке (рис. в) объем воздуха в ней станет равным V2 = SL2 < V1, а давление Р = Ратм – ρgh. Чтобы давление воздуха в трубке вновь стало равным атмосферному, необходимо увеличить глубину погружения трубки в стакан до тех пор, пока уровни воды в трубке и стакане не выровняются (рис. г). Это будет второе состояние воздуха в трубке при температуре Т2 окружающего воздуха. Отношение объемов воздуха в трубке в первом и втором состояниях можно заменить отношением высот воздушных столбов в трубке в этих состояниях, если сечение трубки постоянно по всей длине.( ) . Поэтому в работе следует сравнивать отношения L1/L2 и T1/T2. Длина воздушного столба измеряется линейкой, температура – термометром.
Порядок выполнения работы:
1. Измерьте длину L стеклянной трубки. L1 = …; ΔL1 = … .
2. Опустите стеклянную трубку в цилиндрический сосуд с горячей водой. Измерьте температуры воды в цилиндрическом сосуде с горячей водой. Т1 = …; ΔТ = … .
3. Подержав 3 – 5 мин в цилиндре стеклянную трубку, закройте стеклянную трубку пластилином, приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом рассказано выше в теоретическом обосновании. Измерьте длину воздушного столба L2 как показано на рисунке (в) L2 = … ; ΔL2 = … .
4. Измерьте температуру окружающего воздуха Т2 =…; ΔТ2 = … .
5. Вычислите отношения L1/L2 и T1/T2 , L1/L2 = …;
T1/T2 = ….
6. Вычислите относительные и абсолютные погрешности измерений этих отношений. (См. справочный материал). ε1 = … ; ε2 = …
Δ (L1/L2) = … Δ (T1/T2) = …
7. Запишите полученные результаты L1/L2 =
T1/T2 = …
8. Сравните полученные результаты исделайте заключение о качестве экспериментальной проверки закона Гей-Люссака путем сравнения параметров газа в двух термодинамических состояниях.
9. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра и гигрометра.
Цель работы: Измерить относительную влажность воздуха в классной комнате с помощью волосяного гигрометра и используя термометр и психометрическую таблицу.
Оборудование, средства измерения: 1) гигрометр волосяной, 2) термометр, 3) стакан с водой комнатной температуры, 4) таблица психрометрическая, кусочек марли или ваты.
Теоретическое обоснование.
Волосяной гигрометр непосредственно измеряет относительную влажность воздуха в процентах. Основным элементом является обезжиренный конский волос, который меняет длину при изменении влажности воздуха. Проверку и установку волосяного гигрометра производят на основании определения относительной влажности воздуха с помощью психрометра. Для установки стрелки гигрометра на соответствующее деление шкалы служит регулировочный винт.
Психрометр определяет относительную влажность воздуха по разности температур термометров, термометра в сухом состоянии и термометра резервуар, которого окружен полоской влажной ткани. Затем используется специальная психрометрическая таблица для определения относительной влажности воздуха.
Порядок выполнения работы:
1. Измерьте температуру воздуха в классной комнате Т1 = ….
2. Измерьте температуру воды в стакане находящемся в классной комнате. Т2 = …
3. Сравните температуры, намного они отличаются или нет?
Т1 ___________________________________________ Т2
4. Резервуар термометра оберните кусочком увлажненной ткани или ваты, подождите до тех пор, пока понижение температуры не прекратится. Снимите показания термометра.
Т3 = …
5. Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров.
Т1 - Т3 = …
6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность в воздухе класса.
φ1 = ….
7. Определите относительную влажность в воздухе классе с помощью гигрометра.
φ 2 = ….
8. Сделайте вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.
Цель работы: измерить средний диаметр капилляров.
Оборудование, средства измерения: 1) сосуд с подкрашенной жидкостью, 2) полоска фильтровальной бумаги, 3) полоска хлопчатобумажной ткани, 4) линейка измерительная
Теоретическое обоснование
Смачивающаяся жидкость втягивается внутрь капилляра. Подъем жидкости в капилляре происходит до тех пор, пока результирующая сила, Fв действующая на жидкость вверх, не уравновесится силой тяжести mg столба жидкости высотой h: Fв = mg.
По третьему закону Ньютона сила Fв, действующая на жидкость, равна силе поверхностного натяжения Fпов, действующей на стенку капилляра по линии соприкосновения ее с жидкостью: Fв = Fпов.
Таким образом, при равновесии жидкости в капилляре (рис. 1) Fпов = mg. (1)
Будем считать, что мениск имеет форму полусферы, радиус которого равен радиусу r капилляра. Длина контура, ограничивающего поверхность жидкости, равна длине окружности: l = 2πr.
Тогда сила поверхностного натяжения равна: Fпов = σ*2πr. (2), где σ – коэффициент поверхностного натяжения жидкости.
Масса столба жидкости объемом V = πr2h равна: m = ρV = ρ πr2h. (3)
Подставляя выражение (2) для Fпов и массы (3) в условие равновесия жидкости в капилляре, получим
σ*2πr = ρ πr2hg откуда диаметр капилляра D = 2r = (4) Fв
Θ h
r
mg
Порядок выполнения работы.
1. Полосками фильтровальной бумаги и хлопчатобумажной ткани одновременно прикоснитесь к поверхности подкрашенной воды в стакане, наблюдая поднятие воды в полосках.
2. Как только прекратится подъем воды, полоски выньте и измерьте линейкой высоты поднятия в них воды h1 и h2.
h1 = h2 =
3. Абсолютные погрешности измерения принимают равными удвоенной цене деления линейки. Δh =
4. Рассчитайте диаметр капилляров по формулам (4)
D1 = =
D2 = =
Для воды σ ± Δ σ = (7,3 ± 0,05)*10 –2 Н/м.
5. Рассчитайте абсолютные и относительные погрешности при косвенном измерении диаметра капилляров. ε 1 = …; ε 2 = ….
Погрешностями Δg и Δ ρ можно пренебречь.
6. Запишите окончательный результат измерения диаметра капилляров.
Лабораторная работа № 10
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Цель работы: определить удельную теплоемкость металла.
Оборудование, средства измерения: 1) калориметр с водой, 2) чайник (один на класс), 3) цилиндр металлический на нити, 4) бумага фильтровальная, 5) весы с гирями, 6) термометр.
Теоретическое обоснование
В калориметр массой m1 налита вода массой m2 при температуре t1. Из чайника с кипящей водой достают металлический цилиндр массой m, имеющий температуру t2, и погружают его в калориметр. Когда температура воды в калориметре перестанет повышаться, снимают показания термометром это значение Θ.
Количество теплоты Qотд, отданное металлическим цилиндром при остывании до температуры Θ, равно: Qотд = cm(t2 – Θ), (1) где с – удельная теплоемкость вещества цилиндра.
Количество теплоты Qпол, полученное калориметром и водой при нагревании до температуры Θ, Qпол = c1m1(Θ – t1) + c2m2(Θ – t1), (2)
Где c1 – удельная теплоемкость металла, из которого сделан калориметр, с2 – удельная теплоемкость воды.
При теплообмене количество теплоты, отданное нагретым телом (металлическим цилиндром), равно количеству теплоты, полученному холодными телами (калориметром и водой): Qотд = Qпол, или cm(t2 – Θ) = c1m1(Θ – t1) + c2m2(Θ – t1) (3)
Из уравнения теплового баланса можно найти неизвестную удельную теплоемкость металла, из которого изготовлен цилиндр:
(4)
Порядок выполнения работы.
1. В чайник с водой поместите цилиндр, изготовленный из металла с неизвестной удельной теплоемкостью. Воду в чайнике нагрейте до кипения.
2. Определите на весах массу внутреннего сосуда калориметра. m1 = …, Δ m1 =
3. Налейте воду в калориметр (менее половины объема) и определите массу калориметра с водой. m1 + m2 = …, Δ(m1 + m2) =…
4. Определите массу воды в калориметре m2 = … Δ m2 =…
5. Собрав калориметр, измерьте начальную температуру воды термометром. t1 = …
6. Из чайника с кипящей водой достаньте металлический цилиндр при температуре, близкой к t2 = 100 0С, и быстро перенесите его в калориметр.
10. Измерьте температуру воды Θ при установлении теплового баланса, т.е. когда температура воды перестанет повышаться. Θ = …
8. Выньте металлический цилиндр из воды и осушив фильтровальной бумагой, определите его массу. m = … Δ m = …
9. Вычислите удельную теплоемкость металла, из которого изготовлен цилиндр, по формуле (4) с = … (где с1 = 920 Дж/(кг*0С); с2 = 4180 Дж/(кг*0С)).
10. Абсолютные погрешности измерения масс Δ m1, Δ m2 , Δ m определяются массой минимальной разновески при взвешивании. Из-за выполнения неравенств Δ m1<< m1; Δ m2<< m2; Δ m << m погрешностями при измерении масс можно пренебречь. Поэтому относительную погрешность при косвенном измерении удельной теплоемкости можно представить выражением
11. Рассчитайте абсолютную погрешность измерения удельной теплоемкости Δс = …
12. Запишите окончательный результат.
Лабораторная работа № 11
Измерение электроемкости конденсатора.
Цель работы: изучить устройство плоского конденсатора и рассчитать его электроемкость.
Оборудование, средства измерения: 1) пластинки металлические – 2 шт., 2) пластинка стеклянная, 3) штангенциркуль, 4) линейка измерительная.
Теоретическое обоснование.
Электрическая емкость конденсатора – физическая величина, равная отношению заряда одного из проводников к разности потенциалов между этим проводником и соседним:
С =Q/U (1)
В работе измеряется электроемкость плоского конденсатора – системы двух плоскопараллельных пластин площадью S, находящихся на расстоянии d друг от друга.
Пространство между пластинами заполнено диэлектриком с относительной диэлектрической проницаемостью ε (вставлена стеклянная пластина толщиной d).
Вычисление электроемкости сводится к расчету разности потенциалов U между пластинами. В однородном поле плоского конденсатора с напряженностью Е между пластинами U = Ed. (2)
Напряженность Е складывается (по принципу суперпозиции) из напряженностей полей, созданных положительной Е+ и отрицательной Е_ пластинами: Е = Е+ + Е_. (3)
В свою очередь, в среде с относительной диэлектрической проницаемостью ε
(4) где ε0 = 8,85*10-12 Кл2/(Н*м2) – электрическая постоянная.
Следовательно, разность потенциалов между пластинами плоского конденсатора:
(5)
Подставляя значение U в формулу (1), находим электроемкость плоского конденсатора с диэлектриком. (6)
Электроемкость конденсатора зависит как от его геометрических характеристик (площади пластин, расстояние между ними), так и от относительной диэлектрической проницаемости вещества, заполняющего пространство между пластинами. Электроемкость не зависит от заряда на пластинах и разности потенциалов, приложенной к ним.
Порядок выполнения работы.
1. Соберите из двух металлических пластин и одной стеклянной плоский конденсатор.
2. Разберите плоский конденсатор, измерьте длину а и ширину b металлической пластины линейкой. a = …; b = … . Δa =…; Δb = … .
3. Рассчитайте площадь пластин b и погрешности измерения S = …; ε =…; ΔS =…
4. Измерьте штангенциркулем толщину стеклянной пластины. d = …; Δd =… .
5. Найдите относительную диэлектрическую проницаемость ε =…;
6. Рассчитайте электроемкость плоского конденсатора с диэлектриком по формуле (6)
С = …
7.Вычислите относительную и абсолютную погрешность косвенного измерения электроемкости. ε =…; ΔС = …
11. Запишите окончательный результат измерения электроемкости плоского конденсатора с диэлектриком.