Линейная модель изменения погрешности
В общем виде модель погрешности D0,95(t) может быть представлена в виде D0,95(t) = D0 + F(t), где D0 — начальная погрешность СИ; F(t) — случайная для совокупности СИ данного типа функция времени, обусловленная физико-химическими процессами постепенного износа и старения элементов и блоков. Получить точное выражение для функции F(t) исходя из физических моделей процессов старения практически не представляется возможным. Поэтому, основываясь на данных экспериментальных исследований изменения погрешностей во времени, функцию F(t) аппроксимируют той или иной математической зависимостью.
Простейшей моделью изменения погрешности является линейная:
(13.1)
где v скорость изменения погрешности. Как показали проведенные исследования [5], данная модель удовлетворительно описывает старение СИ в возрасте от одного до пяти лет. Использование ее в других диапазонах времени невозможно ввиду явного противоречия между определенными по этой формуле и экспериментальными значениями частоты отказов.
Метрологические отказы возникают периодически. Механизм их периодичности иллюстрирует рис. 13.2, а, где прямой линией 1 показано изменение 95%-ного квантиля при линейном законе.
Рис. 13.2. Линейный (а) и экспоненциальный (б, в)
законы изменения погрешности
При метрологическом отказе погрешность D0,95(t) превышает значение Dпр=D0+nD3, где D3 — значение запаса нормируемого предела погрешности, необходимого для обеспечения долговременной работоспособности СИ. При каждом таком отказе производится ремонт прибора и его погрешность возвращается к исходному значению D0. По прошествии времени Тр= ti - ti-1 опять происходит отказ (моменты tt, t2, t3 и т.д.), после которого вновь производится ремонт. Следовательно, процесс изменения погрешности СИ описывается ломаной линией 2 на рис. 13.2, а, которая может быть представлена уравнением
(13.2)
где n — число отказов (или ремонтов) СИ. Если число отказов считать целым, то это уравнение описывает дискретные точки на прямой 1 (рис. 13.2, а). Если же условно принять, что п может принимать и дробные значения, то формула (13.2) будет описывать всю прямую 1 изменения погрешности D0,95(t) при отсутствии отказов.
Частота метрологических отказов увеличивается с ростом скорости v. Она столь же сильно зависит от запаса нормируемого значения погрешности D3 по отношению к фактическому значению погрешности средства измерений D0 на момент изготовления или окончания ремонта прибора. Практические возможности воздействия на скорость изменения v и запас погрешности D3 совершенно различны. Скорость старения определяется существующей технологией производства. Запас погрешности для первого межремонтного интервала определяется решениями, принятыми производителем СИ, а для всех последующих межремонтных интервалов — уровнем культуры ремонтной службы пользователя.
Если метрологическая служба предприятия обеспечивает при ремонте погрешность СИ, равную погрешности D0 на момент изготовления, то частота метрологических отказов будет малой. Если же при ремонте лишь обеспечивается выполнение условия D0 » (0,9... 0,95) Dпр, то погрешность может выйти за пределы допустимых значений уже в ближайшие месяцы эксплуатации СИ и большую часть межповерочного интервала оно будет эксплуатироваться с погрешностью, превышающей его класс точности. Поэтому основным практическим средством достижения долговременной метрологической исправности средства измерений является обеспечение достаточно большого запаса D3, нормируемого по отношению к пределу Dпр.
Постепенное непрерывное расходование этого запаса обеспечивает на некоторый определенный период времени метрологически исправное состояние СИ. Ведущие приборостроительные заводы обеспечивают [5] D3 = (0,4...0,5) Dпр, что при средней скорости старения v = = 0,05АП /год позволяет получать межремонтный интервал Тр= D3/v = 8... 10 лет и частоту отказов w = 1/Тр= 0,1... 0,125 год-1.
При изменении погрешности СИ в соответствии с формулой (13.1) все межремонтные интервалы Тр будут равны между собой, а частота метрологических отказов w = 1/Тр будет постоянной в течение всего срока эксплуатации. Однако проведенные экспериментальные исследования [5] показали, что на практике это не выполняется.