Качество продукции в сочетании с качеством управления
Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к потреблению и способность удовлетворять своему назначению. Каждой вещи, изделию, виду продукции присущи свои особые свойства, характеризующие их качество. Для технологического оборудования важна высокая производительность, точность обработки; для ПС, НТТС – грузоподъемность, скорость, расход горючего и т.д.
Чтобы управлять качеством выпускаемой продукции, нужно уметь его оценивать. Общие критерии оценки качества содержатся в стандартах .
Стандарт устанавливает и регламентирует наиболее прогрессивные показатели качества любого вида продукции. Среди них – технические (мощность, производительность, безотказность, долговечность ит.д.) и экономические, отражающие материальные, трудовые или денежные затраты.
Качество изделия формируется на всех этапах его создания: оно закладывается в ходе научных исследований, во время проектирования и конструирования, обеспечивается во время непосредственного производства, зависит от качества исходного сырья и материалов, от диагностики технологического процесса, от средств и методов контроля и испытаний, транспортировки, хранения, эксплуатации и ремонта.
В современном производстве ни один завод не изготавливает сам все необходимые ему материалы, детали и узлы, из которых комплектуется его изделие. Значительную их часть он получает с других предприятий. Например, заводы, выпускающие автомобили, подвижной состав, строительные и дорожные машины и т.д. Поэтому проблема качества - дело не одного предприятия и даже не отдельной отрасли промышленности. Она является межотраслевой, общегосударственной проблемой.
Качество стало основой стратегии выживания в условиях национальной международной конкуренции. Высокое качество товаров и услуг - важнейшие приоритеты для процветания и национальной безопасности страны. Внедрение менеджмента качества вызывает непонимание руководителей предприятий сущности этого направления. В основе его лежат:
- ментальное восприятие слова "качество";
- знания современных технологий управления, ориентированных на рыночную экономику;
- отсутствие системного стратегического планирования или недооценка важности и прибыльности инвестирования в программы, связанные с повышением эффективности управления.
В рыночной экономике происходит следующее: товаров стало так много, что вопрос о соответствии продукта заданным характеристикам перестал быть определяющим. Рынок просто начал отбрасывать товары не соответствующие заданным параметрам при продаже или в эксплуатации. Рынок стал требовать нечто большего, чем качество продукции.
Эти "нечто" стало необходимостью системной оценки рисков при заключении контрактов на закупки, необходимостью получения гарантий, что закупаемый или поставляемый продукт или услуга будут безусловно обладать заданными характеристиками, представлены в обусловленные сроки и будут вовремя оплачены.
Рынок нашел критерий, который подтверждает эти гарантии – это стабильное производство, обеспеченное соответствующим уровнем эффективности управления. Таким образом, появилось новое определение качества, закрепленное в западных стандартах .
Качество продукции является только составной частью нового определения, оно не является уже определяющим элементом для рынка, так как подразумевается само собой разумеющейся характеристикой, без которой разговор о продаже становится беспредметным.
Рынок потребовал разработки и внедрения эффективного управления предприятием, что обусловило появление международных стандартов серии ISO 9000. Они определяют минимальные требования к стабильности управления предприятием, т. е., наличия формализованной системы управления, снижающей риски заказчика, которую можно продемонстрировать в основных сферах деятельности предприятия.
В соответствии с новой философией качества, стандарты охватили практически все сферы деятельности предприятия.
Наиболее полный стандарт ISO 9000 включает 20 элементов управления, охватывающих, например, такие направления деятельности предприятия как:
- контрактная деятельность и проектирование;
- управление документацией и управление производственными технологическими процессами;
- закупки;
- метрология (система контроля, система диагностики), контроль и проведение испытаний и др.;
-подготовка кадров и корректирующие и предупреждающие действия;
ISO 9000 потребовал провести инвентаризацию существующих информационных потоков, формализовать их и дать возможность заказчикам убедиться, что минимальные требования к управляемости и стабильности предприятия выполняются.
Международные стандарты ISO 9000 вызвали настоящий бум формализации и доработки своих систем управления для получения выхода на рынок.
Новый подход получил и новое развитие:
1 – формализация и инвентаризация управленческих процессов вскрывает несовершенство протекания информационных потоков, отсутствие отдельных связей, выявляет лишние звенья управления. Управленческие функции становятся прозрачными, четко определяется ответственность и статус на всех уровнях управления.
Процесс построения системы качества оказался не так прост и потребовал обучения и привлечения консультантов, которые одновременно вынуждены обучать руководителей методологии решения проблем и командным методам работы, описанию процессов (карты процессов), внутреннему аудиту.
2 - стандарты ISO 9000 стали мощным средством западного рынка в конкурентной борьбе с продукцией развивающихся стран. Европейское сообщество постоянно увеличивает перечень продукции, на которую наложены ограничения, связанные с сертификацией на соответствие требованиям ISO 900. Эти ограничения уже касаются продукции автомобильной промышленности, топлива и т.д.
3 – в связи с ужесточением ответственности за выпуск некачественной продукции появились требования к использованию более строгих стандартов например, стандарты QS 9000, разработанные в США, для автомобильной
промышленности).
4 – выполнение минимальных требований стандартов ISO 9000 соответствует только приблизительно 17 % от идеальной модели западной компании, Построенная в соответствии со стандартами ISO 9000 система качества является базой для внедрения дальнейших современных подходов в управлении, превращающих компанию в мирового лидера.
Развитые зарубежные страны развивают и внедряют новые технологии повышения эффективности управления и использования современных информационных систем. Эти универсальные подходы охватывают достижения различных наук: передачи и обработки информации, социологии, психологии, менеджмента, охраны окружающей среды, экономики.
Ситуация для стран, которые вовремя не включаются в процесс освоения новых технологий управления будет и далее оставаться такой же, как во второй половине XX в. – отставание на первом этапе означает отставание навсегда.
Для предприятий России существуют только две возможности:
1 – задача выхода на зарубежный рынок, сертификация на соответствие требованиям стандартов ISO 9000 абсолютно очевидна, т. к. в противном случае на этот рынок просто не прорваться или экономические потери становятся высокими. В таком же положении находятся и отрасли, где сертификация на соответствие ISO 9000 определяется государственным регулированием (строительные организации, оборонные отрасли).
2 - организации, ориентирующиеся на внутренний рынок если в долгосрочном и краткосрочном планировании не ставят приоритетных целей по повышению эффективности управления или хотя бы элементарной инвентаризации и формализации процессов в рамках стандартов ISO 9000, то они теряют огромные резервы в повышении своей конкурентоспособности и становятся лакомым кусочком для своих соперников на рынке, для которых самый лучший конкурент тот, который спит.