Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта
ОСВО 1-70 04 03–2013
СОСТАВИТЕЛЬ:
С.Н. Колдаева, доцент кафедры «Энергоэффективные технологии на транспорте» учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта», кандидат технических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А. Н. Екименко, ведущий научный сотрудник ЧНПУП «Институт инновационных исследований», кандидат технических наук;
Н. В. Довгелюк, заведующая кафедрой «Изыскания и проектирование дорог» УО БелГУТ, кандидат технических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой «Энергоэффективные технологии на транспорте» учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»
(протокол № 11 от 29.11.2015 г.);
научно-методической комиссией строительного факультета учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»
(протокол № __ от «__» ______ 201 г.);
научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»
(протокол № __ от «__» _______ 201 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения учебной дисциплины
Динамичное развитие экономики государства невозможно без повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ориентация только на ценовую конкуренцию в современных условиях уже не гарантирует решающего успеха. Определяющим для потребителей во всех странах мира стало качество. Очевидно, что производители должны знать и изучать требования, предъявляемые к качеству выпускаемой ими продукции. Эти требования, как правило, не одинаковы для различных групп потребителей и различаются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. А это означает, что качеством продукции и услуг необходимо управлять, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели. Именно эти вопросы освещаются при изучении метрологии, стандартизации и управления качеством.
Изложенное особенно актуально в современных условиях, когда наметившиеся тенденции международной интеграции диктуют необходимость сокращения имеющихся у Сторон различий в области метрологии, стандартизации и сертификации путем поощрения использования в этих областях согласованного на международном уровне инструментария.
Поэтому изучение данной дисциплины студентами специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» представляется важным этапом подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать на производстве задачи, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией водохозяйственных объектов.
Учебная программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе компетентностного подхода, требований к формированию компетенций, сформулированных в Образовательном стандарте высшего образования специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».
Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, осваиваемых студентами специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».
Цели и задачи учебной дисциплины
Преподавание дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» имеет своей целью обучение студентов методологии достижения оптимальной степени упорядочения в области проектирования, строительства и эксплуатации водохозяйственных объектов.
Основными задачами дисциплины являются: изучение основных принципов и инструментария в области метрологии, стандартизации и сертификации и их применение к управлению производством и повышению качества работ по водоснабжению и водоотведению.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСВО 1-70 04 03 – 2013:
АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знаниями для решения теоретических и практических задач;
АК-2.Владеть системным и сравнительным анализом;
АК-3.Владеть исследовательскими навыками;
АК-4.Уметь работать самостоятельно;
АК-6.Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
АК-9.Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), предусмотренными образовательным стандартом ОСВО 1-37 02 01-2013:
ПК-1.Применять современные методы возведения объектов, обеспечивающие высокий уровень выполнения строительных процессов;
ПК-2. Применять современные методы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта водохозяйственных объектов, с рациональным уровнем затрат на их функционирование;
ПК-3.Подбирать и применять технологическое оборудование, устройства и приборы для обеспечения технологических процессов в области водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов;
ПК-4.На основе технической документации проводить монтажные и наладочные работы на водохозяйственных объектах;
ПК-5.Подбирать соответствующее оборудование, аппаратуру и приборы и использовать их при проведении монтажных работ на водохозяйственных объектах;
ПК-6.Организовывать и проводить испытания сооружений и оборудования водохозяйственных систем.
ПК-7.Разрабатывать проекты инженерных систем, используя современные средства технологии и проектирования;
ПК-8.Разрабатывать конструкторскую документацию оборудования инженерных систем, используя современные средства технологии и проектирования;
ПК-9. Применять методы расчетов, выбора оборудования, обеспечивающие современные технологические, природоохранные требования, а также требования безопасности к системам водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов;
на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области метрологии, стандартизации и сертификации применительно к проектированию, строительству и эксплуатации водохозяйственных объектов;
ПК-10. Участвовать в разработке проектной и иной технической документации, выполнять задания в области сертификации, аттестации и других процедур, связанных с профессионально деятельностью;
ПК-19.Вести переговоры, взаимодействовать со специалистами смежных профилей, анализировать и оценивать информацию;
ПК-23.Организовывать деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для совершенствования технологий проектирования и строительства сооружений водоснабжения и водоотведения.
Для приобретения профессиональных компетенций ПК-1–10, 19, 23 в результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- методы обеспечения взаимозаменяемости на этапах жизненного цикла продукции;
- методы нормирования точности параметров;
- основные принципы построения систем допусков и посадок, базовые стандарты основных норм взаимозаменяемости, охватывающие системы допусков и посадок для типовых видов соединений;
- теоретические основы измерительного контроля параметров;
- теоретические аспекты научного подхода к менеджменту качества продукции, работ и услуг;
- структуру международных и национальных стандартов качества;
- функции менеджмента качества на предприятии и основные методические подходы к их реализации;
- методику оценки уровня качества;
- порядок проведения и правила сертификации;
уметь:
- обозначать требования к точности параметров на чертежах, читать и расшифровывать условные обозначения;
- осуществлять измерительный контроль параметров калибрами и основными универсальными средствами измерений;
- представлять результаты измерений с указанием погрешностей и неопределенности;
- применять основные принципы построения систем менеджмента качества и сертификации на предприятии;
- осуществлять анализ и оценку уровня качества продукции предприятия;
- применять информационные технологии менеджмента качества и сертификации продукции;
- организовывать проведение работ по сертификации систем качества;
- применять методы планирования, учета и анализа затрат на качество и сертификацию продукции;
владеть:
- методологией обеспечения взаимозаменяемости и нормирования точности при изготовлении продукции;
- методологией проведения работ по сертификации.
Структура содержания учебной дисциплины
Содержание дисциплины представлено в виде разделов и тем, которые характеризуются относительно самостоятельными укрупненными дидактическими единицами содержания обучения. Содержание тем опирается на приобретенные ранее студентами компетенции при изучении естественно-научных дисциплин «Математика», «Физика».
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Дисциплина изучается в 6 семестре. Форма получения высшего образования – дневная.
В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины отведено всего 76 часов, в том числе 50 аудиторных часов, из них лекции – 34 часа, лабораторные занятия – 16 часов. Форма текущей аттестации – зачет. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 История, стратегия развития и сущность дисциплины.
Эволюция метрологии и стандартизации. Нормативный документ. Стандарт. Технические условия. Развитие дисциплины в условии реформирования экономики Республики Беларусь. Цели и задачи дисциплины.
РАЗДЕЛ 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ