Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов


Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта
ОСВО 1-70 04 03–2013

СОСТАВИТЕЛЬ:

С.Н. Колдаева, доцент кафедры «Энергоэффективные технологии на транспорте» учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта», кандидат технических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

А. Н. Екименко, ведущий научный сотрудник ЧНПУП «Институт инновационных исследований», кандидат технических наук;

Н. В. Довгелюк, заведующая кафедрой «Изыскания и проектирование дорог» УО БелГУТ, кандидат технических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой «Энергоэффективные технологии на транспорте» учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»

(протокол № 11 от 29.11.2015 г.);

научно-методической комиссией строительного факультета учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»

(протокол № __ от «__» ______ 201 г.);

научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»

(протокол № __ от «__» _______ 201 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения учебной дисциплины

Динамичное развитие экономики государства невозможно без повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ориентация только на ценовую конкуренцию в современных условиях уже не гарантирует решающего успеха. Определяющим для потребителей во всех странах мира стало качество. Очевидно, что производители должны знать и изучать требования, предъявляемые к качеству выпускаемой ими продукции. Эти требования, как правило, не одинаковы для различных групп потребителей и различаются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. А это означает, что качеством продукции и услуг необходимо управлять, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели. Именно эти вопросы освещаются при изучении метрологии, стандартизации и управления качеством.

Изложенное особенно актуально в современных условиях, когда наметившиеся тенденции международной интеграции диктуют необходимость сокращения имеющихся у Сторон различий в области метрологии, стандартизации и сертификации путем поощрения использования в этих областях согласованного на международном уровне инструментария.

Поэтому изучение данной дисциплины студентами специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» представляется важным этапом подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать на производстве задачи, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией водохозяйственных объектов.

Учебная программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе компетентностного подхода, требований к формированию компетенций, сформулированных в Образовательном стандарте высшего образования специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, осваиваемых студентами специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».

Цели и задачи учебной дисциплины

Преподавание дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» имеет своей целью обучение студентов методологии достижения оптимальной степени упорядочения в области проектирования, строительства и эксплуатации водохозяйственных объектов.

Основными задачами дисциплины являются: изучение основных принципов и инструментария в области метрологии, стандартизации и сертификации и их применение к управлению производством и повышению качества работ по водоснабжению и водоотведению.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСВО 1-70 04 03 – 2013:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знаниями для решения теоретических и практических задач;

АК-2.Владеть системным и сравнительным анализом;

АК-3.Владеть исследовательскими навыками;

АК-4.Уметь работать самостоятельно;

АК-6.Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

АК-9.Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), предусмотренными образовательным стандартом ОСВО 1-37 02 01-2013:

ПК-1.Применять современные методы возведения объектов, обеспечивающие высокий уровень выполнения строительных процессов;

ПК-2. Применять современные методы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта водохозяйственных объектов, с рациональным уровнем затрат на их функционирование;

ПК-3.Подбирать и применять технологическое оборудование, устройства и приборы для обеспечения технологических процессов в области водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов;

ПК-4.На основе технической документации проводить монтажные и наладочные работы на водохозяйственных объектах;

ПК-5.Подбирать соответствующее оборудование, аппаратуру и приборы и использовать их при проведении монтажных работ на водохозяйственных объектах;

ПК-6.Организовывать и проводить испытания сооружений и оборудования водохозяйственных систем.

ПК-7.Разрабатывать проекты инженерных систем, используя современные средства технологии и проектирования;

ПК-8.Разрабатывать конструкторскую документацию оборудования инженерных систем, используя современные средства технологии и проектирования;

ПК-9. Применять методы расчетов, выбора оборудования, обеспечивающие современные технологические, природоохранные требования, а также требования безопасности к системам водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов;

на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области метрологии, стандартизации и сертификации применительно к проектированию, строительству и эксплуатации водохозяйственных объектов;

ПК-10. Участвовать в разработке проектной и иной технической документации, выполнять задания в области сертификации, аттестации и других процедур, связанных с профессионально деятельностью;

ПК-19.Вести переговоры, взаимодействовать со специалистами смежных профилей, анализировать и оценивать информацию;

ПК-23.Организовывать деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для совершенствования технологий проектирования и строительства сооружений водоснабжения и водоотведения.

Для приобретения профессиональных компетенций ПК-1–10, 19, 23 в результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- методы обеспечения взаимозаменяемости на этапах жизненного цикла продукции;

- методы нормирования точности параметров;

- основные принципы построения систем допусков и посадок, базовые стандарты основных норм взаимозаменяемости, охватывающие системы допусков и посадок для типовых видов соединений;

- теоретические основы измерительного контроля параметров;

- теоретические аспекты научного подхода к менеджменту качества продукции, работ и услуг;

- структуру международных и национальных стандартов качества;

- функции менеджмента качества на предприятии и основные методические подходы к их реализации;

- методику оценки уровня качества;

- порядок проведения и правила сертификации;

уметь:

- обозначать требования к точности параметров на чертежах, читать и расшифровывать условные обозначения;

- осуществлять измерительный контроль параметров калибрами и основными универсальными средствами измерений;

- представлять результаты измерений с указанием погрешностей и неопределенности;

- применять основные принципы построения систем менеджмента качества и сертификации на предприятии;

- осуществлять анализ и оценку уровня качества продукции предприятия;

- применять информационные технологии менеджмента качества и сертификации продукции;

- организовывать проведение работ по сертификации систем качества;

- применять методы планирования, учета и анализа затрат на качество и сертификацию продукции;

владеть:

- методологией обеспечения взаимозаменяемости и нормирования точности при изготовлении продукции;

- методологией проведения работ по сертификации.

Структура содержания учебной дисциплины

Содержание дисциплины представлено в виде разделов и тем, которые характеризуются относительно самостоятельными укрупненными дидактическими единицами содержания обучения. Содержание тем опирается на приобретенные ранее студентами компетенции при изучении естественно-научных дисциплин «Математика», «Физика».

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Дисциплина изучается в 6 семестре. Форма получения высшего образования – дневная.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины отведено всего 76 часов, в том числе 50 аудиторных часов, из них лекции – 34 часа, лабораторные занятия – 16 часов. Форма текущей аттестации – зачет. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 История, стратегия развития и сущность дисциплины.

Эволюция метрологии и стандартизации. Нормативный документ. Стандарт. Технические условия. Развитие дисциплины в условии реформирования экономики Республики Беларусь. Цели и задачи дисциплины.

РАЗДЕЛ 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Наши рекомендации