Участники сертификации работ и услуг
Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в РФ».
В состав участников Системы сертификации услуг входят:
— руководящий орган Системы сертификации услуг;
— центральные органы Системы сертификации услуг;
— научно-методический центр стандартизации и сертификации услуг;
— методические центры Системы;
— аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории;
— социологические центры (лаборатории, группы специалистов);
— аккредитованные органы по сертификации систем качества услуг.
Обязанности руководящего органа Системы сертификации услуг возложены на Госстандарт России. Руководящий орган Системы:
— создает сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитуя и уполномочивая их на право проведения работ;
— проводит инспекционный контроль и управляет деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий;
— определяет центральные органы систем сертификации однородных услуг и осуществляет контроль их деятельности;
— утверждает Организационно-методические документы Системы, создает и утверждает системы и правила сертификации услуг;
— рассматривает апелляции по вопросам сертификации услуг;
— взаимодействует по вопросам сертификации услуг с отечественными и международными организациями.
Центральные органыпо сертификации:
— формируют системы сертификации однородных услуг, координируют деятельность органов по сертификации;
— устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации услуг;
— ведут учет органов по сертификации услуг, выданных (отмененных) сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
— участвуют в работах по совершенствованию нормативной документации по сертификации услуг;
— обеспечивают публикацию информации о правилах и работах Системы.
Методические центры:
— разрабатывают организационно-методические документы по сертификации услуг;
— формируют и совместно с техническими комитетами по стандартизации ведут фонд нормативных документов;
— обеспечивают документами участников Системы.
Методические центры в основном работают при центральных органах по сертификации услуг. Потребность в них возникла при сертификации услуг в связи с отсутствием стандартов на потребительские свойства и требования безопасности услуг. В качестве методических центров, как правило, утверждаются отраслевые НИИ. Функции аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий аналогичны соответствующим структурам си- стем сертификации продукции.
Состав участников Системы сертификации услуг постоянно изменяется и трансформируется в соответствии с меняющимися условиями практики сертификации. В настоящее время в Системе I сертификации услуг ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по I сертификации услуг, утверждено пять центральных органов по сертификации:
— Министерство транспорта РФ в системах сертификации услуг автомобильных перевозок и автосервиса;
— Российское агентство по физической культуре и туризму в системе сертификации туристических услуг;
— Министерство торговли по сертификации услуг в сфере общественного питания;
— Росбытсоюз в системах сертификации услуг химчисток;
— Госстандарт РФ сертификация услуг по ремонту бытовых электротехнических приборов
Л 12 осенний семестр
Управление качеством. Структура Регистра системы качества.
Системы сертификации ГОСТ Р.
Понятие качества и оценка его уровня неразрывно связаны с понятием сертификации.
Качеством называют совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество - понятие, изменяющееся во времени.
Продукция - результат деятельности или процессов, которые можно разделить на четыре общие категории: оборудование (технические средства); программное обеспечение (средство); перерабатываемые материалы; услуги.
Продукция может быть: материальной (узлы или перерабатываемые материалы), нематериальной (информация или понятия); комбинацией из них; намеренной (предложение потребителям); ненамеренной (отходы горного предприятия).
Количественно или качественно установленные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества.
Показатели качества продукции в зависимости от задач оценки ее уровня классифицируются:
• по характеризуемым свойствам - назначение; надежность, сохраняемость; эргономичность и эстетичность; технологичность; стандартизация и унификация; патентно-правовые показатели; экологические показатели; безопасность; транспортабельность;
• по способу выражения - показатели, выраженные в натуральных единицах (килограмм, метр, балл, безразмерные единицы) и в стоимостных единицах;
• по числу характеризуемых свойств - единичные показатели, комплексные, обобщенные, интегральные; единичные, относящиеся только к одному свойству (например, прочность бетона на сжатие); комплексные - к нескольким свойствам (энергоемкость разрушения массива горной породы); обобщенные - относящиеся к такой совокупности свойств, по которой принято оценивать качество продукции (например, номенклатура показателей качества); интегральные -отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребления (например, мост, карьер, обогатительная фабрика и др.);
• по стадии определения - прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные;
• по применению - базовые, единичные.
Базовым является показатель качества продукции, принятой за исходный при сравнительных оценках. Относительным называют показатель, представляющий собой отношение единичного показателя качества продукции к соответствующему базовому показателю, а определяющим является показатель качества продукции, по которому оценивают его качество.
Уровень качества продукции - относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
Количественную оценку качества продукции осуществляют методами квалиметрии. Практическими задачами квалиметрии являются: разработка методов определения численных значений показателей технического уровня и качества продукции; сбор и обработка данных для вычисления и установления требований к точности показателей; установление единых методов измерения и оценки показателей качества; установление единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
Основными методами квалиметрии являются:
• инструментальный; расчетный; статистический, использующий правила прикладной математической статистики; органолептический;
• экспертный; социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества.
Оценку уровня качества продукции можно определять дифференциальным, комплексным и смешанным методами.
Дифференциальным называется метод оценки качества продукции, основанный на сопоставлении единичных показателей ее качества.
При дифференциальном методе рассчитывают относительные показатели качества продукции; уровень качества продукции оценивается сопоставлением совокупностей относительных показателей качества базового и оцениваемых образцов.
Комплексным называется метод оценки уровня качества продукции, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов продукции:
где - единичные показатели качества оцениваемого
и базового образцов продукции.
Количество рассматриваемых единичных показателей устанавливается в соответствии с требованиями нормативного документа.
Оценка уровня качества комплексным методом может быть произведена с использованием в качестве коэффициентов весомости технико-экономических; средневзвешенных; стоимостных показателей.
При смешанном методе часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой определяют комплексный (групповой) показатель, а особо важные показатели применяют как единичные. Уровень качества продукции оценивают по эмпирическим форму лам на основе совокупностей комплексных (групповых) показателей качества.
Оптимальным значением уровня качества продукции называется значение, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание, эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение Эффекта к затратам.
Оптимальные значения уровня качества продукции определяют методами линейного и нелинейного программирования, динамического программирования, теории игр и статистических решений, теории оптимального управления и другими математическими методами.