Участники сертификации работ и услуг

Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участ­ников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сер­тификации в РФ».

В состав участников Системы сертификации услуг входят:

— руководящий орган Системы сертификации услуг;

— центральные органы Системы сертификации услуг;

— научно-методический центр стандартизации и сертификации услуг;

— методические центры Системы;

— аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории;

— социологические центры (лаборатории, группы специалистов);

— аккредитованные органы по сертификации систем качества услуг.

Обязанности руководящего органа Системы сертификации ус­луг возложены на Госстандарт России. Руководящий орган Системы:

— создает сеть органов по сертификации и испытательных лабо­раторий, аккредитуя и уполномочивая их на право проведения работ;

— проводит инспекционный контроль и управляет деятельнос­тью органов по сертификации и испытательных лабораторий;

— определяет центральные органы систем сертификации одно­родных услуг и осуществляет контроль их деятельности;

— утверждает Организационно-методические документы Систе­мы, создает и утверждает системы и правила сертификации услуг;

— рассматривает апелляции по вопросам сертификации услуг;

— взаимодействует по вопросам сертификации услуг с отече­ственными и международными организациями.

Центральные органыпо сертификации:

— формируют системы сертификации однородных услуг, коор­динируют деятельность органов по сертификации;

— устанавливают порядок и процедуры проведения сертифика­ции услуг;

— ведут учет органов по сертификации услуг, выданных (отме­ненных) сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;

— участвуют в работах по совершенствованию нормативной до­кументации по сертификации услуг;

— обеспечивают публикацию информации о правилах и работах Системы.

Методические центры:

— разрабатывают организационно-методические документы по сертификации услуг;

— формируют и совместно с техническими комитетами по стан­дартизации ведут фонд нормативных документов;

— обеспечивают документами участников Системы.

Методические центры в основном работают при центральных органах по сертификации услуг. Потребность в них возникла при сертификации услуг в связи с отсутствием стандартов на потреби­тельские свойства и требования безопасности услуг. В качестве ме­тодических центров, как правило, утверждаются отраслевые НИИ. Функции аккредитованных органов по сертификации и испыта­тельных лабораторий аналогичны соответствующим структурам си- стем сертификации продукции.

Состав участников Системы сертификации услуг постоянно из­меняется и трансформируется в соответствии с меняющимися условиями практики сертификации. В настоящее время в Системе I сертификации услуг ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по I сертификации услуг, утверждено пять центральных органов по сер­тификации:

— Министерство транспорта РФ в системах сертификации услуг автомобильных перевозок и автосервиса;

— Российское агентство по физической культуре и туризму в системе сертификации туристических услуг;

— Министерство торговли по сертификации услуг в сфере об­щественного питания;

— Росбытсоюз в системах сертификации услуг химчисток;

— Госстандарт РФ сертификация услуг по ремонту бытовых элек­тротехнических приборов

Л 12 осенний семестр

Управление качеством. Структура Регистра системы качества.

Системы сертификации ГОСТ Р.

Понятие качества и оценка его уровня неразрывно связаны с понятием сертификации.

Качеством называют совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество - понятие, изменяющееся во времени.

Продукция - результат деятельности или процессов, которые можно разделить на четыре общие категории: оборудование (техни­ческие средства); программное обеспечение (средство); перерабаты­ваемые материалы; услуги.

Продукция может быть: материальной (узлы или перерабатываемые материалы), нематериальной (информация или понятия); комбинацией из них; намеренной (предложение потребителям); не­намеренной (отходы горного предприятия).

Количественно или качественно установленные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реа­лизации и проверки, называются показателями качества.

Показатели качества продукции в зависимости от задач оцен­ки ее уровня классифицируются:

• по характеризуемым свойствам - назначение; надежность, сохраняемость; эргономичность и эстетичность; технологичность; стандартизация и унификация; патентно-правовые показатели; эко­логические показатели; безопасность; транспортабельность;

• по способу выражения - показатели, выраженные в нату­ральных единицах (килограмм, метр, балл, безразмерные единицы) и в стоимостных единицах;

• по числу характеризуемых свойств - единичные показатели, комплексные, обобщенные, интегральные; единичные, относящиеся только к одному свойству (например, прочность бетона на сжатие); комплексные - к нескольким свойствам (энергоемкость разрушения массива горной породы); обобщенные - относящиеся к такой сово­купности свойств, по которой принято оценивать качество продук­ции (например, номенклатура показателей качества); интегральные -отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от экс­плуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребления (например, мост, карьер, обогатительная фабрика и др.);

• по стадии определения - прогнозируемые, проектные, про­изводственные, эксплуатационные;

• по применению - базовые, единичные.

Базовым является показатель качества продукции, принятой за исходный при сравнительных оценках. Относительным называют по­казатель, представляющий собой отношение единичного показателя качества продукции к соответствующему базовому показателю, а оп­ределяющим является показатель качества продукции, по которому оценивают его качество.

Уровень качества продукции - относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значе­ний показателей качества продукции с соответствующей совокупно­стью базовых значений этих показателей.

Количественную оценку качества продукции осуществляют методами квалиметрии. Практическими задачами квалиметрии яв­ляются: разработка методов определения численных значений пока­зателей технического уровня и качества продукции; сбор и обработ­ка данных для вычисления и установления требований к точности показателей; установление единых методов измерения и оценки по­казателей качества; установление единичных, комплексных и инте­гральных показателей качества продукции.

Основными методами квалиметрии являются:

• инструментальный; расчетный; статистический, использую­щий правила прикладной математической статистики; органолептический;

• экспертный; социологический, основанный на сборе и ана­лизе мнений потребителей данной продукции; комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества.

Оценку уровня качества продукции можно определять диффе­ренциальным, комплексным и смешанным методами.

Дифференциальным называется метод оценки качества про­дукции, основанный на сопоставлении единичных показателей ее качества.

При дифференциальном методе рассчитывают относительные показатели качества продукции; уровень качества продукции оцени­вается сопоставлением совокупностей относительных показателей качества базового и оцениваемых образцов.

Комплексным называется метод оценки уровня качества про­дукции, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов продукции:

Участники сертификации работ и услуг - student2.ru

где Участники сертификации работ и услуг - student2.ru - единичные показатели Участники сертификации работ и услуг - student2.ru качества оцениваемого

и базового образцов продукции.

Количество рассматриваемых единичных показателей Участники сертификации работ и услуг - student2.ru уста­навливается в соответствии с требованиями нормативного документа.

Оценка уровня качества комплексным методом может быть про­изведена с использованием в качестве коэффициентов весомости тех­нико-экономических; средневзвешенных; стоимостных показателей.

При смешанном методе часть единичных показателей объеди­няют в группы и для каждой определяют комплексный (групповой) показатель, а особо важные показатели применяют как единичные. Уровень качества продукции оценивают по эмпирическим форму лам на основе совокупностей комплексных (групповых) показателей качества.

Оптимальным значением уровня качества продукции называ­ется значение, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание, эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение Эффекта к затратам.

Оптимальные значения уровня качества продукции определяют методами линейного и нелинейного программирования, динамиче­ского программирования, теории игр и статистических решений, тео­рии оптимального управления и другими математическими методами.

Наши рекомендации