Изучение вынужденных колебаний

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ. Вынужденными колебаниями называются колебания, происходящие под действием периодически изменяющейся внешней (вынуждающей) силы. Если первоначально колебательная система находилась в состоянии покоя, то под действием вынуждающей силы она выйдет из этого состояния. Часть энергии колебательного движения будет затрачиваться на преодоление сил сопротивления. По мере увеличения амплитуды колебаний эта часть возрастает и наступит момент, когда работа, совершаемая вынуждающей силой, станет равной убыли энергии колеблющегося тела. Начиная с этого момента, амплитуда перестанет увеличиваться, и колебания станут установившимися.

В простейшем случае вынуждающая сила изменяется по гармоническому закону:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru . (1)

Тогда установившиеся колебания являются гармоническими и их частота равна частоте изменения вынуждающей силы.

Пусть на колеблющееся тело массой изучение вынужденных колебаний - student2.ru действуют возвращающая сила:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru ,

сила сопротивления среды:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru

и вынуждающая сила

изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

Дифференциальное уравнение движения этого тела запишем согласно второму закону Ньютона в виде:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru (2)

или, введя обозначения: изучение вынужденных колебаний - student2.ru и изучение вынужденных колебаний - student2.ru ,

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (3)

где изучение вынужденных колебаний - student2.ru - собственная частота колебательной системы, изучение вынужденных колебаний - student2.ru - коэффициент затухания, изучение вынужденных колебаний - student2.ru - угловая частота вынуждающей силы.

Решение этого уравнения имеет вид:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (4)

где изучение вынужденных колебаний - student2.ru - сдвиг фаз между силой и вызываемыми ею колебаниями. Подставив в уравнение (3) выражение (4), а также первую и вторую производные от него, получим:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru (5)

Из выражения (5) видно, что амплитуда установившихся вынужденных колебаний зависит от частоты изменения вынуждающей силы и при некотором её значении, близком к частоте собственных колебаний, достигает максимума.

Явление резкого увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты вынуждающей силы к частоте собственных колебаний называется резонансом. Соответствующая резонансу частота вынуждающей силы носит название резонансной частоты wрез. В нашем случае:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (6)

амплитуда вынужденных колебаний при резонансе:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru . (7)

Из выражения (7) в частности следует, что в отсутствии затухания ( изучение вынужденных колебаний - student2.ru = 0) амплитуда при резонансе должна была бы обращаться в бесконечность. Однако это неверно, т.к. при больших амплитудах колебания перестают быть гармоническими, поэтому исходное уравнение (2) невозможно использовать для их описания.

изучение вынужденных колебаний - student2.ru Если же коэффициент затухания мал по сравнению с угловой частотой собственных колебаний системы:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru ,

то резонансная частота весьма близка к частоте собственных колебаний:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru (8)

и амплитуда при резонансе может быть выражена в виде:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru . (9)

изучение вынужденных колебаний - student2.ru
График зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы называется резонансной кривой и представлен на рис. 1. Кривые построены для систем с одинаковой частотой собственных колебаний и различными значениями коэффициента затухания. Видно, что по мере его возрастания максимальная амплитуда уменьшается, а резонансная частота сдвигается в область малых частот в соответствии с выражением (6).

Рассчитаем так называемую ширину изучение вынужденных колебаний - student2.ru резонансной кривой для энергии колеблющегося тела, равной половине энергии его колебаний на частоте резонанса (рис. 2). Так как энергия колебательной системы пропорциональна квадрату амплитуды, уменьшение энергии в два раза соответствует уменьшению амплитуды колебаний до уровня 0,707 изучение вынужденных колебаний - student2.ru . В случае малого затухания резонансная амплитуда определяет­ся соотношением (9). На произвольной частоте амплитуда вынуж­денных колебаний рассчитывается согласно (5), которые отличают­ся друг от друга только знаменателями. Энергия системы на частотах изучение вынужденных колебаний - student2.ru и изучение вынужденных колебаний - student2.ru должна быть равна половине его энергии на резонансной частоте изучение вынужденных колебаний - student2.ru , это означает, что:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

Пренебрегая членами высшего порядка малости и учитывая, что при малом затухании справедливо (8) и изучение вынужденных колебаний - student2.ru , получаем:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru

или

изучение вынужденных колебаний - student2.ru . (10)

Коэффициент затухания характеризует рассеяние энергии системой в единицу времени. Потери энергии за период колебаний определяются логарифмическим декрементом затухания. Эти величины связаны соотношением:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (11)

где изучение вынужденных колебаний - student2.ru - период собственных колебаний, связанный с угловой частотой:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

Отметим, что соотношения (10) и (11) справедливы только в случае малого затухания колебаний.

изучение вынужденных колебаний - student2.ru ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА. Работа выполняется на установке с двумя маятниками (рис. 3). Один из них тяжелый, с большим запасом энергии и постоян­ным периодом колебаний Т, используется в качестве задающего вибратора. Другой маятник, более легкий, служит резонатором и раскачи­вается под действием толчков маятника вибратора.

Маятник-резонатор представляет собой небольшой груз Г, под­вешенный на нити. Эта нить проходит через канал в оси маятника-вибратора. На другом её конце подвешен противовес П. Противо­вес и трение нити о стенки канала оси позволяют достаточно надежно обеспечить заданную длину маятника-резонатора. В то же время это дает возможность легко менять длину маятника-резонатора, подтягивая нить за груз на одном ее конце или за противовес на другом конце нити.

Измерения начинают с установки длины маятника-резонатора, соответствующей наименьшему значению на вертикальной шкале. За­тем, отклонив маятник-вибратор до деления, указанного преподава­телем, отпускают его. Толчки маятника-вибратора раскачивают маятник-резонатор. Когда его амплитуда перестанет возрастать, произ­водят отсчет её значения на горизонтальной шкале по наибольшему отклонению нити маятника.

Во избежание ошибок за счет параллакса, глаз в момент от­счета нужно располагать перпендикулярно шкале. Измерения повторяют при различной длине маятника-резонатора.

Для построения амплитудно-резонансной кривой, кроме значе­ния резонансной амплитуды, нужно определить еще не менее пяти раз значения амплитуды при различных длинах резонатора до резонанса и не менее пяти значений амплитуды после него.

ЗАДАНИЕ

I. В условных делениях снять значения амплитуды колебаний маятника-резонатора и его длины, внеся данные в таблицу.

2. Построить резонансную кривую, откладывая по оси абсцисс длину резонатора в условных делениях, а по оси ординат амплитуду его колебаний в см.

3. По 20полным колебаниям определить период колебания вибратора Т и период колебаний маятника-резонатора, соответствующий максимальной амплитуде, рассчитать период, пренебрегая затуханием.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Часть I

L, усл. ед. А, см
     

Часть II

n= 20, Amax= , изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

  t, с T,с
Маятник-вибратор    
Маятник-резонатор    

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12м

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ. Волнами называются распространяющиеся в упругой среде слабые возмущения.

Волны бывают:

1. По природе: а) механические; б) электромагнитные.

2. По характеру колебаний частиц в волне:

а) поперечные – волны, в которых направление колебания частиц перпендикулярно направлению распространения волны;

б) продольные – волны, в которых направление колебания частиц совпадает с направлением распространения волны.

3. По виду волновой поверхности (под волновой поверхностью понимают геометрическое место точек, колеблющихся в одинаковой фазе):

а) плоские; б) сферические.

4. По частоте:

а) звуковые (или звук) - волны, частота которых лежит в пределах слышимости человеческого уха (от 20 Гц до 20 кГц).

б) инфразвуковые – волны, частота которых меньше 20 Гц.

в) ультразвуковые – волны, частота которых больше 20 кГц.

Скорость звука u определяется в виде:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (1)

где Е – модуль упругости среды, изучение вынужденных колебаний - student2.ru - плотность среды. В воздухе, который при нормальных условиях можно считать идеальным газом, скорость звука равна:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (2)

где R - газовая постоянная ( изучение вынужденных колебаний - student2.ru Дж/моль×К), Т – температура воздуха, m - молярная масса (для воздуха μ = 0.029 кг /моль) и g - показатель Пуассона (для воздуха изучение вынужденных колебаний - student2.ru ).

Важной характеристикой волны является длина волны l - расстояние между двумя ближайшими точками волны, колеблющимися в одинаковой фазе:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (3)

где Т – период волны, n= 1/Т - частота колебаний (звука). Математическое выражение, описывающее распространение плоской волны, имеет вид:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru , (4)

где x - отклонение частицы волны в некоторой точке от положения равновесия, А - амплитуда волны, изучение вынужденных колебаний - student2.ru - волновое число, w - циклическая частота колебаний, изучение вынужденных колебаний - student2.ru - расстояние от источника колебаний до данной точки среды.

изучение вынужденных колебаний - student2.ru ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА. Определение скорости звука осуществляется с помощью прибора, состоящего из стеклянной трубки 1 и поршня 2 (рис. 1). Рядом с трубой размещена шкала 3, по которой определяют положение поршня.

Источником звука служит электродинамический излучатель 4, подключенный к звуковому генератору. От излучателя 4 в положительном направлении оси х распространяется звуковая волна, описываемая уравнением (4). Волна, дойдя до поршня и отразившись от него, распространяется в обратном нaпpaвлении. При этом в трубе oбpaзуется стоячая волна. Перемещая поршень 2 по трубе 1, находят такое положение изучение вынужденных колебаний - student2.ru , при котором звук будет максимально сильным. Положение поршня отсчитывают по шкале 3. При смещении поршня от положения изучение вынужденных колебаний - student2.ru (максимума громкости звука) звук ослабевает, затем снова усиливается до максимума в положении изучение вынужденных колебаний - student2.ru . Поршень перемещается при этом на расстояние, равное половине длины волны: изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

Измерив частоту колебаний генератора 5 и длину полуволны, как расстояние изучение вынужденных колебаний - student2.ru между двумя последовательными максимумами звука, можно вычислить скорость звука по формуле:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru (5)

ЗАДАНИЕ

1. На данной частоте в пределах от 1000 Гц до 2000 Гц, заданной преподавателем, установить поршень в положение максимума звука при ближайшем расстоянии изучение вынужденных колебаний - student2.ru от излучателя звука. Значение изучение вынужденных колебаний - student2.ru занести в таблицу.

2. Перемещая поршень далее, проделать то же самое для более удаленных положений поршня x2, x3, x4 изучение вынужденных колебаний - student2.ru , соответствующих максимумам громкости звука.

3. Определить среднее значение изучение вынужденных колебаний - student2.ru по формуле:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

и занести в таблицу.

4. Вычислить скорость звука по формуле (5) и записать в таблицу.

5. Повторить измерения еще для двух частот.

6. Провести обработку полученных результатов. Сравнить полученное значение скорости звука с его теоретическим значением.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

n, Гц изучение вынужденных колебаний - student2.ru , см изучение вынужденных колебаний - student2.ru , см изучение вынужденных колебаний - student2.ru , см изучение вынужденных колебаний - student2.ru , см изучение вынужденных колебаний - student2.ru ср, см изучение вынужденных колебаний - student2.ru , м u, м/с
                 

Средний результат: изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

Абсолютная погрешность результата: изучение вынужденных колебаний - student2.ru и серии измерений:

изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

Относительная погрешность серии измерений: изучение вынужденных колебаний - student2.ru .

Окончательный результат: изучение вынужденных колебаний - student2.ru м/с.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16м

Наши рекомендации