Цель и задачи самостоятельной исследовательской работы
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Методические указания
по выполнению самостоятельной исследовательской работы
для студентов всех специальностей
ОДОБРЕНО цикловой комиссией спецдисциплин конструирования, моделирования и технологии швейных изделий протокол № 12 от 10.04.2014 г. Председатель цикловой комиссии ____________ И.Л. Азарова «10» апреля 2014 г. | Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для всех специальностей Заместитель директора по учебной работе ___________ О.А. Нургалеева «10» 04 2014 г. |
Авторы: | Л.Н. Серая, к.т.н., преподаватель спецдисциплин |
Рецензенты: | И.Л. Азарова, преподаватель спецдисциплин |
Е |
Содержание
Общие требования к исследовательской работе | |
1. Цель и задачи самостоятельной исследовательской работы | |
2 Тематика самостоятельной исследовательской работы | |
3 Порядок выполнения исследовательской работы | |
4 Объем исследовательской работы | |
5 Методические рекомендации по оформлению отчета | |
6 Структурное построение исследовательской работы | |
6.1 Введение и обоснование актуальности исследования | |
6.2 Краткий обзор литературных источников по теме исследования | |
6.3 Историческая справка (история появления товара или продукта в жизнедеятельности человека) | |
6.4 Сущность стандартизации, ее роль в повышении качества продукции | |
6.5 Качество продукции. Показатели и оценка качества. Нормативные документы на изучаемый товар или продукт | |
6.6 Исследовательский раздел (анализ пяти различных марок товара / продуктов питания) | |
6.7 Анализ состояния качества товара (продукта) по каждому виду (наименованию) с точки зрения соответствия ГОСТ или другой НД | |
6.8 Выявление содержания вредных ГМО, «Е» для организма человека | |
6.9 Штриховое кодирование | |
Выводы | |
Подготовка доклада | |
Доклад | |
Презентация | |
Требования к оформлению списка используемой литературы | |
Требования к оформлению приложений | |
Список рекомендованной литературы | |
Приложение А Примерная тематика исследовательских работ | |
Приложение Б Структурная схема исследования | |
Приложение В Титульный лист исследовательской работы | |
Приложение Г Возможные варианты построения основной части работы | |
Приложение Д Требования к шрифту пояснительной записки | |
Приложение Е Определения научных понятий | |
ПриложениеЖ Анализ текста первичного документа. Аспект-маркер блока «Введение». Словесные клише для написания текста | |
Приложение И Пример презентации | |
Приложение К Образцы оформления списка литературы | |
Приложение Л Полезные ссылки | |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЕ
Спасение России в качестве
И. А. Ильин (1928)
В современных условиях процесс обучения, ориентированный только на усвоение готовых знаний, не может быть признан достаточно эффективным. Необходимо совершенствование образовательного процесса в направлении развития и реализации творческих способностей студентов. Наиболее эффективным механизмом для достижения этих целей является система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Каждый человек рождается с определенными задатками к творческой работе. И любой может эти задатки успешно развивать путем самообразования, самовоспитания, тренировки мышления, расширения своего кругозора и общей культуры.
Аналитические способности каждого студента могут быть наиболее эффективно развиты в результате самостоятельного пополнения знаний, изучения новых методов исследования, решения постепенно усложняющихся задач. При этом все должно быть направлено на воспитание у каждого исследователя долга активно участвовать в разработке наиболее актуальных научных и научно-технических проблем и внедрения полученных результатов в практику.
Исследовательская работа по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности: учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, нормативной литературы и т.п. Студент должен продемонстрировать свое умение использовать вычислительную технику в расчетах, персональный компьютер при наборе и редактировании текста, выполнении рисунков.
Одной из основных целей изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является получение знаний и навыков по достижению высокого качества продукции. Каждый из компонентов этой дисциплины – важнейший инструмент обеспечения системного качества. В современном мире, особенно в России, в условиях прогрессирующего развития рыночной экономики, нарастает процесс глубинного изменения понятий дисциплины, особенно в области стандартизации. В пособии особое внимание уделяется проблеме стандартизации, как ключевому вопросу, решение которого необходимо для успешного продвижения нашей страны на мировой рынок, а также предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Законы рынка являются экономическим отражением мирового закона равновесия, и по существу их следствия глубоко справедливы. Под желаемым результатом их воздействия на реальность, следует понимать достижение максимально возможного в данных условиях качества продукта. При этом положительный экономический эффект от действия этих законов можно получить в ходе системного взаимодействия трех компонентов нашего предмета – стандартизации, метрологии и сертификации (оценки соответствия). Это может случиться при оптимальном соотношении стандартизованных параметров качества, согласованных с требованиями потребителя
Вместе с тем, в деле достижения высокого качества продукции стандартизация является ведущим, ключевым фактором, т. к. деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего - экономической. Больше того, она должна успевать и даже предвосхищать эти изменения, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства. Сейчас эта деятельность в нашей стране во многом предопределяется стремлением России вступить во Всемирную торговую организацию.
Цель изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» состоит в изучении студентами основных научно-практических знаний в области стандартизации, метрологии и сертификации, необходимых для решения задач обеспечения единства измерений и контроля качества продукции (услуг), метрологического и нормативного обеспечения разработки, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации продукции, планирования и выполнения работ по стандартизации.
Стандартизация, метрология и оценка соответствия являются инструментами обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг. Техническое законодательство, стандартизация и оценка соответствия определяют уровень безопасности и качества продукции, и, следовательно, являются важнейшими инструментами конкурентоспособности продукции.
Введение в действие с 1 июля 2003 года Нового Федерального Закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» положило начало реформе технического регулирования. Наиболее характерным качественным отличием этой новой двухуровневой системы состоит в добровольности применения стандартов, но обязательности учета взаимоувязанных с ними технических регламентов. В этом отношении новая система стандартизации объективно будет способствовать реализации рыночных законов, и вместе с тем, высокому качеству продукции. Разработка и внедрение системы технического регулирования призвана, в максимальной степени снизить технические барьеры продвижения отечественной продукции на территории Российской Федерации и за ее пределы, повысить ее качество и конкурентоспособность, избежать дублирования процедур по оценке соответствия, а значит, снизить уровень затрат. И, наконец, применение технических регламентов и стандартов, гармонизированных с международными документами, будет способствовать выполнению требований Всемирной торговой организации, полноправным членом которой Россия стремится стать. Перечисленные меры направлены к достижению главной цели – достижению высокого качества продукции. В XXI веке преимущественное положение в мировой экономике, социальном и культурном развитии будут иметь только те страны, предприятия которых смогут организовать стабильное производство необходимого количества качественной продукции, а фирмы будут представлять потребителям качественные услуги.
Технические регламенты, национальные стандарты в области стандартизации, метрология и оценка соответствия определяют регулирующую роль государства с помощью установления норм и правил, организующих поведение на рынке хозяйствующих субъектов. Поэтому актуальное значение данной дисциплины в подготовке специалистов трудно переоценить.
Настоящие методические указания к самостоятельной исследовательской работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» предназначены для студентов всех специальностей, изучающих данную дисциплину, и содержат всю необходимую информацию для выполнения исследовательской работы и оформления по ней отчета.
Самостоятельная исследовательская работа является заключительным этапом обучения студентов дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация». Её цель – систематизация и расширение теоретических знаний и практических навыков по решению исследовательских задач в области стандартизации, сертификации и управления качеством продукции.
Пояснительная записка к работе должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел работы, содержать методы исследования, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, сравнение вариантов и сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.
В результате выполнения данной самостоятельной исследовательской работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам метрологии, стандартизации и сертификации путем поиска и анализа передовых достижений в указанных разделах дисциплины и вместе с тем овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации.
Учебное пособие ориентировано на самостоятельный поиск информации по теме исследовательской работы, что, по мнению автора, способствует лучшей усвояемости учебного материала. Однако главное требование на первом этапе изучения дисциплины, этапе ее опознания как системного объекта – осознание системной роли каждого из элементов: метрологии, стандартизации и сертификации, что важно для ее правильного целостного представления.
Результаты проделанной работы оформляются в виде отчета. Выполненный отчет должен быть законченной разработкой.
Цель и задачи самостоятельной исследовательской работы
Целью самостоятельной исследовательской работы, выполняемой по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», является рассмотрение основных аспектов стандартизации и технического регулирования в разрезе достижения высокого качества продукции:
· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по стандартизации и сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических и производственных задач;
· развитие навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении поставленных задач.
Кроме того, студенты приобретают практические навыки самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности, расширяют свой теоретический кругозор и научную эрудицию, приобретают навыки работы с технической и научной литературой.
Задачи, решаемые студентом:
выработка умения использовать:
· национальные и международные стандарты по обеспечению качества и сертификации продукции, услуг и системы менеджмента качества;
· технологию планирования испытаний, контроля и проверок на этапе эксплуатации товара.
в области научно-исследовательской деятельности:
· анализ состояния и динамики качества продукции, метрологического обеспечения производства, стандартизации и сертификации;
· исследование качества продукции, оценка эффективности метрологического обеспечения и стандартизации;
· разработка планов, программ и методик проведения испытаний, измерений и контроля качества продукции;
· применение проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов управления качеством, метрологического обеспечения, стандартизации и сертификации.
в проектной деятельности:
· формирование целей проекта (программы) по созданию новых или модернизации существующих методов и средств управления качеством, метрологического обеспечения и стандартизации;
· определение наилучших вариантов решения проблемы на основе сопоставления альтернатив и учета неопределенности исходных данных.
Для успешного выполнения работы студент должен знать:
− постановления, распоряжения, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся темы выполняемой работы;
− перспективы технического развития и особенности деятельности предприятий изучаемой отрасли;
− принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
− методы оценки качества рассматриваемых товаров, продукции, услуг;
− основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
− достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе области знаний.
Конечная цель исследовательской работы – овладение студентом навыками самостоятельного поиска информации в области метрологии, стандартизации, сертификации и изучение на этой основе законодательных, нормативных актов, методических материалов по стандартизации, метрологии, сертификации.
Еще одной целью работы является подготовка результатов исследований для опубликования в печати, составление обзоров, рефератов, отчетов или докладов с использованием презентаций.