Практическая часть занятия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
III курса
по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Расспрос больных с патологией сердечно-сосудистой системы. Осмотр и пальпация области сердца и крупных сосудов,
перкуссия сердца.
Время: 3 часа
Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы
Цель занятия
Научиться методам обследования сердечно-сосудистой системы: расспросу больных с заболеваниями сердца, осмотру, пальпации области сердца и крупных сосудов, перкуссии сердца и сосудистого пучка.
Мотивация для усвоения темы
Несмотря на значительные достижения в области медицины, в большинстве экономически развитых стран, в том числе и в Беларуси, кардиологическая заболеваемость занимает первое место. Именно кардиологические заболевания чаще всего ограничивают общую продолжительность жизни человека, являются основной причиной внезапной смерти у лиц относительно молодого возраста. Для своевременного распознавания и лечения болезней сердца важно уметь правильно определять субъективную картину заболевания (уметь собирать и детализировать жалобы), оценить объективные проявления болезни (провести осмотр, пальпацию области сердца и крупных сосудов, уметь выяснить изменения размеров сердца и крупных сосудов путем перкуссии).
Требования к исходному уровню знаний
Студент должен знать
1. Особенности болевого синдрома при стенокардии, инфаркте миокарда, неврозе сердца.
2. Дифференцировать жалобы на сердцебиение и перебои в работе сердца.
3. Особенности жалоб больных при застое крови в большом и малом кругах кровообращения.
4. Клиническую характеристику симптомов «мертвого пальца» и «перемежающей хромоты».
5. Виды лица и вынужденные положения больного при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
6. Дифференцировать понятия сердечный горб, верхушечный и сердечный толчок.
7. Патологические состояния, при которых происходит смешение верхушечного толчка влево, вправо, вверх.
8. Диагностическое значение симптома «кошачье мурлыканье».
9. Методику перкуссии и границы относительной и абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка.
10. Диагностическое значение изменений границ относительной и абсолютной тупости сердца.
Студент должен уметь
1. Провести расспрос больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
2. Провести осмотр области сердца и крупных сосудов у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
3. Провести пальпацию области сердца и крупных сосудов у больных с заболеваниями органов кровообращения.
4. Провести перкуссию области сердца и крупных сосудов у больных с заболеваниями органов кровообращения.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин
1. Топография сердца.
2. Кровоснабжение сердца.
3. Внутрисердечная и центральная гемодинамика.
4. Анатомия большого и малого кругов кровообращения.
3. Контрольные вопросы по теме занятия
1. Назовите особенности болевого синдрома при стенокардии и инфаркте миокарда.
2. Дайте характеристику боли при миокардитах, перикардитах, кардионеврозе, расслаивающей аневризме аорты.
3. Как объясняется возникновение сердцебиения и перебоев сердца?
4. Назовите жалобы больного при сердечной астме и отеке легких.
5. Назовите клинические варианты одышки сердечного происхождения.
6. Назовите жалобы больного, возникающие при застое крови в большом круге кровообращения.
7. Назовите механизм отеков при сердечной недостаточности.
8. Перечислите клинические варианты головной боли при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
9. Дайте клиническую характеристику симптома «мертвого пальца».
10. Что такое симптом перемежающей хромоты?
11. Что такое «воротник Стокса»?
12. Перечислите характерные изменения лица больного при заболеваниях сердца.
13. Назовите виды вынужденного положения больного при сердечной недостаточности, стенокардии, перикардите.
14. Методика определения пульса. Назовите основные характеристики пульса в норме и при патологии.
15. Что такое сердечный горб, верхушечный толчок, отрицательный верхушечный толчок, сердечный толчок? Диагностическое значение указанных симптомов.
16. При каких состояниях наблюдается смещение верхушечного толчка влево, вправо, вверх?
17. Что такое симптом «кошачьего мурлыканья»? Диагностическое значение.
18. Назовите правила проведения перкуссии сердца. Как проводится определение границ абсолютной и относительной тупости сердца.
19. Назовите границы абсолютной и относительной тупости сердца у здорового человека.
20. При каких патологических состояниях наблюдается расширение границ сердца вправо? влево? вверх?
21. Какова конфигурация сердца у здорового человека? Перечислите патологические конфигурации сердца.
22. Определение размеров сосудистого пучка.
23. При каких патологических состояниях наблюдается измерение границ абсолютной и относительной тупости сердца?
Практическая часть занятия
1. Проведение расспроса больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.1-6, 8-10).
2. Проведение осмотра больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.11-13,15).
3. Проведение пальпации области сердца больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.14-17).
4. Проведение перкуссии сердца больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.18-23).
Ход занятия
В ходе занятия отрабатываются указанные выше практические навыки обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия.