Конспекты лекционных занятий

Лекция 1. Законодательная и нормативная база стандартизации.

Переход Казахстана к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешних.

Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили, либо просто делали невозможной интеграцию Казахстана в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером того служат условия вступления нашего государства в ВТО.

Стандартизация– это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Сертификацияв переводе с латыни означает «сделано верно». Для того, чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Службы стандартизации на предприятиях разрабатывают:

• предложения к перспективным и годовым планам работ по государственной и отраслевой стандартизации и представляют их в соответствующую базовую или головную организацию по стан­дартизации;

• проводят работу по стандартизации и унификации продук­ции и технологической оснастке;

• определяют (с привлечением экономических служб предпри­ятий) технико-экономическую эффективность внедрения стан­дартов и других нормативно-технических документов по стандар­тизации в проектирование и производство;

• осуществляют систематический контроль за внедрением и со­блюдением стандартов и технических условий при проектирова­нии и производстве продукции;

• разрабатывают стандарты предприятий;

• пересматривают устаревшие стандарты предприятий и тех­нические условия, утвержденные предприятиями, и т.д.

Работу по стандартизации, проводимую на предприятиях, сле­дует постоянно совершенствовать, так как от этого зависит повы­шение качества и снижение себестоимости продукции, улучшение организации производства. Вследствие, например, унификации, яв­ляющейся основным методом стандартизации, уменьшается но­менклатура материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, что облегчает материально-техническое снабжение.

Другие субъекты хозяйственной деятельности (научно-техни­ческие общества, инженерные общества и др.) создают в своей структуре специальные службы, которые разрабатывают норма­тивно-технические документы для собственного пользования и организуют работу согласно рекомендациям.

Нормативные документы по стандартизации в РКустановлены Законом РК «О техническом регулировании». К ним относятся:

- государственные стандарты Республики Казахстан;

- государственные классификаторы технико-экономической информации ГК ТЭИ;

- межгосударственные стандарты – ГОСТ, классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации;

- применяемые в установленном порядке международные, региональные и национальные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, технические условия, правила, инструкции, положения, указания, методические указания и рекомендации по стандартизации;

- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

- рекомендации (Р); фирменные стандарты; технические условия (ТУ).

Государственные стандартыразрабатываются на продукцию, процессы (работы), услуги, нормы, имеющие межотраслевое значение и перспективу многократного воспроизведения и пользования. Стандарты этой категории утверждает Госстандарт Республики Казахстан.

Государственный классификатор технико-экономической информации ГК ТЭИ – документ, который представляет собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных группировок объектов технико-экономической информации продукции, процессов, услуг.

Фирменные стандартыразрабатываются и принимаются самой фирмой (предприятием). Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера.

Стандарты общественных объединений(научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционных технологий и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Рекомендации устанавливают порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности и положения, содержащего совет или указания в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Технические условия устанавливают требования к конкретной продукции, процессам, услугам или к нескольким видам продукции в случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.

Виды стандартов:основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги).

Стандарты на работы (процессы)устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции (разработки, производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, ремонта, утилизации).

Стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа)рекомендуют применять методики контроля, которые обеспечивают объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее.

Применение нормативных документов и характер их требований.

Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендуют два основных способа применения нормативного документа:

- непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации и т.д.);

- введение его в другой нормативный документ.

Последнее предполагает включение полного текста или части нормативного документа в другой нормативный документ. Например, применение международного стандарта может быть прямым и косвенным.

Прямое применение международного стандарта не связано с его принятием в нормативном документе, действующем в национальной системе стандартизации. В таком случае международный стандарт применяется в том виде, как он издан соответствующей международной организации на языке оригинала или в переводе (официальном) на соответствующий язык, либо он может быть принят «методом обложки», т.е. содержание стандарта полностью сохраняется, а обложка оформляется в соответствии с национальными нормами, но на титульном листе обязательно указаны реквизиты международного нормативного документа на ряду с номером и шифром национального стандарта.

Косвенное применение международного стандарта – использование его в соответствующей области посредством включения в национальный нормативный документ. Здесь могут быть варианты полного и частичного применения, т.е. соответственно внесения в другой нормативный документ полного содержания международного стандарта или отдельных его положений (требований).

Применение нормативных документов в РК.

Вопросы применения нормативных документов в Казахстане касаются:

- использования национальных стандартов и других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности;

- применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РК;

- применения нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использования отечественных стандартов зарубежными странами.

Казахстанские нормативные документы применяют государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документы необходимы: при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации.

Осн.: 1 [ 3-10], 2 [ 5-13]

Контрольные вопросы:

1. Нормативная база стандартизации.

2. Законадательная база стандартизации.

3. Характер требований нормативных документов.

4. Категории стандартов и виды стандартов.

5. . Планирование работ по стандартизации.

6. . Разработка, внедрение и пересмотр стандартов

7. . Стандарты РК.

8. . Классификаторы РК.

9. .Характеристика стандартов разных видов

Лекция 2 Организация работ по стандартизации в Республике Казахстан.

Правовые основы стандартизации в Казахстане установлены законом РК «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года. Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, а также общественными объединениями.

Сущность стандартизации в РК закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Закон «О техническом регулировании» регламентирует:

- организацию работ по стандартизации;

- содержание и применение нормативных документов по стандартизации;

- информационное обеспечение работ по стандартизации;

- организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

- финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

- стимулирование применения государственных стандартов;

- ответственность за нарушение положения Закона «О техническом регулировании».

Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения.

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа – разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей.

Конспекты лекционных занятий - student2.ru

Рис1. Организационная схема работы служб по стандартизации РК

Комитет по техническому регулированию и метрологии (ГОССТАНДАРТ)– специально уполномоченный орган исполнительной власти в области стандартизации, сертификации и метрологии. Председатель Государственного комитета Республики Казахстан по техническому регулированию и метрологии является главным государственным инспектором Республики Казахстан по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Комитете по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК», руководствуясь Законами РК «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004г., «Об обеспечении единства измерений» от 7 июня 2000г. и «О защите прав потребителей». Эти законы полностью отвечают международным требованиям. Комитет формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации, правил сертификации, качеством сертифицируемой продукции, метрологических правил, состоянием и применением средств измерений, а также государственный контроль деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Проводит международное научно-техническое сотрудничество по стандартизации, метрологии и сертификации с целью устранения технических барьеров в торговле. Основные задачи, функции и права Комитета по техническому регулированию и метрологии (Госстандарта) утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан:

- проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и управления качеством;

- разработка проектов законодательных и нормативно-правовых актов по стандартизации, метрологии, сертификации, государственному надзору, управлению качеством;

- формирование государственного фонда стандартов, гармонизация государственных стандартов Республики Казахстан с международными, региональными и национальными стандартами зарубежных стран;

- разработка основополагающих государственных стандартов Республики Казахстан по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и управлению качеством;

- представление Республики Казахстан в международных организациях по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации и международное сотрудничество в этих направлениях;

- координация деятельности центральных и исполнительных местных органов, хозяйствующих субъектов в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством;

- аккредитация юридических лиц в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий;

- аккредитация в государственных системах сертификации и обеспечения единства измерений на право сертификации, сертификационных испытаний, поверки, калибровки и испытаний средств измерений для целей утверждения их типа.

- развитие и совершенствование эталонной базы единиц физических величин;

- организация подготовки квалифицированных кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и управления качеством.

Для устранения технических и таможенных барьеров при товарообмене Госстандарт тесно взаимодействует со странами СНГ, являясь членом Евразийского Совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

АО «Национальный центр экспертизы и сертификации»

имеет следующие функции:

- помощь в разработке, экспертизе технических условий;

- учетная, регистрация ТУ зарубежных стран;

- оставление товарных ярлыков на продукцию по нанесению информации на государственном и русском языках, поверки;

- калибровки, ремонт, наладка, юстировка, прокат, участие в испытаниях СИ;

- оказание научно-методической и технической помощи метрологическим службам юридических лиц;

- выдача сертификатов соответствия на продукцию, автотранспортные услуги и услуги общепита;

- проведение консалтинговых работ по внедрению систем качества;

- сертификация производств и систем качества в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000;

- экспертиза происхождения товара;

- оказание инженерно-аналитических услуг и методической помощи при постановке продукции на производство;

- опробование ювелирных изделий из драгоценных металлов и их сплавов импортного и отечественного производства;

- проведение технической экспертизы драгоценных металлов и камней.

АО «Национальный центр аккредитации» - функции:

- экспертная оценка предприятий и организаций, претендующих на аккредитацию в области сертификации;

- подготовка экспертов- аудиторов.

РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» - функции:

- совершенствование и развитие государственной системы стандартизации и сертификации, адаптация ее к международным требованиям;

- формирование и развитие государственного фонда стандартов на основе достижений информационных технологий;

- внедрение современных методов управления качеством для повышения конкурентоспособности отечественной продукции;

- справочно-информационное обеспечение для преодоления технических барьеров в торговле;

- подготовка и повышение квалификации специалистов в области стандартизации, сертификации и систем качества.

РГП «Казахстанский институт метрологии» осуществляет:

- проведение работ, направленных на развитие метрологии в РК с учетом проводимой государственной политики в области обеспечения единства измерений;

- проведение научно-технических, практических, организационно-методических работ, с целью совершенствования основ государственной системы обеспечения единства измерений РК;

- создание и совершенствование технической базы единиц величин РК;

- создание и совершенствование законодательной и нормативной основ государственной системы обеспечения единства измерений, гармонизация нормативных документов по метрологии с международными требованиями;

- техническое обследование организаций при аккредитации юридических лиц на право проведения работ в области метрологии;

- проведение испытаний изготавливаемых в РК и импортируемых средств измерений на соответствие установленным требованиям;

- информационное и нормативное обеспечение организаций, учреждений, предприятий и других потребителей в области метрологии;

- подготовка и повышение квалификации кадров в области метрологии.

Госстандартявляется членом:

- Международной организации по стандартизации (ISO). Это дает возможность гармонизации национальных нормативных документов с международными требованиями, что является обязательным условием вступления в ВТО, а также содействует выходу на мировой рынок продукции отечественных товаропроизводителей;

- Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), что обеспечивает возможность гармонизировать правила и процедуры национальной системы обеспечения единства измерений с рекомендациями международных организаций и национальными системами других государств, создать условия для взаимного признания результатов работ в этой области.

Государственный фонд стандартов содержит около 32 тыс. нормативных документов, из них 19 тыс. межгосударственных, около 3 тыс. международных и около 10 тыс. национальных стандартов зарубежных стран. Кроме того, имеются библиографические и полнотекстовые базы данных межгосударственных и государственных стандартов.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Основные функции ТК:

- определение концепций развития стандартизации в своей области;

- подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

- составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

- оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

- привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

В Казахстане создано 45 технических комитетов по стандарти­зации, осуществляющих разработку стандартов, в их числе ТК по стандартизации в пищевой, легкой, угольной отраслях промышлен­ности, цветных металлов, нефти и другие.

Осн.: 1 [ 12-23], 2 [ 14-28]2 осн. [6-49, 62-80].

Контрольные вопросы:

1. Сущность стандартизации в РК.

2. Основные функции ТК.

3. Порядок разработки стандартов.

Лекция 3.Государственная система технического регулирования Республики Казахстан.

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в РК действует Государственная система технического регулирования, которая представляет собой совокупность органов государственного управления, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области стандартизации, в том числе в области каталогизации продукции, в пределах их компетенции, нормативных документов, устанавливающих порядок проведения работ по стандартизации в Республике Казахстан.

Основные задачи ГСТР РК:

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции, процессов (работ), услуг в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих их безопасность;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), взаимозаменяемости и унификации продукции к технологическим процессам, метрологическим нормам и правилам;

- нормативное обеспечение производства, процессов (работ) и услуг, контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

- развитие и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации, каталогизации и штрихового кодирования продукции;

- совершенствование действующего законодательства и переход на иные формы регулирования качества и безопасности продукции путем формирования в Республике Казахстан системы технических регламентов, в том числе технического законодательства, гармонизированного с законодательством стран с развитой рыночной экономикой;

- обеспечение прямого применения международных стандартов и норм на территории Республики Казахстан, гармонизация действующих нормативных документов и системы стандартизации с международными нормами и системами;

- совершенствование системы информационного и нормативного обеспечения работ по стандартизации, метрологии и сертификации и формирование государственного фонда стандартов Республики Казахстан;

- осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов, качеством и безопасностью сертифицированной продукции, процессов (работ), услуг.

Методологические вопросы организации и функционирования Государственной системы стандартизации изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов«Государственная система стандартизации Республики Казахстан», включающем следующие основные документы:

1. СТ РК 1.0-2000 «ГСС РК. Основные положения».

2. СТ РК 1.1-2000 «ГСС РК. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения».

3. СТ РК 1.2-2002 «ГСС РК. Порядок разработки государственных стандартов».

4. СТ РК 1.3-2000 «ГСС РК. Порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий».

5. СТРК 1.4-99«ГСС РК. Стандарт фирмы. Основные положения».

6. СТ РК 1.5-2000 «ГСС РК. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

7. СТ РК 1.6-96 «ГСС РК. Порядок учета, хранения и восстановления подлинников и дубликатов государственных стандартов Республики Казахстан».

8. СТ РК 1.7-98 «ГСС РК. Порядок планирования работ по стандартизации».

9. СТ РК 1.9-99 «ГСС РК. Порядок применения международных, региональных и национальных нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации».

10. СТ РК 1.12-2000 «ГСС РК. Документы нормативные текстовые».

11. СТ РК 1.14-2000 «ГСС РК. Стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений».

2 осн. [6-49, 62-87].

Контрольные вопросы:

1.Правовые основы стандартизации Казахстана.

2. Что такое ГСС и ее основная цель.

3 Основные положения ГССРК.

4. Система органов и служб стандартизации.

5 Категории стандартов и виды стандартов.

6. Организация работ по стандартизации.

.

Лекция №4 Проблемы обоснования правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

«Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд». Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Федеральные законы.

Указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Международные стандарты по созданию системы экологического менеджмента на предприятиях различных отраслей экономики входят во всем мире в число важнейших инициатив по охране природы.

Применение данных стандартов при построении общей системы менеджмента предприятия делает возможным эффективное управление окружающей средой в контексте общей экономической деятельности компании.

Ведущими производителями товаров и услуг во всем мире накоплен большой опыт предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции. Таким образом, экологическая деятельность компаний становится экономически оправданной.

Экспертный центр ССМ имеет аккредитацию на проведение работ по сертификации в области экологического менеджмента в различных отраслях и сферах экономической деятельности.

Наши рекомендации