Тема 4: Характеристика российской системы стандартизации

1.Реформирование государственной системы стандартизации (ГСС).

2.Направление развития национальной системы стандартизации (НСС).

3.Характеристика национальных стандартов.

4.Стандарты организации.

1. Система стандартизации РФ – совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением Ростехрегулирования и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты интересов потребителей и государства.

В конце 2002 года был принят федеральный закон «О техническом регулировании» и с данного момента начался процесс реформирования системы стандартизации.

На данный момент государственная система стандартизации (ГСС) находиться на переходном этапе, который продлиться до 2010 года и закончиться преобразованием ГСС в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса с государственного на добровольный. После 2010 года планируется перейти к системе стандартизации, которую будет возглавлять негосударственная организация.

До 2003 года работой в области стандартизации руководил Госстандарт. Основой ГСС являлся фонд законов и нормативных документов, который состоит из четырёх уровней:

1. Техническое законодательство – закон РФ о стандартизации. Утратил свою силу после принятия закона «О техническом регулировании»;

2. Государственные стандарты и общероссийские классификаторы;

3. Стандарты отраслей и общественных организаций (ОСТы, стандарты научно – технических обществ). ОСТы разрабатывались с 1960 года, их фонд составляет свыше 140 тысяч единиц;

4. Стандарты предприятий и технические условия.

На данный момент приняты в качестве национальных все государственные и межгосударственные стандарты. Впредь, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, стандарты государственные и межгосударственные рекомендовано принимать в добровольном порядке, за исключением тех требований, которые являются обязательными.

С принятием технических регламентов перейдут в разряд добровольных также нормы и правила федеральных органов исполнительной власти РФ (САНПИН и СНИП).

Ряд федеральных органов исполнительной власти высказывает мнение о том, что недостаточно будет только требований технических регламентов для обеспечения безопасности.

На данный момент фонд национальных стандартов составляет около 25 тысяч единиц.

В федеральном законе «О техническом регулировании» нет такой категории стандартов, как ОСТ. Это связно с двумя причинами:

- Отсутствие такой категории документов в зарубежной практике;

- Ликвидация многих отраслевых министерств.

ОСТы будут преобразованы в национальные стандарты и стандарты организации.

К 2010 году, действующая НСС приобретет вид соответствующий международной практике. Установление двух категорий стандартов, национальные и стандарты организации, определяет сосуществование двух систем:

1) Национальная, в общероссийском масштабе;

2) Локальная, в рамках организации.

Стандарты организаций начали заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно – технических и инженерных обществ, а также стандарты отраслей.

2. Направление развития национальной системы стандартизации (НСС.)

· Передача руководства негосударственной организации;

· Усиление взаимодействия с международными региональными организациями, только при условии расширения участия российских экспертов в работе данных организаций. Необходимо продвигать отечественные стандарты в качестве международных;

· Развитие фонда национальных стандартов. Динамика обновления их фондов должна быть не менее 10% в год;

· Расширение участия промышленности и общества в работах по стандартизации;

· Реформирование экономических основ национальной стандартизации. Работы в области стандартизации должны базироваться исходя из прогнозирования рынка стандартов и спроса на них.

Планируется, что государство будет осуществлять от 20% до 40% финансирования работ в области стандартизации.

3. Существуют следующие виды национальных стандартов:

1. Основополагающий.

Имеет широкую область распространения и может применяться как в качестве стандарта, так и в качестве основы для разработки других нормативных документов.

Существует два вида этих стандартов:

- Организационно – методические;

- Общетехнические.

2. Стандарт на продукцию.

Устанавливает требования к группам однородной продукции.

3. Стандарты на процессы.

Т. е. приводятся требования к выполнению различного вида работ .

4. Стандарт на методы контроля.

Устанавливает требования к выполнению измерений, испытаний, анализа и контроля продукции.

4. Стандарты организации – документы по стандартизации, введенные федеральным законом «О техническом регулировании» СТО.

Стандарт организации заменяет две ранее существовавшие категории стандартов:

- Предприятий;

- Научно – технических обществ.

Требования к стандартам организации определяет ст. 17 в федеральном законе «о техническом регулировании».

Национальный стандарт действует на общероссийском уровне, а СТО – на локальном.

Цель разработки и применения СТО - это совершенствование производства и обеспечение качества продукции.

СТО может разрабатываться на применяемое в данной организации сырьё и полуфабрикаты (как и стандарты предприятий), а также на продукцию, поставляемую на рынок. Ранее действовавшие стандарты предприятия не распространялись на готовую продукцию.

СТО являлся аналогами, применяемых в зарубежной практике фирменных стандартов. По сравнению с национальными, они являются более мобильными в области повышения показателей качества продукции.

СТО разрабатывался лидерами в области качества конкретной продукции и в этих стандартах устанавливаются нормы, превышающие требования действующих национальных стандартов.

Наши рекомендации