Структура научного знания

В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Под уровнем научного знания понимают качественно различные по предмету, методам и функциям (?) виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках одной научной дисциплины.

Эмпирическое знание – это совокупность высказываний об эмпирических или абстрактных объектах, получаемая путем мыслительной (рассудочной) обработки результатов наблюдений и экспериментов и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, графики, естественные классификации). Стоит обратить внимание на то, что предметом эмпирического знания являются не реально существующие объекты и не их «чувственная» (?) интерпретация, а абстрактные объекты. Абстрактный объект – это результат абстрагирования чувственного объекта. Объект, получаемый в результате процедуры абстрагирования, содержит лишь часть чувственных данных, но дополнен другой информацией никак не вытекающих из чувственных данных (точка, треугольник). Любые чувственные данные становятся научными только после их мыслительной обработки и представления их в виде совокупности терминов и предложений эмпирического языка определенной науки Эмпирическое знание не чувственно, а рассудочно, т.е. рационально.

Главным качественным отличием теоретического знания от эмпирического является объект. В качестве объекта теоретического знания выступают идеальные объекты. Идеальные объекты могут конструироваться как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (т.е. абсолютизации свойств эмпирических объектов), так и вводится по определению (математика). Идеальные объекты принципиально не наблюдаемы. Таким образом, при переходе от эмпирического знания (наблюдаемый мир) к теоретическому (мир рационального мышления) происходит качественный скачок, именно по этому эти уровни знания не сводимы друг к другу. Однако они взаимосвязаны. Эта связь осуществляется с помощью специальных «инструментов» - интерпритационных предложений, в которых устанавливается тождество значений соответствующих терминов теоретического и эмпирического языков. Самостоятельную роль интерпретационных предложений наглядно демонстрирует опытная проверка теорий. Для установления взаимосвязи теории и опытом сначала теория переводтся на язык импирики т.е. получится ее эмпирическая интерпритации. Далее из системы «теория + ее эмпирическая интерпритация» делается некий эмпирический вывод. Соответствие данных проверочного эксперимента этому выводу или не соответствие как раз и свидетельствует об истинности или ошибочности НО НЕ ТЕОРИИ, а системы системы «теория + ее эмпирическая интерпритация». Напомним, что одной теории соответствует множество интерпритаций. Таким образом, проблема истинности теории не может быть решена только лишь ее экспериментальной проверкой. Решение этой проблемы требует привлечения дополнительных средств, в частности метатеоретических предпосылок и оснований научного знания.

Третий, метатеоретический уровень научного знания состоит из общенаучного знания и философских оснований науки. Общенаучное знание включает в себя, во-первых, частнонаучную и общенаучную картину мира, во-вторых, частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы (?). Частнонаучная картина – это совокупность, господствующих в какой либо науке, представлений о мире. Ее основу составляют онтологические принципы парадигмальной для данной науки теории. Частнонаучная картина мира есть конкретизация определенной философской онтологии. Общенаучная картина мира чаще всего является господствующей в данное время в мире частнонаучной картиной мира. Философские основания науки осуществляют связь между философией и наукой, так же как это делают интерпритационные предложения в отношении теоретического и эмпирического уровней.

Каждый уровень обладает относительной самостоятельностью, не является обобщением или следствием другого, но при этом между всеми уровнями научного знания существует органическая взаимосвязь в процессе функционирования научного знания как целого. Взаимосвязь различных уровней научного знания осуществляется путем интерпретации терминов одного уровня в терминах другого. Именно единство и взаимосвязь всех уровней обеспечивает отдельной научной дисциплине относительную самостоятельность, устойчивость и способность развиваться на своей собственной основе.

Научная проблема, гипотеза, закон как элементы научного знания

Page history

last edited by PBworks 7 years, 7 months ago

25. Научная проблема, гипотеза, закон как элементы научного знания.

Научная гипотеза – непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято.

Научная проблема – существенный вопрос относительного конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования.

Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специальными научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.).

Научный закон – форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области. Научные законы представляют собой внутреннюю, существенную и устойчивую связь явлений, обуславливающую их упорядоченное изменение.

__Научная проблема __– это абсолютная форма организации и развития научного знания.

Структура научной проблемы включает следующие элементы:

Предпосылочное знание всех уровней (специально-научное, методологическое, мировоззренческое, неявное);

Центральный вопрос научной проблемы;

Императив – требование разрешить этот вопрос;

Предварительный образ (проект) искомого решения.

Научная проблема – это система научного знания, отображающее проблемную ситуацию, ее социокультурный фон, имеющая личностный смысл для исследователя, и принятая или отвергнутая научным сообществом.

В процессе исследования научная проблема выполняет следующие __функции__:

__Детерминирующую __- она определяет направление исследования и побуждает к нему.

__Интегративную __– выступает как форма интеграционного научного знания.

__Систематизированную__.

Научная проблема порождает исследовательскую программу, которая реализуется в познавательных и практических результатах.

Переходя к рассмотрению сущности гипотезы можно отметить, что научная гипотеза:

положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений.

Это предположение о существовании некоторого явления

Гипотеза может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего и т.д. Как предположительное, вероятное знание, еще не доказанное научно и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна. О ней как о предположении можно сказать, что она неопределенно лежит между ложью и истиной.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез

а) Получив подтверждение, гипотеза превращается в относительную истину и на этом прекращает свое существование

б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются,

в) Опровергнутая гипотеза становится ложным положением и тоже перестает быть гипотезой. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Наши рекомендации