Схему рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями и небольшими предприятиями
Схема 2предусматривает оценку процессавыполнения работ у указания услуг, в которой учитывается полнота и своевременное обновления нормативных и технических документов, устанавливающих требования к процессу; безопасность и стабильность процесса;
профессионализм обслуживающего персонала; метрологическое, организационное, методическое и другое обеспечение выполнения работ и услуг и др.
Схема используется для сертификации средних и крупных предприятий, например, техцентров:
Схема 3применяется при сертификации производственных (материальных) услуг, например при изготовлении изделий по индивидуальным заказам, а инспекционный контроль осуществляется путём выборочной проверки результатов услуги.
Схема 4 предусматривает оценку (аттестацию) предприятия на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только качество выполнения работ по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определённой категории (звёздность гостиницы, класс ресторана, разряд ателье и т. п.) Инспекционный контроль может проводиться с использованием социологических методов.
Схема применяется при сертификации крупных предприятий сферы услуг.
Схема 5 применяется при сертификации наиболее основных работ и услуг (медицинские, автоперевозки и др.)
Схема предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью её функционирования, в том числе и на соответствие системы качества стандартам ИСО серии 9000.
Схема может применяться при сертификации всех видов услуг
Схемы 1-5 применяются при обязательной сертификации работ и услуг, а схемы 6 и 7 при добровольном их декларировании с использованием декларации о соответствии.
Схема 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя как исполнители работ высокого качества.
Схема 7применяется при наличии у исполнителя системы качества и так же, как и по схеме 5 её оценка производится на соответствие стандартам ИСО. В состав участников сертификации работ и услуг входят:
- руководящий орган Системы сертификации услуг;
- центральные органы Системы;
- научно - методический центр стандартизации и сертификации услуг;
- методические центры Системы;
- аккредитованные органы по сертификации систем качества услуг. Руководящий орган системы сертификации услуг - Гостехрегулирование:
Создаёт сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий и аккредитует их;
Управляет их деятельностью и осуществляет инспекционный контроль;
Рассматривает апелляции по вопросам сертификации услуг;
Ведут учёт органов по сертификации услуг и выданных сертификатов соответствия и т. д.
Методические центрыработают при центральных органах по сертификации, как правило, отраслевые НИИ.
Всего 5 центральных органов: Минтранс, Минторг, Росагенство по культуре и туризму, Росбытсоюз, Ростехрегулирование.
Система качества 3.5.1.Основные понятия
Качество- это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Под продукцией или услугойпонимается как результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция), например само изделие, программа для ЭВМ, проект, инструкция и т.п., так и деятельность или процесс, например предоставление какой-либо услуги при сервисе или выполнение производственного процесса.
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процедур, процессов и ресурсов для осуществления руководства качеством на всех стадиях его формирования.
Менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно ккачеству.
Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении.
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.
Единичный показатель качества - показатель качества продукции, характеризующий одно из свойств (например, долговечность, безотказность, производительность и т.д.).
Комплексный показатель качества - показатель качества продукции, характеризующий несколько её свойств (например, эргономичность, т.е. приспособленность продукции к работе в системе «человек - машина», куда входят такие свойства, как приспособленность к управлению, считыванию сигнала, условия работы с заданной производительностью и т.д.).
Интегральный показатель качества - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на её создание и эксплуатацию или потребление.