Структура эмпирического знания

Эмпирическое знание суть множество вы­сказываний об абстрактных эмпирических объектах, и только опосредованно, часто через длинную цепь идентификаций и ин­терпретаций, оно является знанием об объективной действитель­ности. Отсюда следует, что было бы большой гносеологической ошибкой видеть в любом эмпирическом знании (в том числе и в научном) непосредственное описание объективной действитель­ности. Например, когда ученый смотрит на показания ампермет­ра и записывает результат своего наблюдения: «Сила тока равна 5 ампер», он вовсе не имеет в виду, что «Черная стрелка остано­вилась около цифры 5», а именно определенную интерпретацию этого высказывания, предполагающую, между прочим, знание некоторой теории, на основе которой был создан данный при­бор. Конечно, трудно «увидеть» силу тока там, где ее нет, но весьма легко «не увидеть» ее, где она есть.

.

ФОРМЫ ЭМПИРИЧ УРОВНЯ:

Факт научный(от лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) си­ноним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единич­ное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии на­уки — особого рода предложения, фиксирующие эмпиричес­кое знание. Это результат упорядочивания эмпирического материала, форма научного высказывания, фиксирующая достоверное знание. В отличие от данных наблюдения, факты – это всегда достоверная, объективная информация, такое описание явлений и связей между ними, в котором сняты субъективные наслоения. Поэтому неправомерно представлять факты как непосредственно чувственные переживания или высказывания, фиксирующие эти переживания, т.е. протокольные предложения, независимые от теоретического истолкования. Любой научный факт представляет собой одну из многих проекций того или иного реального явления, полученного с соответствующей теоретической точки зрения.

Факты включают в себя три элемента:

-перцептивный компонент (это единица элементарного позитивизма). Непосредственный контакт субъекта с внешним миром

-лингвистический – выраженность факта в языке

-материально-практический – совокупность приборов, вспомогательных аппаратов для открытия фактов.

Разумеется, может так случиться, что факты и теория пло­хо соответствуют или даже противоречат друг другу. Но даже в этих случаях факты отнюдь не изолированы от теоретического знания, последнее используется, но степень его научности вы­зывает у исследователей чувство неудовлетворенности. Напри­мер, когда физики обнаружили явления сверхтекучести и сверх­проводимости, у них не было достаточно адекватной этим явле­ниям теории, тем не менее, то, что было известно о текучести и проводимости, далеко выходило за границы компетентности лю­дей, несведущих в физике.

Соотносительность фактов и теории (гипотезы) проявляется на событийно-бытийном, перцептуально-когнитивном, логико-лингвистическом уровнях. Неправомерно утверждать, что фак­ты — это что-то действительное, а гипотеза — всего лишь зна­ние, поэтому между ними нет зависимости. Теория имеет дело с общим (схожим) в событиях, значит она не менее действи­тельна, чем факты.

В научном познании факты играют двоякую роль:

1. совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий.

2. имеют решающее значение при подтверждении теорий или их опровержении.

Если все попытки устранить конфликт между фактами и теорией заканчиваются неудачей, признают ложность теорий и оказываются от нее.

2 форма - эмпирическая гипотеза – научное предположение, дающее достоверное знание

3.форма- Эмпирический закон – основан на обобщении эмпирического материала. Эмпирические законыбывают различных видов: функциональ­ные, причинные, структурные, динамические, статистические и т.д. Научные законы — это особый вид отношений между со­бытиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же, как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний: «Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы — электропроводны», «Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллип­тическим орбитам» и т. д. и т. п.).

4.Наиболее общим уровнем существования эмпирического на­учного знания являются так называемые феноменологические тео­рии, которые представляют собой логически организованное мно­жество эмпирических законов (небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей фор­мой логической организации эмпирического научного знания, феноменологические теории, тем не менее, и по характеру своего происхождения, и по возможностям обоснования остаются гипо­тетическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, то есть обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента), не имеет доказательной логической силы, а в лучшем случае обладают только подтвер­ждающей силой.

Итак.

Предметом исследования на эмпирическом уровне познания являются свойства, связи, отношения объекта, которые доступны чувственному восприятию. Следует отличать эмпирические объекты от объектов реальности, поскольку первые – это определенные абстракции, выделяющие в реальности некоторый ограниченный набор свойств, связей и отношений. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Именно это определяет гносеологическую направленность исследования на эмпирическом уровне – изучение явлений и поверхностных связей между ними и доминирование чувственного коррелята в исследовании.

Основная задача на эмпирическом уровне - получение исходной эмпирической информации об изучаемом объекте. Чаще всего для этого используются такие методы познания как наблюдение и эксперимент.

Знание, которое вырабатывается в ходе эмпирического исследования, выражают в форме научного факта и эмпирического обобщения (закона).

Эмпирический закон является результатом индуктивного обобщения опытов и представляет собой вероятностно-истинное знание.

Главной познавательной функцией, которую выполняет научное познание на эмпирическом уровне, является описание явлений.

Наши рекомендации