Выбор посадки для местно–нагруженного кольца
Посадку местно–нагруженного кольца (наружного) выбираем в соответствии с данными таблицы 5.6.
В нашем случае, для умеренной нагрузки и при применении разъемного корпуса, имеем поле допуска корпуса Ø125Н7 .
Тогда посадку (рис. 5.2) запишем
так: Ø125
Расчет и выбор посадки циркуляционно-нагруженного
Кольца
5.5.1. Определяем наименьший конструктивный натяг.
Давление от радиальной силы, раскрывающей стык соединения, определяем по зависимости
(5.3)
где Fr – радиальная сила, действующая на подшипник, Н; l = В – 2∙r – длина соединения, м;
рr = 3000/(0,07∙0,019) = 2,25∙106 = 2,25 МПа.
Определяем наименьший функциональный натяг, необходимый для компенсации деформации раскрытия стыка:
(5.4)
где k6 — динамический коэффициент посадки (табл. 5.9).
Коэффициенты Ляме для вала С1 и кольца С2 определяем по формулам (3.3) и (3.4), модули упругости Е1 и Е2 – по таблице 3.3.
Для вала С1 = (1 +(10/70)2)/(1 – (10/70)2) – 0,3 = 0,74.
Для внутреннего кольца С2 = (1+(70/84)2)/(1–(70/84)2)+0,3 = 5,85.
Итоговый результат:
NFmin(r) = 1,1∙ 2,25 ∙106 ∙ 0,07 ∙ (0,74/2 ∙1011+5,85/2 ∙1011) = 5,7 ∙10–6 м =
=5,7 мкм.
Определяем поправку на смятие шероховатостей поверхностей:
(5.5)
где А – коэффициент перевода параметра шероховатости Ra в Rz (A ≈ 5,4 для регулярного микрорельефа); –коэффициент смятия шероховатости поверхности при соединении двух деталей (табл. 3.5); Ra1, Ra2 – параметры шероховатости поверхности соединяемых поверхностей (для колец подшипников, валов и корпусов значения приведены в табл. 5.7);
ΔNR = 2 ∙5,4 ∙0,35 ∙ (0,63 + 0,63) = 4,8 мкм.
Определяем наименьший конструктивный натяг:
(5.6)
= 5,7 + 4,8 = 10,5 мкм.
5.5.2. Определяем наибольший конструктивный натяг.
В процессе эксплуатации прочность неподвижных соединений в большинстве случаев уменьшается из–за влияния ползучести материалов и релаксации напряжений. Поэтому циркуляционно–нагруженное кольцо должно иметь начальные (конструктивные) натяги, приближающиеся к наибольшему возможному значению для данного подшипника.
Наибольший конструктивный натяг NKmax циркуляционно–нагруженнoro кольца учитывает:
1) выборку радиального зазора в подшипнике gmin до ноля с целью обеспечения наибольшей долговечности работы;
2) уменьшение натяга в результате смятия шероховатости поверхности в процессе запрессовки ΔNR;
3)упругие деформации тел и дорожек качения δr от действия радиальной силы, определяемой для узла при холостой нагрузке, но приводящие к увеличению радиального зазора.
Наибольший конструктивный натяг для циркуляционно–нагруженного внутреннего кольца
(5.7)
где ξd – коэффициент приведения деформации диаметра посадки dn к дорожке качения внутреннего кольца d1 : ξd = Nd / Δd1.
Наибольший натяг конструктивный натяг для циркуляционно–нагруженного наружного кольца
, (5.8)
где ξD – коэффициент приведения деформации диаметра посадки Dn к дорожке качения наружного кольца D2: ξD = ND /ΔD2.
Составляющие зависимостей (4.7) и (4.8) определяются следующим образом.
В работе [6] приводятся формулы для расчета δr для каждого вида подшипников. Так, для шариковых однорядных подшипников
(5.9)
где Dw – диаметр шарика, мм; Qo – нагрузка на наиболее нагруженный шарик при холостом ходе, Н.
Радиальная нагрузка при холостом ходе в 3–5 раз меньше номинальной:
Frx.x. = Fr/4 = 3000/4 = 750 Н.
(5.10)
где z – число шариков (табл. 5.2);
Qo = 5∙ 750/10 = 375 Н.
Итоговый результат:
Коэффициент приведения деформации диаметра посадки dn к дорожке качения внутреннего кольца d1
(5.11)
В нашем случае d2= 10мм, поэтому
ξ d = (70/84)∙((84/10)2 –1)/((70/10)2 –1) = 1,21.
Коэффициент приведения деформации диаметра посадки Dn кдорожке качения наружного кольца D2
(5.12)
Окончательно получим:
NKmax(d) = 1,21∙(25 + 8) + 4,8 = 44,7 мкм.
Условие выбора посадок циркуляционно–нагруженных колец подшипников:
Ncmin ≥ NKmin; (5.13)
Ncmax ≤ NKmax, (5.14)
где Nсmin, Ncmax – наименьший и наибольший стандартные натяги.
Исходя из рисунка 5.3 и условий (5.13) и (5.14), определим Nсmin и Ncmax:
Nсmin = ei ≥ NKmin;
ITd ≤ NKmax – ei – Tк,
где Tк – допуск кольца, ITd – допуск вала.
В результате Nсmin = ei ≥ 10,5 мкм.
По таблице 4 приложения 1 имеем ei = m = +11 мкм.
В итоге получим:
ITd ≤ 44,7 – 11 – 12 = 21,7 мкм.
Так как на вал, соединений с кольцом подшипника класса точности 0 или 6, назначается допуск по 5–6-му квалитету, то по таблице 3 приложения 1 имеем ITd 6 = 19 мкм.
Рис.5.3.Посадка внутреннего циркуляционно-нагруженного кольца на вал.
В случае невыполнения условия (5.14) выбора посадки (получается допуск вала или корпуса менее 5-го квалитета) нужно выбрать подшипник с другой группой радиального зазора и сделать перерасчет по формуле (5.7) или (5.8).
Выбранная посадка запишется так:Ø70