Тенденции и основные направления развития стандартизации в РФ
Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора приоритетных направлений стандартизации определяются необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.).
В перспективе предстоит решать ряд задач.
1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях.
Приоритетными направлениями остаются:
экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники);
информационные технологии;
ресурсосбережение.
В число приоритетных за последнее время выдвинулись:
нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей — внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.);
стандартизация бухгалтерской ибанковской деятельности;
стандартизация услуг по оценке имущества.
2. Формирование технического законодательства в области стандартизации.
Развитие технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в следующих направлениях:
разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;
включение непосредственно в законодательные акты - законы, постановления Правительства РФ и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) — конкретных требований, в частности нормативов, т. е. норм прямого действия.
Предполагается, что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время; а необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.
3. Гармонизация стандартов и информационное взаимодействие.
Предполагается решение двух задач:
обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными;
информационное взаимодействие с другими государствами.
Решение первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.
Для решения задачи информационного взаимодействия с другими государствами создан Центр обработки запросов, касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры.
4. Актуализация действующего фонда государственных стандартов.
Она должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10-12%).
5. Повышение роли добровольных стандартов.
Добровольные стандарты, заключая в себе рекомендуемые требования, предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации.
К сугубо добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.
6. Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разработки новых стандартов.
Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест—Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей.
Основы метрологии.
Основные понятия в области метрологии.
Метрология — область знаний и вид деятельности, связанные с измерениями.
Объектами метрологии являются единицы величин, средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений.
Традиционным объектом метрологии являются физические величины.Кроме физических величин в последнее десятилетие в прикладной метрологии начали использоваться нефизические величины (Нефизические величины являются оцениваемыми величинами или вычисляемыми величинами. Для этих величин еще не удалось создать единицу и воспроизвести ее).Это связано с применением термина «измерение» в новых для метрологии сферах — экономике медицине, информатике, управлении качеством и пр.
Измерение — совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства, хранящего единицу величины, позволяющего сопоставить измеряемую величину с ее единицей и получить значение величины. Это значение называют результатом измерений. Например, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, сравнивают ее с единицей, хранимой линейкой, и, произведя отсчет, получают значение величины (длины, высоты и других параметров детали
Погрешность измерений — отклонение результата измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины.
Средство измерений — техническое -устройство, предназначенное для измерений (Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» — - далее Закон РФ).
Эталон единицы величины — средство измерения, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее средствам измерений данной величины.
Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью (Закон РФ).
Итак, первым условием обеспечения единства измерений является представление результатов измерений в узаконенных единицах, которые были бы одними и теми же всюду, где проводятся измерения и используются их результаты. В России, как и в большинстве других стран, узаконенными единицами являются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии. Второе условие единства измерений — погрешность измерений не превышает (с заданной вероятностью) установленных пределов. Погрешности измерений средства измерений указываются в придаваемом к нему техническом документе — паспорте, ТУ и пр.
Главным нормативным актом по обеспечению единства измерений является Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) должно быть соблюдено главное условие обеспечения единства измерений - указаны погрешности измерений для заданной вероятности. Например, в стандарте на методы определения плотности молока и молочных продуктов указывается погрешность определения плотности молока (ареометрическим методом) не более ±0,5 кг/м3 при вероятности 0,99.
Метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений (Закон РФ).
По существу, метрологическая служба — это сеть организаций, отдельных организаций или отдельных подразделений, на которые возложена ответственность за обеспечение единства измерений. Различают понятия «государственная метрологическая служба», «метрологические службы государственных органов управления РФ» и «метрологические службы юридических лиц».
Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами с целью определения и подтверждения соответствия средства измерения установленным техническим требованиям.