Тенденции и основные направления развития стандартизации в РФ

Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора при­оритетных направлений стандартизации определяют­ся необходимостью финансирования работ по госу­дарственной стандартизации не только за счет госу­дарственного бюджета, но и внебюджетных источни­ков (средств хозяйствующих субъектов и пр.).

В перспективе предстоит решать ряд задач.

1. Интенсивное развитие работ по стандартиза­ции в приоритетных направлениях.

При­оритетными направлениями остаются:

экология и безопасность (в первоочередном по­рядке должны решаться задачи стандартизации дет­ского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники);

информационные технологии;

ресурсосбережение.

В число приоритетных за последнее время выдви­нулись:

нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей — внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фаль­сификации продукции (алкогольная и табачная про­дукция, косметика и парфюмерия и т.п.);

стандартизация бухгалтерской ибанковской дея­тельности;

стандартизация услуг по оценке имущества.

2. Формирование технического законодательства в области стандартизации.

Развитие технического законодательства (техни­ческих регламентов) должно осуществляться в следу­ющих направлениях:

разработка по конкретным группам и видам про­дукции или деятельности законодательных актов, ко­торые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагаю­щих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;

включение непосредственно в законодательные акты - законы, постановления Правительства РФ и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) — конкретных требований, в частности нормативов, т. е. норм прямого действия.

Предполагается, что законы должны разраба­тываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затя­гивается или откладывается на неопределенное вре­мя; а необходимость регулирования параметров про­дукции (работ, услуг) на общегосударственном уров­не стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имею­щим общегосударственное значение, приобретает си­стематический характер.

3. Гармонизация стандартов и информационное взаимодействие.

Предполагается решение двух задач:

обеспечение гармонизации отечественных стан­дартов с международными;

информационное взаимодействие с другими государства­ми.

Решение первой задачи следует увязывать с воз­можностью финансирования работ. В первую оче­редь должна осуществляться гармонизация стандар­тов в тех областях, где зафиксировано наличие тех­нических барьеров.

Для решения задачи информационного взаимо­действия с другими государствами создан Центр обработки запросов, касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телеком­муникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и за­рубежные экспортеры и импортеры.

4. Актуализация действующего фонда государст­венных стандартов.

Она должна осуществляться в темпах, соответст­вующих передовой зарубежной практике стандарти­зации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Япо­нии - 10-12%).

5. Повышение роли добровольных стандартов.

Добровольные стандарты, заключая в себе реко­мендуемые требования, предпочтительны для приме­нения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов дол­жен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов за­конодательного регулирования безопасности и каче­ства продукции; более широкое использование субъ­ектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой ком­мерческой документации.

К сугубо добровольным стандартам на современ­ном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими воз­можности традиционных технологий; стандарты раз­ных категорий на основе международных (региональ­ных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.

6. Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разра­ботки новых стандартов.

Сознавая особую социальную значимость обеспе­чения населения безопасными и высококачествен­ными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест—Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей.

Основы метрологии.

Основные понятия в области метрологии.

Метрология — область знаний и вид деятельнос­ти, связанные с измерениями.

Объектами метрологии являются единицы вели­чин, средства измерений, эталоны, методики выпол­нения измерений.

Традиционным объектом метрологии являются физические величины.Кроме физических величин в последнее десятилетие в прикладной метрологии на­чали использоваться нефизические величины (Нефизические величины являются оцениваемыми величи­нами или вычисляемыми величинами. Для этих величин еще не удалось создать единицу и воспроизвести ее).Это свя­зано с применением термина «измерение» в новых для метрологии сферах — экономике медицине, ин­форматике, управлении качеством и пр.

Измерение — совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства, хранящего еди­ницу величины, позволяющего сопоставить измеряе­мую величину с ее единицей и получить значение вели­чины. Это значение называют результатом измерений. Например, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, сравнивают ее с единицей, хра­нимой линейкой, и, произведя отсчет, получают значение величины (длины, высоты и других параметров детали

Погрешность измерений — отклонение результата измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины.

Средство измерений — техническое -устройство, предназначенное для измерений (Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» — - далее Закон РФ).

Эталон единицы величины — средство измерения, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее средствам измерений данной величины.

Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных еди­ницах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью (Закон РФ).

Итак, первым условием обеспечения единства из­мерений является представление результатов измере­ний в узаконенных единицах, которые были бы од­ними и теми же всюду, где проводятся измерения и используются их результаты. В России, как и в боль­шинстве других стран, узаконенными единицами яв­ляются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по ме­рам и весам, рекомендованные Международной орга­низацией законодательной метрологии. Второе усло­вие единства измерений — погрешность измерений не превышает (с заданной вероятностью) установлен­ных пределов. Погрешности измерений средства из­мерений указываются в придаваемом к нему техниче­ском документе — паспорте, ТУ и пр.

Главным нормативным актом по обеспечению единства измерений является Закон РФ «Об обеспе­чении единства измерений». Он направлен на защи­ту прав и законных интересов граждан, экономики страны от отрицательных последствий недостовер­ных результатов измерений.

В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) должно быть соблюдено главное условие обеспечения единства измерений - указаны погрешности измерений для заданной вероятности. Например, в стандарте на методы определения плотности молока и молочных продуктов указывается по­грешность определения плотности молока (ареометрическим методом) не более ±0,5 кг/м3 при вероятности 0,99.

Метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений (Закон РФ).

По существу, метрологическая служба — это сеть организаций, отдельных организаций или отдельных подразделений, на которые возложена ответственность за обеспечение единства измерений. Различают понятия «государственная метрологическая служба», «метрологические службы государственных органов управления РФ» и «метрологические службы юридических лиц».

Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами с целью определения и подтверждения соответствия средства измерения установленным техническим требованиям.

Наши рекомендации