Классификация радионавигационных систем
Радионавигационные системы классифицируются:
I. По виду определяемых линий положения:
а) азимутальные системы – линии положения соответствуют равным значениям прямых или обратных пеленгов (азимутов) на опорную станцию (АРП + КРМ);
б) дальномерные системы – линии положения соответствуют равным расстояниям до опорной станции (радиодальномеры, радиолаги и пр.);
в) разностно-дальномерные (гиперболические) системы – линии положения соответствуют равным разностям расстояний до двух опорных станций (гиперболические РНС);
г) азимутально-дальномерные системы – линии положения соответствуют равным пеленгам и расстояниям до опорных станций (РЛС, БРЛС);
д) высотно-азимутальные системы – линии положения соответствуют равным значениям видимой высоты или азимута светила или космического источника радиоизлучения (радиосекстаны).
II. По физическому принципу, лежащему в основе метода измерений:
а) амплитудные РНС;
б) фазовые РНС– используют зависимость фазы несущих сигналов от расстояния;
в) импульсные (временные) РНС – используют зависимость продолжительности распространения радиоволн от расстояния;
г) частотные РНС – используют зависимость частоты несущих сигналов от скорости изменения расстояния;
д) РНС, основанные на использовании эффекта Доплера;
е) комбинированные РНС. Например: импульсно-фазовые (Лоран-С).
III. По дальности действия:
а) РНС неограниченной дальности действия (глобальные) – позволяют определять место судна в любой точке Мирового океана;
б) РНС дальней навигации – позволяют определять место судна на удалениях от станций до 2000 миль;
в) РНС средней навигации – для обеспечения плавания судна в открытом море на удалениях от станций до 300 миль.
г) РНС ближней навигации – для обеспечения прибрежного плавания судна на удалении от береговых станций до 100 миль.
Общая характеристика гиперболических РНС
Среди современных радиотехнических средств навигации (РТСН) наиболее широкое применение на судах морского флота получили гиперболические или разностно-дальномерные радионавигационные системы (РНС).
Гиперболические РНС подразделяются по способу определения навигационного параметра (фазовые, импульсные, частотные, комбинированные) и по дальности их действия (неограниченной дальности действия, дальней навигации, средней навигации, ближней навигации).
Фазовые РНС, в свою очередь, подразделяются в зависимости от вида разделения (селекции) сигналов на РНС с частотной (каждая станция имеет собственную несущую частоту) и на РНС с временной (все станции работают на одной и той же частоте, но в определенной последовательности) селекциями сигналов.
В гиперболических РНС изолинией является гипербола, в фокусах которой расположены береговые радиостанции (рис. 22.1).
Рис. 22.1. Изолиния гиперболической РНС
Для всех точек гиперболы разность сферических расстояний
(22.1)
Расстояние между фокусами называется базой. Изолиния перпендикулярная базе в ее середине (DD = 0) называется нормалью.
Гипербола является кривой, симметричной относительно базы и нормали. Поэтому одной и той же разности расстояний соответствуют 2 ветви гиперболы, то есть имеется неоднозначность в определении изолинии, которая различается с помощью счисления (рис. 22.1). Точность линии положения гиперболической РНС зависит от положения наблюдателя (судна) относительно нормали и базы. Если судно находится на продолжении базы (т. С1 или т. С2), то линию положения получить невозможно. Когда же судно находится на нормали к базе (т. С3 или С4), точность линии положения будет выше, чем в других направлениях. Наибольшая точность линии положения будет при нахождении судна на базе (т. С5 или т. С6).
Определение места судна с помощью фазовой РНС
Средней дальности действия