Съемка ситуации и рельефа местности
Съемка ситуации и рельефа производится, как и при тахеометрической съемке, полярным способом при вертикальном круге кипрегеля слева от наблюдателя.
Установив мензулу над точкой съемочного обоснования, планшет центрируют, горизонтируют и ориентируют.
Для центрирования планшет предварительно ориентируют на глаз и, действуя ножками штатива мензулы, приводят его в горизонтальное положение. При этом следят, чтобы соответствующая точка планшета находилась примерно над точкой местности.
При съемке 1 : 2000 и крупнее мензулу центрируют с помощью центрировочной вилки, а при съемке 1 : 5000 и мельче – на глаз.
Горизонтируют планшет цилиндрическим уровнем на линейке кипрегеля.
Ориентируют планшет или при помощи ориентир – буссоли или по нанесенному на планшет направлению.
Реечные точки выбирают на характерных местах и над этой точкой отвесно держат дальномерную рейку.
Приложив скошенный край линейки кипрегеля к точке съёмного обоснования, зрительную трубу визируют кипрегель на снимаемую точку и берут расстояние S и превышение h по номограммам. После снятия нескольких точек вычерчивают ситуацию, а по высотам точек производят интерполирование горизонталей.
Выбор реечных точек (пикетов) делается так же, как и при тахеометрической съемке. В процессе съемки ежедневно после полевых работ заполняют кальку высот, нанося на неё все реечные точки с их высотами, и составляют кальку контуров ситуации.
Кальки необходимые для контроля вычерчивания планшетов и восстановления случайно стертых точек на планшете во время полевых работ.
Мензульная съемка с одновременной съемкой ситуации и рельефа в настоящее время применяется редко, обычно её используют для съемки рельефа на готовых контурных планах или фотопланах, т.е. при производстве комбинированной съемки местности.
45Разбивка пикетажа — одна из трудоемких работ при съемке существующего пути. Пикетаж при съемке полосы отвода, натурной проверке плана и профиля, при съемке пути для составления проектов капитального и среднего ремонтов ведется, как правило, по оси пути. Для разбивки пикетажа пользуются стальной 20-м лентой или мерным прибором. При работе с тросом а, особенно в кривых частях пути, шпильки на оси пути должны быть установлены не только по концам его, но и в точках 3, 4, 5, 6 через 20 м. Положение точек 5, 4, 5, 6 легко определить по имеющимся на тросе метровым делениям. Работа по разбивке пикетажа производится, как правило, двумя мерными приборами. При ведении пикетажного журнала должны соблюдаться следующие основные правила. Пикетажный журнал составляется в масштабе 1 : 2000 от руки, простым карандашом, твердость которого подбирается в зависимости от качества и цвета бумаги. Листы стандартных пикетажных журналов имеют двухмиллиметровую разграфку (сетку). Заполнение журнала начинается, как правило, с нанесения оси главного пути посередине страницы (снизу вверх) в виде прямой линии. Затем справа и слева от нее наносят ситуацию, расположенную в пределах полосы отвода.
Положение точек пикетажа в журнале указывается поперечными черточками длиной 2 мм для пикетажных точек и 1 мм для плюсовых точек. Номера пикетов, а также положение плюсовых точек профиля по пикетажу указываются в журнале с правой стороны оси пути. Пикетаж точек ситуации выписывается в журнале в зависимости от расположения предмета. Если, например, лесопосадка располагается справа от оси пути, то и запись пикетажного положения ее (точек начала и конца) делается также справа рядом с точками ситуации. Расстояния по перпендикуляру от оси пути до характерных точек ситуации указываются в той последовательности, как располагаются точки относительно оси пути, и выписываются под углом 90° к направлению оси пути. В пикетажном журнале указываются также точки начала и конца полевых замеров при съемке кривых, номер кривой и направление ее поворота. Глазомерная съёмка, углоначертательная съёмка местности, выполняемая с помощью простейших приборов: планшета с наклеенной на него бумагой и компасом и визирной линейки. При Г. с. план, хотя и невысокой точности, получают непосредственно на местности. Расстояния измеряют шагами, с помощью шагомера, по спидометру автомобиля, счётчику на велосипеде или просто на глаз, используя таблицы видимости предметов. Направления на объекты чертят на каждой съёмочной точке, установив планшет горизонтально и ориентировав по компасу; выполняют это, прикладывая визирную линейку к изображению данной точки, наводя верхнее ребро линейки на намеченный объект и прочерчивая линию по прилегающей к точке нижней части линейки.Глазомерная съёмка — быстрый упрощённый способ получения схематического изображения инженерных сооружений или участков местности, отражающего их форму, размеры и ориентацию, а также взаимное положение и необходимые особенности составляющих их частей, элементов.
46. при обработке результатов технического нивелирования выполняются обычно в следующей последовательности.
1. Проверка записей полевых отсчетов в журнале. Отсчеты должны быть записаны в виде четырехзначных цифр и соответствовать наименованию точки и ее положению на местности. Разность отсчетов по красной и черной сторонам рейки на связующих точках не должна отличаться от стандартной разности пяток рейки (4783 или 4683) не более +3 мм.
2. Вычисление превышений между связующими точками
3. Выполняют постраничный контроль
суммы задних и передних отсчетов по рейке.
4. Уравнивают превышение в нивелирном журнале:
а) находят невязку
б) оценивают невязку
в) вводят поправки
г) выполняют контроль ;
5. Вычисляют высоты связующих точек
6. Для тех станций, где имеются промежуточные точки, определяют горизонт прибора, от которого вычисляют отсчет по рейке и получают ее высоту.
47. Построение профиля местности по данному направлению. При проектировании инженерных сооружений, а также для определения видимости меж точками местности нужно построение профиля местности по данному направлению. Для построения профиля по полосы АВ (рис. 28, а) на листе бумаги проводят горизонтальную линию и на ней в масштабе плана поочередно откладывают отрезки 1—2; 2—3, 3 — отм. 54,5 и т. д. Выбирают условный горизонт таковым образом, чтоб его линия не пересекалась с линией профиля (например, УГ = 50 м). В каждой из приобретенных точек восставляют перпендикуляры (рис. 28, б) и на их в принятом вертикальном масштабе откладывают профильные отметки, равные разности абсолютных отметок точек и условного горизонта. Соединив приобретенные точки А, Г и т. д. плавной кривой, получают профиль местности по полосы АВ. При разбивке пикетажа в вершинах углов поворота трассы измеряют горизонтальные углы β1, β2 (рис.45.1) и вычисляют углы поворота (отклонения от прямой) трассы Qлев, Qправ
Рис.45.1. Углы поворота трассы
Qлев= β1 - 180?
Qправ= 180? - β2.
Имея углы поворота трассы и, принимая радиусы круговой кривой R согласно технических условий проектируемой дороги, вычисляют следующие основные элементы круговой кривой: тангенс (Т), биссектрису (Б), кривую (К) и домер (Д), Угол поворота φ измеряют на местности или определяют на карте при камеральном трассировании, а радиус R выбирается, исходя из значения угла поворота, технических требований трассы и условий местности.
Тангенсами Т называются отрезки, соединяющие вершину угла поворота с началом круговой кривой НК и концом круговой кривой КК. Его значение можно получить из прямоугольного треугольника, вершинами которого являются начало кривой, вершина угла поворота и центр круговой кривой (рис. 2).
Т=Rtg(φ/2). (1)
Длина круговой кривой К определяется из соотношения.
К=R(φ°π/180°). (2)
Биссектрисой называется отрезок, соединяющий середину кривой СК с вершиной угла поворота ВУ, ее значение можно получить по формуле (3).
Б=R[sес(φ/2)-1]. (3)
Длина ломаного участка трассы сокращается при проектировании круговой кривой на величину, которую называют домером (Д). При камеральном трассировании, если проектируются круговые кривых, общая длина линейного сооружения рассчитывается с учетом величин домеров, то есть из суммы ломаных отрезков трассы вычитается сумма домеров.
Д= 2Т-К.
48. В состав инженерно-геодезических изысканий для строительства линейных сооружений дополнительно входят:
камеральное трассирование и предварительный выбор конкурентоспособных вариантов трассы для выполнения полевых работ и обследований;
полевое трассирование;
- съемки существующих железных и автомобильных дорог, составление продольных и поперечных профилей, пересечений линий электропередачи (ЛЭП), линий связи (ЛС), объектов радиосвязи, радиорелейных линий и магистральных трубопроводов;
- координирование основных элементов сооружений и наружные обмеры зданий (сооружений);
- определение полной и полезной длины железнодорожных путей на станциях и габаритов приближения строений.
При инженерно-геодезических изысканиях в период строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений выполняются следующие виды работ:
создание геодезической разбивочной сети (основы) для строительства;
- вынос в натуру главных или основных разбивочных осей зданий и сооружений;
- геодезические разбивочные и привязочные работы в процессе строительства в соответствии с рабочей документацией;
- геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений в процессе строительства;
- исполнительные геодезические съемки планового и высотного положения зданий (сооружений) и инженерных коммуникаций;
- контрольные исполнительные съемки законченных строительством зданий (сооружений) и инженерных коммуникаций;
- наблюдения за осадками и деформациями зданий и сооружений, земной поверхности, в том числе при выполнении локального мониторинга за опасными природными и техноприродными процессами;
- специальные стереофотограмметрические съемки по определению геометрических размеров элементов зданий, сооружений, технологических установок, архитектурных и градостроительных форм;
- геодезические работы при монтаже оборудования, выверке подкрановых путей и проверке вертикальности колонн, сооружений и их элементов;
- геодезические работы по определению в натуре скрытых подземных сооружений при ремонтных работах и др.;
#6) Камеральное трассирование
Камеральное трассирование – проектирование трассы по топокартам, планам, аэросъемочным материалам и ЦММ.
Для данного трассирования используют карты масштаба 1:50000 и 1:25000. Трассу прокладывают участками между фиксированными точками руководствуясь проектным уклоном трассирования (imp). С этой целью вычисляют заложение «d», соответствующее заданному уклону трассирования d = h/impM, где h – сечение рельефа, 1/M – масштаб.
Используя полученное заложение на карте можно выявить участки «напряженного» и «вольного» ходов.
Полевое трассирование ведут на стадии рабочего проектирования для поиска местных улучшений трассы, ее окончательного перенесения и закрепления на местности.
Основой для полевого трассирования служат материалы камерального трассирования. Проект трассы, разработанный в камеральных условиях, выносят в натуру (на местность) по данным привязок углов поворота к пунктам геодезической основы или ближайшим контурам местности. Предпочтение отдают выносу точек трассы от пунктов геодезической основы как более надежному и точному.
49.АЭРОФОТОСЪЕМКА, фотографирование (во всех диапазонах оптического спектра) местности с летательного аппарата. Различают плановую и перспективную аэрофотосъемку. Материалы аэрофотосъемки используются при геодезических, геологических исследованиях, инженерных изысканиях и др. При съёмке заданной местности плоскость аэрофотоаппарата может занимать горизонтальное или наклонное положение. При этом аэрофотосъёмка называется плановой или перспективной соответственно. Также возможно фотографирование на цилиндрическую поверхность или вращающимся объективом. Такая съемка носит название панорамной.[1]
В основном, аэрофотосъемка выполняется фотоаппаратом с одним объективом, но если требуется увеличить площадь снимка, используются многообъективные аэрофотоаппараты.[1]
Могут выполняться одиночные аэроснимки, кроме того, может производиться фотографирование по определённому направлению или по площади. При этом аэросъёмка носит название маршрутной или площадной, соответственно
Дешифрование аэроснимков – выявление, распознавание и определение характеристик объектов, изображенных на снимках.
Полнота и достоверность дешифрирования аэроснимков зависят от масштаба воздушного фотографирования, качества фотографического изображения, его разрешающей способности. Чем крупнее масштаб, качественнее изображение и выше разрешающая способность, тем полнее и достовернее будут получены данные. Дешифрование, выполняемое в целях разведки противника и местности, называют - военным, а в целях составления и обновления карт – топографическим.
Общий порядок дешифрирования. Дешифрированию аэроснимков предшествуют подготовка их к работе, т.е. уяснение масштаба, вида, времени и района дешифрирования, а также привязка аэроснимков к карте.
Результаты дешифрирования фиксируются соответствующими знаками непосредственно на аэроснимке (знак ставят рядом с фотоизображением объекта) или обнаруженные объекты переносят на карту.
Аэроснимок – двумерное фотографическое изображение участка земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.