Международная и региональная стандартизация
Международная стандартизация. Имеет первостепенное значение для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран. Основная задача международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации в области стандартизации- гармонизация, то есть согласование национальной системы стандартизации с международной, региональной и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Разные требования национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, служат барьером на пути развития международной торговли.
Наиболее крупными международными организациями по стандартизации являются: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Они охватывают практически все сферы человеческой деятельности.
Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1947 г. В настоящее время ИСО считается самой компетентной и авторитетной междуна-
Основы технического регулирования и стандартизации
родной специализированной организацией по стандартизации. Цель ее создания -содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в научных, технических и экономических областях деятельности.
Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, Комитеты Совета, Центральный секретариат, исполнительное бюро, технические комитеты (рис. 1,6). Генеральная Ассамблея - высший орган ИСО, она представляет собой общее собрание представителей всех комитетов - членов ИСО. Ассамблею созывают не реже одного раза в три года.
Генеральная Ассамблея
Совет ИСО
Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) | Плановый комитет (ПЛАКО) | Комитет по оценке соответствия (КАСКО) | Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) | Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) | Комитет по защите интересов потребителя (КОПОЛКО) | Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) |
Исполнительное бюро (Исполком)
| Центральный секретариат |
Технические комитеты
Подкомитеты
Рабочие группы
Рис. 1.6.Структура ИСО
В период между сессиями генеральной ассамблеи организацией управляет Совет ИСО, состоящий из президента и представителей национальных организаций по стандартизации. Росстандарт России является членом Совета ИСО. Членов Совета избирают на трехлетний срок. Деятельность совета ИСО охватывает широкий круг вопросов. Совет ИСО рассматривает предложения по изменению и уточнению устава, осуществляет прием новых членов в состав ИСО, утверждает бюджет и решает все финансовые вопросы стандартизации, утверждает международные стандарты, создает специальные комитеты для рассмотрения и подготовки решений вопросов, представляющих интерес для всей организации в целом. Совет ИСО также осуществляет координацию деятельности технических комитетов, разрабатывает предложения для оказания помощи развивающимся странам в области стандартизации и т.д.
При Совете созданы Техническое бюро и несколько консультативных комитетов, обеспечивающих квалифицированное рассмотрение отдельных аспектов стандартизации: постоянный комитет по изучению принципов стандартизации (СТАКО), плановый комитет (ПЛАКО), комитет по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО), комитет по информационным системам и услугам (ИНФКО), комитет по оказанию помощи развивающимся странам в области стандартизации
Глава 1
(ДЕВКО), комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), комитет по стандартным образцам (РЕМКО).
Всю основную деятельность по разработке международных стандартов ИСО осуществляет через свои технические комитеты, каждый из которых специализирован по определенному профилю. Каждому ТК присваивается свой порядковый номер и название, отражающее профиль его работы и специализацию. Например, ИСО/ТК 23 «Сельскохозяйственные тракторы», ИСО/ТК 34 «Сельскохозяйственные пищевые продукты», ИСО/ТК 97 «Вычислительные машины и счетно-аналитические приборы» и т.д.
В тех случаях, когда область работы технического комитета очень велика и многогранна, для ее успешного выполнения в рамках комитета создают подкомитеты (ПК) или рабочие группы (РГ), решающие вопросы в более узкой сфере. Подкомитеты или рабочие группы, как правило, учреждают на ограниченный период времени и после решения поставленных задач распускают.
Каждый технический комитет имеет секретариат, назначаемый советом из числа активных членов этого комитета, изъявивших желание вести секретариат данного ТК. Технические комитеты ИСО поддерживают активные связи с другими международными и региональными организациями, заинтересованными в результатах проводимых ими работ.
Согласно уставу членами ИСО могут быть национальные организации по стандартизации, наиболее представительные в своих странах, которые дали согласие придерживаться устава и правил процедуры и которые были приняты в организацию в соответствии с порядком, установленным правилами процедуры. Те страны, в которых еще не созданы специальные организации по стандартизации, могут принять участие в работе Международной организации по стандартизации в качестве наблюдателей. Они не принимают активного участия в работе ТК, не имеют права голоса, но получают полную информацию о проводимых в ТК работах. Проект международного стандарта считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.
В настоящее время в деятельности Международной организации принимают участие национальные организации по стандартизации 146 стран. С момента учреждения организации и до настоящего времени место пребывания ИСО и его центрального секретариата - Женева. Языками организации являются английский, французский и русский.
В результате деятельности технических органов (ТК, ПК и РГ), в работе которых принимают участие крупнейшие специалисты различных стран, создается проект, который должен пройти несколько этапов, прежде чем он будет принят как международный стандарт. Цель такой процедуры - обеспечение максимальной приемлемости стандарта для всех заинтересованных в нем стран. Не позднее чем через пять лет каждый международный стандарт (МС) пересматривают. Стандарты ИСО имеют особое обозначение, например МС ИСО 7970-89. Пшеница. Технические условия, где МС ИСО - индекс, обозначающий международный стандарт, 7970 - регистрационный номер, 89 - год утверждения.
Актуальная задача - сокращение сроков подготовки МС ИСО. Советом ИСО была разработана и утверждена «Ускоренная процедура» по принятию широко используемых в мировой торговле национальных (фирменных) стандартов в качестве проектов МС ИСО. Из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более
Основы технического регулирования и стандартизации
70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира.
Для сокращения сроков разработки МС практикуют процедуру обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее, при этом экономится 80% средств и 60% времени.
Международные стандарты ИСО имеют факультативное значение, то есть для всех без исключения они не носят юридически обязательного характера. Каждая страна самостоятельно решает вопрос об их статусе; исходя из своих интересов и возможностей может ввести их у себя как обязательные или использовать как основу для унификации норм, требований и терминологии при разработке национальных нормативных документов. Стандарты ИСО не имеют силы обязательных и при международном товарообороте. Здесь их статус устанавливают на основе взаимной договоренности сотрудничающих между собой стран. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По данным зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО.
В практике международной стандартизации при разработке стандартов на продукцию основной упор делают на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, то есть на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производят и используют продукцию. В МС также устанавливают требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Другие требования к качеству конкретной продукции в МС не устанавливают, их регулируют для разных категорий потребителей через цену непосредственно в контрактах.
В настоящее время в мировом сообществе широко применяют свыше 14 тыс. МС ИСО. Основная масса (75%) МС ИСО - основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний. Особого внимания заслуживает работа ТК 176 «Системы обеспечения качества», созданного в 1979 г. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества.
Вопросы международной стандартизации продовольственных товаров в основном сосредоточены в техническом комитете ИСО/ ТК 34 «Сельскохозяйственные пищевые продукты». В состав ТК 34 входит 14 подкомитетов: ПК 1 « Семена масличных культур»; ПК 2 «Фрукты и овощи переработанные»; ПК 3 «Зерновые и бобовые культуры»; ПК 4 «Молоко и молочные продукты»; ПК 5 «Мясо и мясные продукты»; ПК 6 «Вкусовые продукты (приправы, пряности)»; ПК 7 «Чай» и др. В каждом подкомитете ИСО имеется несколько рабочих групп, которые занимаются разработкой международных стандартов на соответствующие виды продовольственных товаров, методы испытаний и терминологию. Большинство (около 75%) разработанных МС определяют методы анализа и отбора проб. Остальные касаются терминологии, рекомендаций по хранению и транспортированию зерновых и бобовых культур, свежих фруктов и овощей, а также технических требований к продукции.
Наша страна входила в число стран - основателей ИСО. За время существования ИСО дважды российские представители становились Президентами этой авто-
Глава 1
ритетной и признанной организации. В 1962-1964 г.г. ИСО возглавлял профессор А. Вяткин, а в 1977-1979 гг. - доктор В. Бойцов. В настоящее время Российская Федерация является членом 145 ТК и 343 ПК. Российские представители ведут секретариаты 2 ТК, 10 ПК и 9 РГ.
Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана задолго до образования ИСО - в 1906 г.; она разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Число членов МЭК (около 60) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членом МЭК с 1921 г. Высший руководящий орган МЭК - Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В настоящее время разработано более 4 тыс. МС МЭК как общетехнического и межотраслевого характера, так и на конкретную продукцию (бытовую радиоэлектронную аппаратуру, трансформаторы, изделия электронной техники). Большое внимание уделяется установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин.
В сентябре 2007 г. ИСО и МЭК опубликовали документ под названием «Использование стандартов ИСО и МЭК и ссылки на них в технических регламентах». Органы, осуществляющие техническое регулирование, могут экономить время и деньги, применяя стандарты ИСО и МЭК для решения политических и технических вопросов, основа которых уже была согласована путем достижения консенсуса с привлечением всех заинтересованных сторон. Стандарты ИСО и МЭК могут быть использованы как основа национальных ТР, не создавая излишних технических барьеров в торговле.
Международный союз электросвязи (МСЭ) - специализированное учреждение ООН. Цели союза - содействие развитию международного сотрудничества для улучшения и рационального использования всех видов электросвязи (телеграфной, телефонной и радио). МСЭ разработано около 1,5 тыс. стандартов в области телефонии и телекоммуникаций.
Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена в 1956 г., занимается обеспечением единства измерений в международном масштабе. Основные направления деятельности МОЗМ: разработка международных рекомендаций по терминологии, методам измерений, правилам испытаний и поверки средств измерений.
В международной стандартизации в пределах своей компетентности принимают участие следующие международные организации: Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.
Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН) - это орган Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС ООН). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г. полномочия ЕЭК были продлены на неопределенное время. Кроме государств -членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны - члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики в области
Основы технического регулирования и стандартизации
стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области. Одно из основных направлений деятельности ЕЭК - развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН.
Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН (ФАО) основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее состоят около 160 государств. Цель организации согласно Уставу содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.
Несмотря на то, что стандартизация не является прямой целью ФАО, многие службы организации прямо или косвенно занимаются стандартизацией. ФАО сотрудничает с 25 техническими комитетами ИСО при разработке нормативных документов в области сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.
Значительное место в деятельности по стандартизации занимает совместная работа ФАО с Всемирной организацией здравоохранения по выработке международных стандартов на пищевые продукты.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ - достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия.
ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. Непосредственно стандартизацией ВОЗ занимается совместно с ФАО по линии комиссии «Кодекс Алиментариус».
Комиссия «Кодекс Алиментариус» организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары. Цели «Кодекс Алиментариус»: координация работ по стандартизации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительственными организациями; ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества; обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами; окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или международных стандартов; содействие упрощению международной торговли пищевыми продуктами. За время деятельности Комиссия приняла более 300 международных стандартов, более 40 видов правил, большое количество ограничительных рекомендаций, касающихся остатков минеральных удобрений в пищевых продуктах. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в производстве пищевых продуктов.
Международные организации по стандартизации поддерживают постоянные рабочие контакты с региональными организациями по стандартизации.
Региональная стандартизация. Региональные организации по стандартизации действуют в Скандинавии, Латинской Америке, Арабском регионе, Африке, Европейском Союзе.
Заинтересованность многих стран в повышении качества производимой ими и закупаемой продукции привела к созданию в 1957 г. Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), которая в настоящее время известна как Европейская
Глава 1
организация качества (ЕОК). В задачи ЕОК входят разработка, пропаганда и совершенствование методов и средств контроля качества, в том числе и пищевой продукции.
Наибольший интерес представляет опыт стандартизации в Европейском Союзе (ЕС). В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), а в 1972 г. Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов. Нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство. Оно представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными с европейскими стандартами (евронормами - EN). Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм. Евростандарты отражают новейшие достижения техники и технологии, а директивы содержат эффективные меры против проникновения в Сообщество небезопасной или вредной для населения и окружающей среды продукции.
К региональным организациям по стандартизации относятся также: ЕТСИ (ETSI) - Европейский институт по стандартизации в области электросвязи, ИНСТА (INSTA) - Межскандинавская организация по стандартизации, АСЕАН (ASEAN) -Консультативный комитет по стандартизации и качеству Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, КОПАНТ (COPANT) - Панамериканский комитет стандартов, АСМО - арабская организация по стандартизации и метрологии, АРСО - африканская региональная организация по стандартизации. В странах СНГ региональной организацией по стандартизации является ЕАСС - Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации.Основная цель применения международных и региональных стандартов (а также национальных других стран) в РФ - гармонизация требований (правил, общих принципов, показателей, норм, характеристик) нормативных документов по стандартизации, действующих на территории нашей страны, с соответствующими требованиями международных и региональных стандартов. Стандарты международных и региональных организаций используют для гармонизации российских стандартов, если Российская Федерация является членом этих организаций или имеет соглашения (договоры) о сотрудничестве с этими организациями.
Применение международных и региональных стандартов в Российской Федерации может быть прямое и косвенное.
Прямое применение могут осуществлять субъекты хозяйственной деятельности в следующих случаях: по предложению потребителя при заключении договора (контракта) на изготовление и поставку продукции на экспорт, если в этом договоре имеются ссылки на конкретные международные или региональные стандарты; по согласованию с потребителем при заключении субъектом хозяйственной деятельности договора (контракта) на импорт продукции в Российскую Федерацию, если аналогичные национальные стандарты отсутствуют, а конкретные международные или региональные стандарты, указанные в договоре на импортируемую продукцию, не противоречат действующим законодательным актам Российской Федерации; или национальные стандарты имеются, но требования международных или региональных стандартов не противоречат обязательным требованиям этих стандартов и до-
Основы технического регулирования и стандартизации
полняют их или являются более высокими. Работа по прямому применению международного стандарта заключается в подготовке аутентичного перевода на русский язык, если не существует русской версии международного стандарта. При прямом применении на титульном листе приводят наименование международного стандарта на русском языке и языке оригинала и обозначение номера международного стандарта.
Косвенное применение международных и региональных стандартов осуществляют посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят. На практике это может быть выполнено тремя методами.
Первый метод - метод обложки - принятие национального стандарта Российской Федерации, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного стандарта. При данном методе соответствующий МС используют без какого-либо изменения его текста. Изменения касаются только оформления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. На титульном листе идентичного стандарта после его обозначения приводят условное обозначение степени соответствия национального стандарта международному - IDT. Пример: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (IDT).
Второй метод - принятие национального стандарта, идентичного международному стандарту и представляющего собой аутентичный перевод на русский язык международного стандарта без изменения его структуры и технического содержания. Но в этом случае допускается вносить в национальный стандарт редакционные изменения по отношению к международному или региональному стандарту: исправлять опечатки, изменять нумерацию страниц, изменять слова или фразы для приведения их в соответствие с принятыми в Российской Федерации правилами орфографии, дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России. Обозначение идентичного национального стандарта аналогично гармонизированному методом обложки.
Третий метод - принятие национального стандарта, представляющего собой аутентичный перевод соответствующего международного или регионального стандарта, с внесением (исключением) в него дополнительных требований и изменений, отражающих потребности экономики России. Такой национальный стандарт называют модифицированным и обозначают индексом «MOD». Модификацию национального стандарта РФ по отношению к соответствующему международному юти региональному стандарту осуществляют в случае необходимости:
• установления в нем более жестких требований;
• дополнения его новыми положениями, требованиями, показателями и (или) их значениями;
• исключения из него отдельных структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений);
• изменения его структуры.
Все изменения и дополнения, внесенные в текст стандарта, должны быть четко идентифицированы и объяснены. При данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением национального стандарта ГОСТ Р в скобках приводят обозначение примененного МС, например:
ГОСТР518850231-92-2002 (ИСО 7001:1990173-89).
Глава 1
Если международный или региональный стандарт нецелесообразно применять в качестве национального стандарта путем оформления идентичного или модифицированного стандарта, то существует еще одна возможность косвенного его применения. Этот стандарт используют в качестве основы для разработки национального стандарта, но в этом случае гармонизации не происходит. Такой национальный стандарт называют неэквивалентным, не гармонизированным по отношению к международному стандарту и применяют условное обозначение «NEQ». В предисловии к такому национальному стандарту используют следующую типовую формулировку: «Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ...». В обозначении национального стандарта нумерацию международного стандарта не используют.
До принятия международных стандартов в качестве национальных на их основе могут быть приняты предварительные национальные стандарты или стандарты организаций.
В новой редакции Закона «О техническом регулировании» региональным и международным стандартам отводится особое место. По данным Росстандарта, в целом нынешний уровень соответствия российских стандартов международным составляет примерно 35-40%. Таким образом, у России нет иного выбора, кроме как адаптировать свое техническое законодательство к нормам, принятым в развитых странах.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова сущность понятий: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость, комплексная стандартизация, опережающая стандартизация?
2. Что понимают под техническим законодательством?
3. Перечислите принципы технического регулирования.
4. Назовите структурные элементы ТР.
5. Каков порядок разработки и принятия технического регламента?
6. Охарактеризуйте национальную систему стандартизации Российской Федерации (НСС РФ).
7. Какие вы знаете органы и службы стандартизации и их функции?
8. Назовите нормативные документы по стандартизации.
9. Какие существуют категории и виды стандартов?
10. Каков порядок разработки национальных стандартов?
11. Как осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов?
12. Какие вы знаете межотраслевые организационно-методические и общетехнические системы и комплексы стандартов?
13. Охарактеризуйте межгосударственную систему стандартизации.
14. Каково значение международного сотрудничества в области стандартизации?
15. Какие международные и региональные организации по стандартизации вы знаете?
16. Каков порядок применения международных (региональных) стандартов в Российской Федерации?