Международная и региональная стандартизация

Международная стандартизация. Имеет первостепенное значение для ус­пешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотруд­ничества различных стран. Основная задача международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации в области стандартизации- гармонизация, то есть согласование национальной системы стандартизации с международной, регио­нальной и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Разные требования на­циональных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, служат барьером на пути развития международной торговли.

Наиболее крупными международными организациями по стандартизации яв­ляются: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Они охватыва­ют практически все сферы человеческой деятельности.

Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1947 г. В настоящее время ИСО считается самой компетентной и авторитетной междуна-

Основы технического регулирования и стандартизации



родной специализированной организацией по стандартизации. Цель ее создания -содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения между­народного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в научных, технических и экономических областях деятельности.

Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, Комитеты Сове­та, Центральный секретариат, исполнительное бюро, технические комитеты (рис. 1,6). Генеральная Ассамблея - высший орган ИСО, она представляет собой общее собрание представителей всех комитетов - членов ИСО. Ассамблею созыва­ют не реже одного раза в три года.

Генеральная Ассамблея

Совет ИСО



Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) Плановый комитет (ПЛАКО) Комитет по оценке соответствия (КАСКО) Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) Комитет по оказанию помощи развиваю­щимся странам (ДЕВКО) Комитет по защите интересов потребителя (КОПОЛКО) Комитет по стандартным образцам (РЕМКО)

Исполнительное бюро (Исполком)

| Центральный секретариат |

Технические комитеты

Подкомитеты

Рабочие группы

Рис. 1.6.Структура ИСО

В период между сессиями генеральной ассамблеи организацией управляет Со­вет ИСО, состоящий из президента и представителей национальных организаций по стандартизации. Росстандарт России является членом Совета ИСО. Членов Совета избирают на трехлетний срок. Деятельность совета ИСО охватывает широкий круг вопросов. Совет ИСО рассматривает предложения по изменению и уточнению уста­ва, осуществляет прием новых членов в состав ИСО, утверждает бюджет и решает все финансовые вопросы стандартизации, утверждает международные стандарты, создает специальные комитеты для рассмотрения и подготовки решений вопросов, представляющих интерес для всей организации в целом. Совет ИСО также осущест­вляет координацию деятельности технических комитетов, разрабатывает предложе­ния для оказания помощи развивающимся странам в области стандартизации и т.д.

При Совете созданы Техническое бюро и несколько консультативных комите­тов, обеспечивающих квалифицированное рассмотрение отдельных аспектов стан­дартизации: постоянный комитет по изучению принципов стандартизации (СТА­КО), плановый комитет (ПЛАКО), комитет по оценке соответствия продукции стан­дартам (КАСКО), комитет по информационным системам и услугам (ИНФКО), ко­митет по оказанию помощи развивающимся странам в области стандартизации



Глава 1

(ДЕВКО), комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), комитет по стандартным образцам (РЕМКО).

Всю основную деятельность по разработке международных стандартов ИСО осуществляет через свои технические комитеты, каждый из которых специализиро­ван по определенному профилю. Каждому ТК присваивается свой порядковый но­мер и название, отражающее профиль его работы и специализацию. Например, ИСО/ТК 23 «Сельскохозяйственные тракторы», ИСО/ТК 34 «Сельскохозяйственные пищевые продукты», ИСО/ТК 97 «Вычислительные машины и счетно-аналитичес­кие приборы» и т.д.

В тех случаях, когда область работы технического комитета очень велика и многогранна, для ее успешного выполнения в рамках комитета создают подкомите­ты (ПК) или рабочие группы (РГ), решающие вопросы в более узкой сфере. Подко­митеты или рабочие группы, как правило, учреждают на ограниченный период вре­мени и после решения поставленных задач распускают.

Каждый технический комитет имеет секретариат, назначаемый советом из чис­ла активных членов этого комитета, изъявивших желание вести секретариат данного ТК. Технические комитеты ИСО поддерживают активные связи с другими между­народными и региональными организациями, заинтересованными в результатах проводимых ими работ.

Согласно уставу членами ИСО могут быть национальные организации по стан­дартизации, наиболее представительные в своих странах, которые дали согласие придерживаться устава и правил процедуры и которые были приняты в организацию в соответствии с порядком, установленным правилами процедуры. Те страны, в ко­торых еще не созданы специальные организации по стандартизации, могут принять участие в работе Международной организации по стандартизации в качестве на­блюдателей. Они не принимают активного участия в работе ТК, не имеют права го­лоса, но получают полную информацию о проводимых в ТК работах. Проект меж­дународного стандарта считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

В настоящее время в деятельности Международной организации принимают участие национальные организации по стандартизации 146 стран. С момента учреж­дения организации и до настоящего времени место пребывания ИСО и его цен­трального секретариата - Женева. Языками организации являются английский, французский и русский.

В результате деятельности технических органов (ТК, ПК и РГ), в работе кото­рых принимают участие крупнейшие специалисты различных стран, создается про­ект, который должен пройти несколько этапов, прежде чем он будет принят как ме­ждународный стандарт. Цель такой процедуры - обеспечение максимальной прием­лемости стандарта для всех заинтересованных в нем стран. Не позднее чем через пять лет каждый международный стандарт (МС) пересматривают. Стандарты ИСО имеют особое обозначение, например МС ИСО 7970-89. Пшеница. Технические ус­ловия, где МС ИСО - индекс, обозначающий международный стандарт, 7970 - ре­гистрационный номер, 89 - год утверждения.

Актуальная задача - сокращение сроков подготовки МС ИСО. Советом ИСО была разработана и утверждена «Ускоренная процедура» по принятию широко ис­пользуемых в мировой торговле национальных (фирменных) стандартов в качестве проектов МС ИСО. Из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более

Основы технического регулирования и стандартизации



70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно раз­витых стран мира.

Для сокращения сроков разработки МС практикуют процедуру обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и опера­тивнее, при этом экономится 80% средств и 60% времени.

Международные стандарты ИСО имеют факультативное значение, то есть для всех без исключения они не носят юридически обязательного характера. Каждая страна самостоятельно решает вопрос об их статусе; исходя из своих интересов и возможностей может ввести их у себя как обязательные или использовать как осно­ву для унификации норм, требований и терминологии при разработке национальных нормативных документов. Стандарты ИСО не имеют силы обязательных и при меж­дународном товарообороте. Здесь их статус устанавливают на основе взаимной до­говоренности сотрудничающих между собой стран. Однако в условиях острой кон­куренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высо­кую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международ­ными стандартами. По данным зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО.

В практике международной стандартизации при разработке стандартов на про­дукцию основной упор делают на установление единых методов испытаний продук­ции, требований к маркировке, терминологии, то есть на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производят и используют продукцию. В МС также устанавливают требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей сре­ды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Другие требования к каче­ству конкретной продукции в МС не устанавливают, их регулируют для разных ка­тегорий потребителей через цену непосредственно в контрактах.

В настоящее время в мировом сообществе широко применяют свыше 14 тыс. МС ИСО. Основная масса (75%) МС ИСО - основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний. Особого внимания заслуживает работа ТК 176 «Системы обеспе­чения качества», созданного в 1979 г. В его задачу входят стандартизация и гармони­зация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества.

Вопросы международной стандартизации продовольственных товаров в основ­ном сосредоточены в техническом комитете ИСО/ ТК 34 «Сельскохозяйственные пищевые продукты». В состав ТК 34 входит 14 подкомитетов: ПК 1 « Семена мас­личных культур»; ПК 2 «Фрукты и овощи переработанные»; ПК 3 «Зерновые и бо­бовые культуры»; ПК 4 «Молоко и молочные продукты»; ПК 5 «Мясо и мясные продукты»; ПК 6 «Вкусовые продукты (приправы, пряности)»; ПК 7 «Чай» и др. В каждом подкомитете ИСО имеется несколько рабочих групп, которые занимаются разработкой международных стандартов на соответствующие виды продовольствен­ных товаров, методы испытаний и терминологию. Большинство (около 75%) разра­ботанных МС определяют методы анализа и отбора проб. Остальные касаются тер­минологии, рекомендаций по хранению и транспортированию зерновых и бобовых культур, свежих фруктов и овощей, а также технических требований к продукции.

Наша страна входила в число стран - основателей ИСО. За время существова­ния ИСО дважды российские представители становились Президентами этой авто-



Глава 1

ритетной и признанной организации. В 1962-1964 г.г. ИСО возглавлял профессор А. Вяткин, а в 1977-1979 гг. - доктор В. Бойцов. В настоящее время Российская Фе­дерация является членом 145 ТК и 343 ПК. Российские представители ведут секре­тариаты 2 ТК, 10 ПК и 9 РГ.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана задолго до об­разования ИСО - в 1906 г.; она разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Число членов МЭК (около 60) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членом МЭК с 1921 г. Высший руководящий орган МЭК - Совет, в котором пред­ставлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складыва­ется из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи между­народных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В настоящее время разрабо­тано более 4 тыс. МС МЭК как общетехнического и межотраслевого характера, так и на конкретную продукцию (бытовую радиоэлектронную аппаратуру, трансформа­торы, изделия электронной техники). Большое внимание уделяется установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин.

В сентябре 2007 г. ИСО и МЭК опубликовали документ под названием «Ис­пользование стандартов ИСО и МЭК и ссылки на них в технических регламентах». Органы, осуществляющие техническое регулирование, могут экономить время и деньги, применяя стандарты ИСО и МЭК для решения политических и технических вопросов, основа которых уже была согласована путем достижения консенсуса с привлечением всех заинтересованных сторон. Стандарты ИСО и МЭК могут быть использованы как основа национальных ТР, не создавая излишних технических барьеров в торговле.

Международный союз электросвязи (МСЭ) - специализированное учреждение ООН. Цели союза - содействие развитию международного сотрудничества для улучшения и рационального использования всех видов электросвязи (телеграфной, телефонной и радио). МСЭ разработано около 1,5 тыс. стандартов в области теле­фонии и телекоммуникаций.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена в 1956 г., занимается обеспечением единства измерений в международном масшта­бе. Основные направления деятельности МОЗМ: разработка международных реко­мендаций по терминологии, методам измерений, правилам испытаний и поверки средств измерений.

В международной стандартизации в пределах своей компетентности принима­ют участие следующие международные организации: Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН) - это орган Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС ООН). Она создана в 1947 г. сначала как вре­менная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г. полномочия ЕЭК были продлены на неопределенное время. Кроме государств -членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны - члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики в области

Основы технического регулирования и стандартизации



стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области. Одно из основных направлений деятельности ЕЭК - развитие экономиче­ского сотрудничества государств в рамках ООН.

Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН (ФАО) основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее состоят около 160 государств. Цель организации согласно Уставу содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности произ­водства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.

Несмотря на то, что стандартизация не является прямой целью ФАО, многие службы организации прямо или косвенно занимаются стандартизацией. ФАО со­трудничает с 25 техническими комитетами ИСО при разработке нормативных доку­ментов в области сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.

Значительное место в деятельности по стандартизации занимает совместная ра­бота ФАО с Всемирной организацией здравоохранения по выработке международ­ных стандартов на пищевые продукты.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учре­ждением ООН. Цель ВОЗ - достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия.

ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. Непосредственно стандартизацией ВОЗ занимается совместно с ФАО по линии комиссии «Кодекс Алиментариус».

Комиссия «Кодекс Алиментариус» организована ФАО и ВОЗ для осуществле­ния совместной программы по созданию международных стандартов на продоволь­ственные товары. Цели «Кодекс Алиментариус»: координация работ по стандарти­зации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительствен­ными организациями; ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества; обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами; окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или меж­дународных стандартов; содействие упрощению международной торговли пищевы­ми продуктами. За время деятельности Комиссия приняла более 300 международ­ных стандартов, более 40 видов правил, большое количество ограничительных ре­комендаций, касающихся остатков минеральных удобрений в пищевых продуктах. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в производстве пищевых продуктов.

Международные организации по стандартизации поддерживают постоянные рабочие контакты с региональными организациями по стандартизации.

Региональная стандартизация. Региональные организации по стандартизации действуют в Скандинавии, Латинской Америке, Арабском регионе, Африке, Евро­пейском Союзе.

Заинтересованность многих стран в повышении качества производимой ими и закупаемой продукции привела к созданию в 1957 г. Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), которая в настоящее время известна как Европейская



Глава 1

организация качества (ЕОК). В задачи ЕОК входят разработка, пропаганда и совершен­ствование методов и средств контроля качества, в том числе и пищевой продукции.

Наибольший интерес представляет опыт стандартизации в Европейском Союзе (ЕС). В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), а в 1972 г. Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Ев­ропейского экономического сообщества (ЕЭС). В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов. Нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство. Оно представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизирован­ными с европейскими стандартами (евронормами - EN). Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм. Евростандарты отражают новейшие достижения техники и технологии, а директивы содержат эффективные меры против проникновения в Со­общество небезопасной или вредной для населения и окружающей среды продукции.

К региональным организациям по стандартизации относятся также: ЕТСИ (ETSI) - Европейский институт по стандартизации в области электросвязи, ИНСТА (INSTA) - Межскандинавская организация по стандартизации, АСЕАН (ASEAN) -Консультативный комитет по стандартизации и качеству Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, КОПАНТ (COPANT) - Панамериканский комитет стандартов, АСМО - арабская организация по стандартизации и метрологии, АРСО - африкан­ская региональная организация по стандартизации. В странах СНГ региональной организацией по стандартизации является ЕАСС - Евразийский совет по стандарти­зации, метрологии и сертификации.

Порядок применения международных и региональных стандартов в Рос­сийской Федерации.Основная цель применения международных и региональных стандартов (а также национальных других стран) в РФ - гармонизация требований (правил, общих принципов, показателей, норм, характеристик) нормативных доку­ментов по стандартизации, действующих на территории нашей страны, с соответст­вующими требованиями международных и региональных стандартов. Стандарты международных и региональных организаций используют для гармонизации рос­сийских стандартов, если Российская Федерация является членом этих организаций или имеет соглашения (договоры) о сотрудничестве с этими организациями.

Применение международных и региональных стандартов в Российской Феде­рации может быть прямое и косвенное.

Прямое применение могут осуществлять субъекты хозяйственной деятельно­сти в следующих случаях: по предложению потребителя при заключении договора (контракта) на изготовление и поставку продукции на экспорт, если в этом договоре имеются ссылки на конкретные международные или региональные стандарты; по согласованию с потребителем при заключении субъектом хозяйственной деятельно­сти договора (контракта) на импорт продукции в Российскую Федерацию, если ана­логичные национальные стандарты отсутствуют, а конкретные международные или региональные стандарты, указанные в договоре на импортируемую продукцию, не противоречат действующим законодательным актам Российской Федерации; или национальные стандарты имеются, но требования международных или региональ­ных стандартов не противоречат обязательным требованиям этих стандартов и до-

Основы технического регулирования и стандартизации



полняют их или являются более высокими. Работа по прямому применению между­народного стандарта заключается в подготовке аутентичного перевода на русский язык, если не существует русской версии международного стандарта. При прямом применении на титульном листе приводят наименование международного стандарта на русском языке и языке оригинала и обозначение номера международного стандарта.

Косвенное применение международных и региональных стандартов осуще­ствляют посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят. На практике это может быть выполнено тремя методами.

Первый метод - метод обложки - принятие национального стандарта Россий­ской Федерации, представляющего аутентичный текст на русском языке соответст­вующего международного стандарта. При данном методе соответствующий МС ис­пользуют без какого-либо изменения его текста. Изменения касаются только оформ­ления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух последних цифр года утвержде­ния ГОСТ Р. На титульном листе идентичного стандарта после его обозначения приводят условное обозначение степени соответствия национального стандарта ме­ждународному - IDT. Пример: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (IDT).

Второй метод - принятие национального стандарта, идентичного междуна­родному стандарту и представляющего собой аутентичный перевод на русский язык международного стандарта без изменения его структуры и технического со­держания. Но в этом случае допускается вносить в национальный стандарт редакци­онные изменения по отношению к международному или региональному стандарту: исправлять опечатки, изменять нумерацию страниц, изменять слова или фразы для приведения их в соответствие с принятыми в Российской Федерации правилами ор­фографии, дополнительными требованиями, отражающими специфику потребно­стей России. Обозначение идентичного национального стандарта аналогично гармо­низированному методом обложки.

Третий метод - принятие национального стандарта, представляющего собой аутентичный перевод соответствующего международного или регионального стан­дарта, с внесением (исключением) в него дополнительных требований и изменений, отражающих потребности экономики России. Такой национальный стандарт назы­вают модифицированным и обозначают индексом «MOD». Модификацию нацио­нального стандарта РФ по отношению к соответствующему международному юти региональному стандарту осуществляют в случае необходимости:

• установления в нем более жестких требований;

• дополнения его новыми положениями, требованиями, показателями и (или) их значениями;

• исключения из него отдельных структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений);

• изменения его структуры.

Все изменения и дополнения, внесенные в текст стандарта, должны быть четко идентифицированы и объяснены. При данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением национального стандарта ГОСТ Р в скобках приводят обозначение примененного МС, например:

ГОСТР518850231-92-2002 (ИСО 7001:1990173-89).



Глава 1

Если международный или региональный стандарт нецелесообразно применять в качестве национального стандарта путем оформления идентичного или модифи­цированного стандарта, то существует еще одна возможность косвенного его при­менения. Этот стандарт используют в качестве основы для разработки национально­го стандарта, но в этом случае гармонизации не происходит. Такой национальный стандарт называют неэквивалентным, не гармонизированным по отношению к меж­дународному стандарту и применяют условное обозначение «NEQ». В предисловии к такому национальному стандарту используют следующую типовую формулиров­ку: «Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ...». В обозначении национального стандарта нумерацию международного стандарта не используют.

До принятия международных стандартов в качестве национальных на их основе могут быть приняты предварительные национальные стандарты или стандарты ор­ганизаций.

В новой редакции Закона «О техническом регулировании» региональным и ме­ждународным стандартам отводится особое место. По данным Росстандарта, в целом нынешний уровень соответствия российских стандартов международным составляет примерно 35-40%. Таким образом, у России нет иного выбора, кроме как адаптиро­вать свое техническое законодательство к нормам, принятым в развитых странах.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова сущность понятий: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимо­заменяемость, комплексная стандартизация, опережающая стандартизация?

2. Что понимают под техническим законодательством?

3. Перечислите принципы технического регулирования.

4. Назовите структурные элементы ТР.

5. Каков порядок разработки и принятия технического регламента?

6. Охарактеризуйте национальную систему стандартизации Российской Феде­рации (НСС РФ).

7. Какие вы знаете органы и службы стандартизации и их функции?

8. Назовите нормативные документы по стандартизации.

9. Какие существуют категории и виды стандартов?

10. Каков порядок разработки национальных стандартов?

11. Как осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов?

12. Какие вы знаете межотраслевые организационно-методические и общетех­нические системы и комплексы стандартов?

13. Охарактеризуйте межгосударственную систему стандартизации.

14. Каково значение международного сотрудничества в области стандартизации?

15. Какие международные и региональные организации по стандартизации вы знаете?

16. Каков порядок применения международных (региональных) стандартов в Российской Федерации?

Наши рекомендации