Раздел 1. Качественный анализ

Новополоцк

Разработчик:Е.И. Краснова, преподаватель учреждения образования «Новополоцкий государственный политехнический колледж»

Рассмотрено на заседании комиссии спецтехнологии и оборудования

содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………….. 2. Общие методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы…………………………………………………………… 3. Содержание дисциплины (методические указания к темам, примеры решения задач и вопросы для самоконтроля) …………………………………… 4. Задания к контрольной работе………………………………………………. 5. Контрольные вопросы и задания …………………………………………… 6. Приложение…………………………………………………………………… 7. Литература……………………………………………………………………..    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания и контрольные задания составлены на основании действующей типовой программы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

Дисциплина «Аналитическая химия» предусматривает изучение учащимися средних учебных заведений теоретических основ аналитической химии, безопасных и рациональных приемов и навыков ведения химического эксперимента.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны понять роль аналитической химии как фундаментальной науки, ее значение в развитии науки и техники, разработке методов контроля технологических процессов.

В процессе обучения учащиеся должны знать на уровне представления:

- роль и значение аналитической химии в разработке методов контроля технологических процессов;

- современные приборы и аппаратуру;

должны знать на уровне понимания:

- методы качественного и количественного анализа простых и сложных веществ;

- основные типы химических реакций и условия их проведения;

- технику химического эксперимента;

- индикаторы, способы приготовления и применения;

- способы приготовления растворов;

- основные физико-химические методы анализа органических соединений:

должны уметь:

- проводить качественный и количественный анализ исследуемых веществ;

- выполнять расчеты, связанные с приготовлением растворов различной концентрации;

- проводить необходимую математическую обработку результатов анализа;

- соблюдать правила безопасности труда при проведении лабораторных работ, химического эксперимента

Общие методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

Учебный план предусматривает установочные занятия на 3 курсе, на которых преподаватель знакомит учащихся с содержанием курса, его значением, дает необходимые указания по самостоятельному изучению предмета и выполнению контрольных работ.

Лабораторно-экзаменационная сессия, в которую включена данная дисциплина, предусмотрена на 3 курсе. Поэтому очень важно изучение дисциплины в межсессионный период самостоятельно с составлением конспекта по форме, предложенной преподавателем на установочной сессии. Наиболее важные и сложные разделы (по указанию преподавателя) должны быть законспектированы подробнее. Конспект поможет учащемуся в период подготовки к занятиям на лабораторно-экзаменационной сессии и к экзамену. Учащийся должен приступить к выполнению домашней контрольной работы после изучения необходимого материала по данным темам и составления по нему конспекта.

Учебный план дисциплины предусматривает выполнение одной домашней контрольной работы. Лабораторные и практические работы, а также итоговая контрольная работа выполняются в период экзаменационной сессии. Отметка за итоговую контрольную работу выставляется в зачетную книжку и идет в диплом.

Лабораторные и практические работы должны выполняться учащимися индивидуально. Выполнение лабораторных работ должно носить творческий характер с соблюдением правил безопасности труда и рациональным использованием рабочего времени. Результатом выполнения лабораторных работ является составление лабораторного отчета, где приводятся уравнения реакций, расчеты, графики, результаты проведенных анализов, выводы.

Домашняя контрольная работа выполняется учащимися после изучения всех вопросов дисциплины. После изучения теоретического материала следует внимательно разобрать типовые решения с целью закрепления полученных знаний, затем выяснить, какие из необходимых к выполнению контрольных задач относятся к данной теме и решить их, пользуясь конкретным типовым решением. Целесообразно при решении задачи повторить соответствующий теоретический материал.

Каждый учащийся выполняет вариант задания, обозначенного двумя последними цифрами его шифра.

Контрольные работы должны быть аккуратно оформлены, в тетради должны быть широкие поля для замечаний рецензента, желательно оставлять несколько свободных строк после ответа на каждую задачу. Писать нужно четко и ясно. На первой странице указывается номер шифра и записываются номера задач в том порядке, в каком они стоят в контрольных работах.

Условие задачи записывается полностью, а затем дается подробное решение по типу приведенного в методике с приведением всех математических преобразований. Наличие примерных решений не исключает поиска учащимся самостоятельного пути решения, его необходимо только обосновать. На теоретические вопросы нужно дать точные ответы. При решении задач желательно придерживаться следующей системы:

1. Внимательно, но не менее двух раз, прочтите условие задачи.

2. Уясните, что дано и что требуется узнать в данной задаче.

3. Уточните, чем предлагаемая задача отличается от данного в методике примерного решения.

4. Пользуясь учебником, повторите физическую сущность данных и определенных величин, уточните их единицы измерения.

5. Найдите в учебнике формулы, дающие зависимость между данными и искомыми величинами.

6. Приступая к вычислению, четко продумайте план решения задачи, не забывая при этом, что в условии иногда разные величины даны в разнородных единицах, их нужно всегда привести к однородным.

7. Получив ответ, укажите единицу измерения величины и попробуйте оценить правдоподобность результата.

После выполнения контрольной работы обязательно укажите литературу, которой Вы пользовались, наименование и год издания. Это позволит рецензенту дать Вам четкое указание, какие страницы или параграфы учебника нужно проработать повторно. Присланная Вами работа, даже с оценкой «зачтено», может иметь те или иные недостатки, отмеченные рецензией. Они должны быть исправлены и работа предъявлена преподавателю на сессии.

Содержание дисциплины

(Методические указания к темам, примеры решения задач

и вопросы для самоконтроля)

Введение

Предмет и задачи аналитической химии. Краткая история развития аналитической химии. Место аналитической химии в системе химико-технологических дисциплин и производственной деятельности. Методы исследования химического состава вещества. Понятие о качественном, количественном анализе и физико-химических методах анализа.

Требования, предъявляемые к анализу (чувствительность, селективность, точность и быстрота, возможность автоматизации и компьютеризации процесса анализа). Требования безопасности при работе в лаборатории аналитической химии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение аналитической химии как науки и покажите ее роль в практической деятельности.

2. Охарактеризуйте методы исследования химического состава и их достоинства.

3. Объясните сущность качественного и количественного анализа, физико-химических методов анализа.

4. Перечислите требования, предъявляемые к анализу

Примерные решения задач к разделу 1

Пример 1.Рассчитать рН водного раствора хлорной кислоты с концентрацией 0,05 моль/л

Решение:

+] = СНClО Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = 0,05 моль/л

рН = lg [Н+] = - lg 0,05 = 1,3

Пример 2. Рассчитать рН водного раствора гидроксида натрия с концентрацией 0,032 моль/л

Решение:

[ОН־] = СNaOH = 0,32 моль/л

рОН = - lg [ОН־] = - lg 0,032 = 1,49

рН = 14 – 1,49 = 12,51

Пример 3. Определить рН 0,1 н.NН4ОН

Решение:

4ОН – слабое основание. КNН Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru ОН = 1,79·10-5

[ОН־] = Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = 1,34·10-3

рОН = - lg [ОН־] = - lg 1,34·10-3 = 2,87

рН = 14 – рОН = 14 – 2,87 = 11,13

Пример 4. Рассчитать рН раствора, содержащего 0,12 М уксусной кислоты и 0,095 М ацетата натрия. Ка(СН3СООН) = 1,74·10-5

Решение: Поскольку уксусная кислота является слабой, то можно считать, что исходные и равновесные концентрации кислоты СН3СООН и ее соли СН3СООNa равны. Тогда

рН = рКа + lg Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = - lg 1,74·10-5 + lg Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = 4,66

Пример 5.Рассчитать рН раствора, содержащего 0,12 М пиридина и 0,095 М хлорида пиридиния Кв(С6Н5N) = 1,5·10-9

Решение:

рН = 14 – рОН = 14 – рКв + lg Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = 14 – 8,82 + lg Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = 5,28

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните сущность методов качественного анализа.

2. Перечислите требования, предъявляемые к методам качественного анализа.

3. Дайте определения понятиям: чувствительность, специфичность, реакции обнаружения ионов.

4. Изложите сущность аналитической классификации катионов.

5. Назовите групповые реагенты.

6. Составьте уравнения реакций на наиболее распространенные катионы.

7. Изложите общие принципы аналитической классификации анионов.

8. Назовите групповые реагента.

9. Составьте уравнения реакций на наиболее распространенные анионы.

10. Запишите формулы для расчета рН сильных кислот, сильных оснований, слабых кислот, слабых оснований.

11. Охарактеризуйте буферные смеси и раскройте их значение в регулировании рН растворов.

Тема 4.2. Рефрактометрия

Теоретические основы рефрактометрического метода анализа. Показатель преломления и его зависимость от температуры, длины волны падающего света, плотности среды. Сущность метода и область применения.

Основы рефрактометрических определений. Угол преломления.

Рефрактомеры.

Лабораторная работа № 7

Определение количественного состава смеси двух жидкостей (спирт-вода) рефрактометрическим методом.

Тема 4.3. Методы разделения

Хроматография. Сущность хроматографии. Классификация хроматографических методов по различным признакам. Характеристика различных видов хроматографического анализа.

Ионный обмен. Теоретические основы метода. Иониты.

Методика проведения определений в хроматографии. Хроматографы. Обработка хроматограмм. Применение хроматографических методов.

Тема 4.4. Потенциометрия

Теоретические основы потенциометрического метода анализа. Потенциал электрода. Формула Нернста. Электроды в потенциометрии. Общие требования к индикаторным электродам сравнения. Принципы выбора электродной системы применительно к реакциям конкретного типа. Общие сведения о кривых потенциометрического титрования и графических способах нахождения точки эквивалентности. Ионометрия. Ионоселективные электроды. Достоинства ионометрии.

Лабораторная работа № 8

Определение рН раствора потенциометрическим методом.

Задания к контрольной работе

№ заданий   № варианта                  

Контрольные вопросы и задания

1-30. Напишите уравнения реакций и условия проведения опытов, приводящих к открытию следующих ионов. В случае открытия ионов с помощью нескольких реагентов укажите, какая из реакций является наиболее чувствительной, специфичной. Укажите, к какой аналитической группе относятся приведенные ионы (кислотно-основная классификация аналитических группы):

1. К+, SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru 16. Ca2+, PO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru
2. Na+, Cl 17. Al3+, S2-
3. NH Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru , PO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru 18. Fe2+, SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru
4. Ag+, Br 19. Fe3+, Cl
5. Ba2+, I 20. Cu2+, SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru
6. Ca2+, S2- 21. K+, Cl
7. Al3+, CO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru 22. Fe2+, CO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru
8. Fe2+, NO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru 23. Al3+, Br
9. Fe3+, SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru 24. Fe3+, S2-
10. Cu2+, Cl 25. Ca2+, I
11. K+, NO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru 26. Ag+, CO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru
12. Na+, CO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru 27. Ba2+, NO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru
13. NH Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru , S2- 28. NH Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru , Cl
14. Ag+, I 29. Na+, SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru
15. Ba2+, Br 30. Cu2+, Br

31. К 20 мл 0,1 н. НСl прилито 30 мл 0,1 н. NaOH. Чему равен рН полученного раствора?

32. Смешаны 20 мл 0,1 н. NaOH и 10 мл 0,15 н. НСl. Вычислить рН полученного раствора.

33. К 0,2 н. НСl прибавлен равный объем 0,15 н. NaOH. Определить рН и рОН получившегося раствора.

34. К 20 мл 0,04 н. НСl прибавлено 45 мл 0,02 н. КОН. Найти рН и рОН полученного раствора.

35. Определить рН 0,1 н. СН3СООН

36. Определить рН и [Н+] 0,05 н. СН3СООН

37. Определить рН и [Н+] 0,025 н. НNО2

38. Определить рН и рОН 0,03 н. NН 4ОН

39. Определить рН 0,05 н. NН 4Сl

40. Определить рОН 0,2 н. NН 4 Br

41. Определить рН 0,01 н. СН3СООК

42. Определить рН 0,03 н. НСООNa

43. В 250 мл 0,5 н. NН4ОН содержится 1,34 г безводного NН4Сl. Чему равен рН раствора?

44. К 10 мл 0,05 н. NН4ОН прибавлено 5 мл 0,05 н. HCl. Определить рН смеси.

45. К 10 мл 0,1 н. NН4ОН прибавлено 10 мл 0,06. Н24 Определить рН смеси.

46. В 200 мл 0,1 н. СН3СООН содержится 1,64 г без­водного ацетата натрия. Чему равен рН раствора?

47. К 50 мл 0,1 н. СН3СООН прибавлено 50 мл 0,1 н. ацетата натрия. Чему равен рН смеси?

48. К 10 мл 0,2 н. СН3СООН прибавлено 5 мл 0,2 н. NaOH. Чему равен рН смеси?

49. К 15 мл 0,1 н. НСООН прибавлено 15 мл 0,05 н. NaOH. Чему равен рН смеси?

50. Концентрация СН3СООNа 0,02 М. Определить рН.

51. Концентрация NН4Сl 0,005 М. Определить рН.

52. К 20 мл 0,15 н. СН3СООН прибавлено 15 мл 0,12 н. NaOH. Чему равен

53. К 25 мл 0,05 н. СН3СООН прибавлено 15 мл 0,05 н. КОН. Чему равен рН смеси?

54. В 500 мл 0,05 н. НСООН содержится 1,5 безвод­ного формиата натрия. Чему равен рН раствора?

55. К 100 мл 0,2 н. НСООН прибавлено 60 мл 0,5 н. формиата натрия. Чему равен рН смеси?

56. К 25 мл 0,3 н. NН4ОН прибавлено 15 мл 0,2 н. НNО3. Определить рН раствора.

57. К 20 мл 0,2 н. NН4ОН прибавлено 10 мл 0,2 н. HCl. Определить рН смеси.

58. В 100 мл 0,2 н. NН4ОН содержится 1,27 г безвод­ного NH4Cl. Чему равен рН раствора?

59. К 55 мл 0,2 н. КОН прибавлено 35 мл 0,2 н. НСl. Чему равен рН полученного раствора?

60. К 500 мл 0,05 н. КОН прибавлено 500 мл 0,05 н. НNО3. Чему равен рН полученного раствора?

61. Чему равна молярная концентрация насыщенного раствора ВаSО3, если его растворимость 0,02?

62. Найти молярную концентрацию насыщенного раст­вора BaCrО4, если его растворимость 3,4·10-4.

63. Чему равна концентрация (в г-ион/л) ионов Ag+ и Cl в насыщенном при 20ºС растворе AgCl, раствори­мость которого 1,5·10-4?

64. Чему равна концентрация (в г-ион/л) ионов Са2+ и CrO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru в насыщенном растворе CaCrО4 если считать его растворимость 2,34 и не учитывать некоторую непол­ноту диссоциации?

65. Растворимость ВаSО4 2,3·104. Определить ПР.

66. Найти ПРMgCO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru Растворимость 2,67·10-2.

67. Определить ПРРbCl Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru если его растворимость при некоторых условиях 0,445.

68. Чему равно ПРZn(ОН) Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru если известно, что при не­которых условиях его растворимость 2,2·10-5?

69. Определить ПР As Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru S Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru , если его растворимость 2·10-5.

70. Определить степень насыщенности раствора CaSO4, в котором концентрация Са2+ равна 0,008г-ион/л.

71. Раствор PbSO4 содержит 1,5·10-4 г-ион/л SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru ­ Определить степень насыщенности раствора.

72. Какова степень насыщенности раствора Ag2CrO4, содержащего 1·10-4 г-ион/л CгO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru ?

73. Концентрация Ag+ в растворе Аg3АsО4 равна 2,5·10-5 г-ион/л. Определить степень насыщенности раствора.

74. Определить концентрацию ионов (в г-ион/л) в на­сыщенном растворе ВаСО3 по ПР.

75. Определить концентрацию ионов (в г-ион/л) в на­сыщенном растворе BaSО4 по ПР.

76. Определить концентрацию ионов (в г-ион/л) в на­сыщенном растворе PbC12­

77. Определить растворимость карбоната цинка по ПР.

78. Определить растворимость PbCl2 по ПР.

79. В каком насыщенном растворе - AgCl или PbCl2 - содержится больше хлора (в г-ион/л)? Во сколь­ко раз?

80. Исходя из ПР, определить, какое вещество имеет большую растворимость - Сг(ОН)3 или Zn(ОН)2. Во сколько раз?

81. К 10 мл 0,01 М CaCl2 прибавлено 10 мл 0,01 М H24. Выпал ли осадок?

82. К 10 мл 0,01 н. BaCl2 прибавлено 5 мл 0,1 н. Na24. Выпал ли осадок?

83. Выпадет ли осадок, если к 3 объемам 0,01 н. Са(NО3)2 прибавить 2 объема 0,1 н. (NН4)2СО3?

84. К 50 мл 0,2 М CuSO4 прибавлено 5 мл сероводо­родной воды. Выпадет ли осадок?

85. Смешаны одинаковые объемы насыщенного раст­вора PbCl2 и гипсовой воды. Выпадет ли осадок?

86. В 100 мл раствора содержится по 1 г CaCl2 и Sr (NО3)2. Какой осадок выпадет из раствора от прибав­ления к нему незначительного количества карбоната натрия?

87. Смешаны одинаковые объемы 0,01 н. растворов SrCl2 и К2СгО4. Выпал ли осадок?

88. Выпадет ли осадок, если к 80 мл 0,001 н. PbC12 прибавить 1 мл 0,001 М H2SО4?

89. Сколько грамм-ионов Ag+ содержится в 1 л насы­щенного раствора веществ: AgCl, AgBr, AgI?

90. Сколько грамм-ионов Ag+ и CrO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru содержится в 1 л насыщенного раствора Ag2CrО4?

91. Какую навеску торфа нужно взять для анализа на влажность, если ожидаемая влажность около 15%?

92. Какой должна быть навеска, каменного угля, ана­лизируемая на содержание золы, если ожидаемая золь­ность образца около 10%?

93. Какую навеску медного купороса CUSО4·5Н2О сле­дует взять для анализа на содержание кристаллизационной воды?

94. Рассчитать навеску известняка для анализа на со­держание СаО методом прокаливания.

95. Рассчитать навеску известняка для анализа на со­держание влаги, если предполагаемая влажность образ­ца около 15%.

96. Какую навеску мела следует взять для анализа на содержание СаО, если образец содержит около 20% влаги?

97. Рассчитать навеску торфа для анализа на золь­ность, если залы в образце акало 20%.

98. Какую навеску каменного угля, содержащего око­ло 4%, серы, следует взять для анализа на содержание серы, если ее определяют в виде BaSО4?

99. Какую навеску железной проволоки, содержащей около 98 % железа, следует взять для определения желе­за, если его осаждают в виде Fе(ОН)3?

100. Какую навеску ВаСl2·2Н2О следует взять для ана­лиза на содержание бария, если его определяют в виде BaSО4?

101. Сколько миллилитров 1 н. НСl со 100%-ным избытком потребуется, чтобы растворить 1 г мела?

102. Какой объем 1,5 н. НС1 с 200%-ным избыткам пот­ребуется, чтобы растворить навеску железа окала 0,2 г?

103. Какай объем 4 н. H24 (со 100%-ным избыткам) потребуется, чтобы растворить 0,1 г карбоната магния, содержащего 90% МgСО3?

104. Какой объем 0,5 н. НСl следует взять для растворе­ния 1,5 г мела, содержащего около 25% влаги и нераст­воримых примесей?

105. Какой объем раствора, содержащего 200 г H24 в 1 л, следует взять, чтобы растворить акала 0,5 г цинка?

106. Какой объем 10%-ного раствора H24 пойдет на растворение 0,2 г железа, содержащего 10% нepaство­римых примесей?

107. Какай объем раствора H24 (пл. 1,102) потре­буется, чтобы растворить 0,3 г магния?

108. Какай объем раствора НСl (пл. 1,018) пойдет на растворение 2,5 г гашеной извести, содержащей около 10% нерастворимых примесей?

109. Сколько миллилитров раствора едкого кали (пл. 1,14) с 200 %-ным избытком необходимо, чтобы растворить 0,2 г алюминиевой проволоки?

110. Какой объем 1 н. H24 пойдет на осаждение ба­рия из раствора, полученного растворением 0,9 г крис­таллогидрата хлорида бария с 40% примесей?

111. Для определения содержания меди в сплаве взята навеска его 0,2152 г. Из нее методом электролиза полу­чен осадок чистой меди 0,0898 г. Вычислить процентное содержание меди в сплаве.

112. Определяя содержание золота в сплаве, навеска его 0,1000 г растворена в азотной кислоте. Нерастворившее­ся золото отделено, промыто и прокалено. Масса его ока­залась 0,0724 г. Вычислить процентное содержание золо­та в сплаве.

113. Навеска просушенного каменного угля 2,0500 г по­сле прокаливания была 1,2348 г. Вычислить процентное содержание летучих веществ в образце.

114. Для анализа образца торфа взята навеска 1,6340 г. Прокалив ее до постоянной массы, получено 0,4102 г зо­лы. Какова зольность образца?

115. Навеска кокса вместе с бюксом весила 12,6100 г; пустой бюкс - 10,5650 г. после высушивания до постоян­ной массы бюкс с навеской весил 12,3750 г. Вычислить процентное содержание абсолютно сухого вещества в об­разце.

116. При определении гигроскопической воды в образ­це хлорида натрия получены следующие данные: масса тигля 7,2393 г; масса тигля с навеской 7,8809 г; то же по­сле высушивания 7,8616 г. Вычислить процентное содер­жание гигроскопической воды в образце.

117. Определить содержание бария в 0,4765 г ВаSO4

118. Определить содержание серебра в 0,3652 г AgCl

119. Из навески глета получено 1,2730 г осадка PbCrO4. Сколько граммов свинца в навеске?

120. Взята навеска 0,3212 г серной кислоты. После осаждения и прокаливания получен осадок BaSO4 0,2642 г. Какова процентная концентрация образца?

121. Сколько граммов хлорида натрия потребуется для приготовления 400 г 15%-ного раствора?

122. Чему равна процентная концентрация раствора, по­лученного растворением 7,5 г нитрата натрия в 42,5 г воды?

123. В 100 мл спирта (пл. 0,80) растворено 8,5 г йода. Чему равна процентная концентрация раствора?

124. Сколько граммов воды потребуется для растворения 12 г хлорида натрия, чтобы получить 5%-ный раствор?

125. Сколько граммов поваренной соли, имеющей 15% влажности, требуется для приготовления 1000 г 20%-ного раствора?

126. Сколько граммов технического едкого нат­ра, содержащего 97,00% NaOH, потребуется для приго­товления 1500, г 10,00%-ногораствора NaOH?

127. Сколько граммов кристаллогидрата сульфата ме­ди потребуется для приготовления 50 г 8 %-ного раст­вора?

128. Требуется приготовить 250 г 3,0%-ного раствора буры. Сколько граммов десятиводного тетрабората нат­рия и воды необходимо для этого?

129. Сколько граммов безводной серной кислоты содер­жится в 20,00 мл 50,00%-ного раствора?

130. В одном объеме воды при 20ºС растворяется 0,878 объема (приведенного к нормальным условиям ­н.у.) СО2. Найти процентную концентрацию насыщенно­го при 20ºС раствора этого газа в воде.

131. В одном объеме воды при 20ºС растворяется 2,58 объема сероводорода (н. у.). Чему равна процентная концентрация насыщенного при 20ºС раствора его в воде?

132. В 60 г воды растворено 10 г хлорида калия. Най­ти процентную концентрацию раствора.

133. В 90 г воды растворено 10,0 г ВаС12·2Н2О. Вы­числить процентное содержание ВаС12 в растворе.

134. В 60 г воды растворено 20 мл 40%-ной фосфорной кислоты (пл.1,254). Чему равна процентная концентра­ция раствора?

135. В 250,0 мл раствора серной кислоты содержится 1,226 г моногидрата. Определить молярную и нормальную (для полной нейтрализации) концентрации раствора.

136. Чему равны молярная и нормальная концентрации кислот (имеющих одинаковую пл. 1,14): а) серной; б) со­ляной; в) азотной?

137. Определить нормальность (для реакции нейтрали­зации) раствора, имеющего плотность 0,910 и содержа­щего 24 масс. % NН3.

138. Сколько граммов серной кислоты содержится в 1 мл 0,1000 н. раствора?

139. Сколько граммов кристаллогидрата сульфата ме­ди выкристаллизуется из 5 мл 0,200 н. раствора?

140. Сколько миллиграммов ионов Nа+ содержится в 10,00 мл 0,2000 н. раствора NaCl?

141. Вычислить процентную концентрацию 15 н. NH4ОH (пл. 0,898).

142. Определить процентную концентрацию 6 н. растворов следующих кислот: н) серной (пл. 1,18); б) азот­ной (пл. 1,19); в) уксусной (пл. 1,043).

143. Сколько граммов едкого натра (х. ч.) потребует­ся для приготовления 500 мл 0,10 н. раствора?

144. Сколько литров хлористого водорода (н. у.) надо растворить, чтобы получить 10,00 л 0,100 н. раствора?

145. Сколько граммов 36 %-ной соляной кислоты по­требуется для приготовления 5 л 0,2 н. раствора?

146. Сколько граммов азотной кислоты (пл. 1,40) по­требуется для приготовления 3000 мл 2,000 н. раствора?

147. Сколько миллилитров азотной кислоты (пл. 1,31) потребуется для приготовления 3 л 0,5 н. раствора?

148. Сколько миллилитров 96 %-ного раствора H24 потребуется для приготовления 6 л 2 н. раствора?

149. Сколько миллилитров 2н. НNО3 можно пригото­вить из 10 м концентрированной кислоты (пл. 1,430)?

150. Сколько литров 2 н. NH4ОH можно приготовить из 1 л 24 %-ного раствора аммиака?

151. Смешаны равные объемы 0,5 н. раствора хлорида калия и 0,2 н. раствора нитрата натрия. Определить кон­центрацию каждого вещества после смешения.

152. Смешаны равные объемы 1 н. раствора сульфата цинка, 0,5 н. раствора хлорида магния и 0,3 н. раствора нитрата калия. Определить концентрацию каждого веще­ства в получившемся растворе.

153. Смешаны 50 мл 0,5 М раствора хлорида бария с 10 мл 0,5 М раствора нитрата магния. Определить кон­центрацию каждого вещества в получившемся растворе.

154. Смешаны 20 мл 0,3 М раствора бромида натрия с 5 мл 0,8 М раствора хлорида натрия. Определить кон­центрацию каждого вещества в получившемся растворе.

155. Смешаны равные объемы насыщенного раствора сульфата кальция (0,2 г/100 г Н2О) и 0,1 М раствора нитрата стронция. Определить концентрацию (в г-ион/л) ионов стронция и сульфат-ионов в момент смешения.

156. Смешаны 10 мл насыщенного раствора хлорида свинца и 20 мл гипсовой воды. Определить концентрации (в г-ион/л) ионов свинца и сульфат-ионов в момент сме­шения.

157. В каких весовых отношениях надо смешать 38%-ную соляную кислоту С 10%-ной, чтобы получить 15% -ную?

158. В каких весовых отношениях надо смешать 24 %-ный раствор аммиака с 5 % -ным, чтобы получить 10%-ный раствор?

159. В каких весовых отношениях надо смешать 80 % -ный раствор серной кислоты с 20 % -ным, чтобы по­лучить 60% -ный раствор?

160. В каких весовых отношениях следует смешать 15%-ный раствор уксусной кислоты с 3%-,ным, чтобы получить 10%-ный раствор?

161. Сколько граммов 96 % - и 20 % -ного раствора серной кислоты надо взять, чтобы получить 1000 г 40%-ного раствора?

162. Сколько граммов 90%- и 25%-ного растворов серной кислоты нужно взять, чтобы получить ]000 г 40% -ного раствора?

163. Сколько граммов 5%-ного раствора соли надо прибавить к 500 г 40%-ного раствора ее, чтобы получить 20% -ный раствор?

164. Сколько миллилитров 5%- и 30%-ного растворов едкого кали потребуется для приготовления 600 мл 10%-ного раствора?

165. В каких весовых отношениях надо смешать 62%-ный раствор серной кислоты и воду, чтобы получить 12%-ный раствор?

166. Сколько граммов воды и 36%-ного раствора со­ляной кислоты потребуется для приготовления, 1000 г 20% -ного раствора?

167. Сколько граммов воды нужно прибавить к 200 г 20% -ного раствора соляной кислоты, чтобы получить 5% -ный раствор?

168. Сколько литров воды нужно прибавить к 1 кг 10%-ного раствора аммиака, чтобы получить 2,5%-ный раствор?

169. Сколько миллилитров воды нужно прибавить к 100 мл 24%-ного раствора аммиака, чтобы получить 5%­-ный раствор?

170. Сколько миллилитров воды и 60%-ного раство­ра серной кислоты нужно, чтобы приготовить 1,00 л10%-ного раствора?

171. Как приготовить 200 мл 30%-ного раствора сер­ной кислоты из 96%-ногo раствора?

172. Сколько миллилитров воды и 80% -ного раствора уксусной кислоты потребуется для приготовления 5,00 л 3%-ного раствора?

173. К 10 мл 20%-ного раствора соляной кислоты при­бавлено 40 мл воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?

174. В каком отношении нужно смешать 12 н. НСl с 2 н. раствором, чтобы получить 4 н. раствор?

175. В каких объемных отношениях надо смешать 1 н. раствор уксусной кислоты с водой, чтобы получить 0,05 н. раствор?

176. Сколько миллилитров 6 и 1 н. растворов азотной кислоты надо смешать для получения 500 мл 2 н. раст­вора?

177. Сколько миллилитров 0,1 н. раствора азотной кис­лоты надо прибавить к 200 мл 0,5 н. раствора, чтобы по­лучить 0,2 н. раствор?

178. Сколько миллилитров воды надо прибавить к 1,00 л 0,125 н. раствора едкого натра, чтобы получить 0,1000 н. раствор?

179. Сколько литров воды и 13 н. NH4ОH надо взять, чтобы после разбавления водой получить 3 л 4 н. раст­вора?

180. Сколько миллилитров воды и 12 н. H24 нужно взять, чтобы получить 500 мл 20 % -ного раствора?

181. Навеска NaCl (х.ч.) 5,9120 г растворена в мерной колбе на 1 л. Раствор доведен до метки. Чему равен титр полученного раствора по рабочему веществу?

182. Навеска железа (х. ч.) 2,8120 г растворена в соля­ной кислоте. Раствор доведен до объема 500 мл. Опреде­лить титр раствора: а) по Fe; б) по FeCl2.

183. Ha склянке написано: «КОН; Т = 0,005742».Сколько граммов КОН содержится: а) в 10; б) в 25; в) в 100 мл раствора?

184. Сколько граммов йода содержится в 15,50 мл рас­твора если титр его равен 0,01263?

185. На титрование израсходовано 26,75 мл раствора со­ляной кислоты, титр которой 0,003782. Сколько граммов НСl израсходовано на взаимодействие с определяемым веществом?

186. Титр раствора NaOH 0,04000. Чему равен его титр по HCl?

187. Титр раствора АgNО3 0,01702. Определить его титр по NaCl.

188. Раствор содержит 2,8640 г КОН в 1 л. Чему равен его титр по H24?

189. Т NаОН = 0,00400. Найти Т NаОН/НСl.

190. ТКОН = 0,005842. Найти TKОH/H Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru

191. ТNаОН = 0,04102. Найти ТNаОН/SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru

192. ТАgNО Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru = 0,0 1730. Найти ТАgNО Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru /Nа.

193. На титрование соляной кислоты израсходовано 10,00 мл рабочего раствора NaOH с TNaOH/HCl = 0,003874. Сколько граммов HCl содержит раствор?

194. На титрование раствора H24 израсходовано 28,35 мл раствора КОН с ТКОН/Н Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru, = 0,04890. Сколько граммов H24 содержит раствор?

195. На титрование раствора H24 расходуется 10,00 мл раствора КОН с TKOH/Cl = 0,03565. Сколько грам­мов H24 содержит раствор?

196. ТН Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru /КОН = 0,005820. Найти ТН Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru SO Раздел 1. Качественный анализ - student2.ru

197. ТКОН = 0,05611. Найти нормальность КОН.

198. ТNaCl = 0,005902. Найти нормальность NaCl.

199. ТNaОН = 0,003882. Найти нормальность NaОН

200. ТNaCl = 0,005420. Найти нормальность.

201. На титрование 20,00 мл раствора НСl расходуется 19,50 мл 0,9640 н. КОН. Найти нормальность НСl.

202. На титрование 20,00 мл раствора NaCl требуется 18,25 мл 0,1140 н. AgN03. Найти нормальность раствора NaCl.

203. На титрование 20,00 мл раствора H24 расходу­ется 21,55 мл раствора NaOH с TNAОH = 0,008110. Найти нормальность H24.

204. На титрование 25,00 мл раствора КОН расходует­ся 23,25 мл НСl с THСl = 0,007352. Найти нормальность раствора КОН.

205. На титрование раствора КСl расходуется 30,20 мл раствора АgNО3 AgNO

Наши рекомендации