Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления

Конструкция зубчатых колес представлена на рис. 14.1. Зубчатые колеса состоят из обода, диска и ступицы.

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
  а б  
Рис. 14.1. Конструкция зубчатого колеса

Диаметр окружности выступов Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru и ширина зубчатого венца Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – определяются при проектировочном расчете.

Толщину обода S для всех типов колес, кроме бандажированных, можно принять:

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru .

На торцах зубчатого венца (зубьях и углах обода) выполняют фаски (рис. 14.2):

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru ,

которые округляют до стандартного значения по тому же ряду, что и Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru (см. табл. 14.1).

На всех прямозубых зубчатых колесах фаску выполняют под углом 45° (рис. 14.2а). На косозубых и шевронных колесах при твердости менее 350 HB фаску выполняют под углом 45° (рис. 14.2а), при более высокой твердости – под углом 15…20° (рис. 14.2б).

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
  а б  
Рис. 14.2. Конструкция фаски на торцах зубчатого венца

Далее на рисунках изображены только фаски по углом 45°.

Диаметр ступицы наружный Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru (см. рис. 14.1):

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – для стальной ступицы при шпоночном соединении и посадке с натягом;

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – для стальной ступицы при шлицевом соединении;

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – для ступицы из чугуна.

Примечание: Диаметр вала Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru определяется после расчета валов.

Длина ступицы Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru :

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – меньшие значения при посадке на вал с натягом, большие – при переходной посадке;

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – оптимальное значение;

Окончательно Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru принимается после расчета соединения вал–ступица.

Зубчатые колеса для редукторов чаще всего имеют симметрично расположенную ступицу.

Острые кромки на торцах ступицы притупляют фасками Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru , размеры которых принимают по таблице 14.1.

Таблица 14.1

Рекомендуемое значение фасок Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru 20…30 30…40 40…50 50…80 80…120 120…150 150…250 250…500
Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru 1,0 1,2 1,6 2,0 2,5 3,0 4,0 5,0

Такие же по величине фаски можно применить и для притупления внутренней кромки обода.

Зубчатые колеса небольшого диаметра (до 150 мм) имеют простую форму. Заготовку получают из проката (рис. 14.3а и рис. 14.4а) или свободной ковкой (рис. 14.3б и рис. 14.4б). Применяются как при серийном, так при единичном производстве.

Такую конструкцию можно применять, если толщина обода в месте, ослабленном шпоночным пазом, будет не менее 2,5m, в противном случае зубчатое колесо надо изготавливать заодно с валом (см. п. 14.2, «Конструкция вал-шестерней»).

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
  а б  
Рис. 14.3. Конструкция зубчатых колес небольшого диаметра

Чтобы уменьшить объем точной обработки резанием на дисках колес выполняют выточки (для колес Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru > 80 мм) (рис. 14.4). Эту же конструкцию колес можно применять для колес большего диаметра (до 500 мм) в единичном производстве, если нет жестких требований к массе.



Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
  а б  
Рис.14.4. Конструкция зубчатых колес небольшого диаметра

Кованные колеса – колеса большего диаметра (до 500 мм) в единичном и мелкосерийном производстве получают из проката свободной ковкой с последующей токарной обработкой.

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис.14.5. Конструкция кованных зубчатых колес

Толщина диска Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru . Для уменьшения массы в технически оправданных случаях можно принимать Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru , а в диске выполнить 4…6 отверстий большого диаметра.

Радиусы закруглений Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru .

Штампованные колеса – при серийном производстве заготовки колес диаметром до 500 мм получают из круглого проката ковкой в штампах. При годовом объеме выпуска до 100 шт. экономически оправдана ковка в простейших односторонних подкладных штампах (рис. 14.6). Для свободной выемки заготовок из штампа принимают значения штамповочных уклонов Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru и радиусов закруглений R ³ 6 мм.

Толщина диска Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru .

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис. 14.6. Конструкция штампованных зубчатых колес

При годовом объеме выпуска более 100 шт. применяют двусторонние штампы (рис. 14.7).

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис. 14.7. Конструкция штампованных зубчатых колес

Для уменьшения влияния объемной термообработки на точность геометрической формы зубчатые колеса могут быть сделаны массивными (рис. 14.8): Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru .

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис.14.8. Конструкция штампованных зубчатых колес

Цельнолитые колеса – применяются в серийном производстве, как наименее трудоемкие, для изготовления колес диаметром свыше 500 мм. По своей несущей способности они уступают колесам с кованным или прокатанным ободом. До диаметра 900 мм их преимущественно выполняют однодисковыми (рис. 14.9а), а при больших диаметрах и ширине – подкрепляется ребрами (рис. 14.9б) или выполняются двухдисковыми (рис. 14.9в).

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
а б в
Рис. 14.9. Конструкция литых зубчатых колес

Спицы могут иметь крестовидное, тавровое, двутавровое, овальное или другой формы сечения. Размеры сечения спиц у ступицы определяются из условного их расчета на изгиб. Поскольку жесткость обода невелика, распределение нагрузки между спицами очень неравномерное. Если окружное усилие на колесе Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru , то условно полагают, что нагрузка, приходящаяся на наиболее нагруженную спицу:

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru ,

где T – вращающий момент на колесе;

d – делительный диаметр колеса;

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – количество спиц.

Тогда условие прочности спиц:

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru

где Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru – осевой момент сопротивления сечения спицы.

Для свободной выемки заготовок из формы принимают значения литьевых уклонов Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru и радиусов закруглений R ³ 10 мм.

Бандажированные колеса (рис. 14.10) – обеспечивают экономию качественной стали, но более дороги в изготовлении. Бандаж куют или прокатывают, на диск сажают с натягом, для гарантии от проворачивания ставят установочные винты в качестве цилиндрических шпонок.

Толщина бандажа: Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru .

Толщина обода: Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru .

Диск делается литым, кованным или штампованным и имеет конструкцию, аналогичную описанным выше литым, кованным и штампованным колесам.

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис. 14.10. Конструкция сборных зубчатых колес

Болтовые конструкции (рис. 14.11) на призонных болтах имеют такую же несущую способность, что и бандажированные, но легче по массе.

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис. 14.11. Конструкция сборных зубчатых колес

Сварные колеса (рис. 14.12) – применяют в индивидуальном производстве.

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис. 14.12. Конструкция сварных зубчатых колес

Во избежание биения и вибрации во время работы для зубчатых колес проводят балансировку, высверливая на торце обода отверстия, если их частота вращения превышает 1000 об/мин.

Конструкция вал-шестерней

Вал-шестерни применяются в тех случаях, если диаметр вала близок по размерам диаметру шестерни (преимущественно в редукторах при Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru 3,15),

Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru
Рис. 14.13. Конструкция цилиндрических вал-шестерен

Конструкция вал-шестерни должна обеспечивать нарезание зубьев со свободным выходом инструмента (рис. 14.13а). При больших передаточных числах допускается изготовление вал-шестерни с врезанием зубьев в тело вала (рис. 14.13б,в). Выход фрезы определяют графически по ее наружному диаметру. Применения врезных вал-шестерен желательно избегать, так как в этом случае затруднено фрезерование и шлифование зубьев. При этом диаметр окружности впадин шестерни Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru не должен быть меньше расчетного диаметра вала Конструкция цилиндрических зубчатых колес наружного зацепления - student2.ru .

По возможности следует предусматривать вход инструмента со стороны заплечика вала (рис. 14.13г).

Наши рекомендации