ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1

«Теория погрешностей»

По предмету «Численные методы» для студентов специальности 230105

«Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем»

Инструкция составлена преподавателем Ноздрачевой Н.Л.

Согласовано на заседании цикловой комиссии ИТ и ВТ

Протокол заседания № ___ от ____________ 200 г.

Председатель комиссии _________С.И. Тетерина

Брянск

Содержание

1. Цель работы.

2. Приборы и оборудование.

3. Общие теоретические сведения.

4. Задание.

5. Порядок выполнения работы.

6. Отчет о выполненной работе.

7. Контрольные вопросы.

8. Литература.

1. Цель работы:

1.1. Закрепить понятия абсолютной и относительной погрешностей.

1.2. Научиться оценивать абсолютную и относительную погрешности вычислений.

1.3. Закрепить понятия цифр числа, верных в широком и строгом смысле.

1.4. Научиться округлять сомнительные цифры числа и определять абсолютную погрешность результата.

1.5. Научиться оценивать абсолютную и относительную погрешности чисел, имеющих только верные цифры.

1.6. Научиться оценивать погрешности результата действий над приближенными числами.

2. Приборы и оборудование:

2.1. калькулятор или ПК с программой «калькулятор»

Общие теоретические сведения

Источники погрешностей

При вычислениях по заданным формулам нередко возникают ситуации, когда результат вычислений имеет погрешность, то есть он не совпадает с точным значением искомой величины. Выделяют следующие источники погрешностей при вычислениях по формулам:

1. Погрешности аргументов формулы

Пример 1. Пусть требуется определить площадь прямоугольника, нарисованного на листе бумаги. Обозначим через a и b длины его сторон, тогда искомая площадь S=ab. Но длины сторон измеряются линейкой и результаты измерений не будут абсолютно точными. Поэтому и конечный результат вычисления площади по этой формуле будет иметь погрешность.

2. Погрешности, возникающие в результате округлений

Пример 2. Пусть требуется вычислить длину окружности радиуса R=1. Значение длины L=2πR=2π. Но число π=3,14159265… невозможно записать в виде десятичной дроби с конечным числом разрядов. Чтобы выйти из положения приходится это число округлять, то есть заменять другим числом, например, 3,14. В результате вычисления длины по формуле L=2·3,14=6,28 мм опять-таки не получим точного значения искомого результата.

3. Погрешности, возникающие при вычислении значений таких функций, как тригонометрические, показательные, логарифмические и т. д.

Пример 3. Пусть требуется произвести вычисления по формуле c=a·sinb при известных точных значениях аргументов a=2 и b=1. Для вычисления значения синуса необходимо использовать математические таблицы, либо вычислительную технику. И в том и в другом случае мы получим приближенное значение c. Поэтому и конечный результат будет приближенным.

4. Прямые ошибки вычислителя

Если ошибки вычислителя можно исправить, то ошибки, порождаемые первыми тремя источниками, в принципе неустранимы. Поэтому возникает практическая потребность научиться работать с приближенными значениями величин, оценивая их точность.

Задание

4.1.Определить, какое равенство точнее:


  1. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =6,63; 19/41=0.463;
  2. 7/15=0,467; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =5,48;
  3. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =3,24; 4/17=0,235;
  4. 15/7=2,14; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =3,16;
  5. 6/7=0,857; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =2,19;
  6. 12/11=1,091; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =2,61;
  7. 2/21=0,0,95; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =4,69;
  8. 23/15=1,53; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =3,13;
  9. 6/11=0,545; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =9,11;
  10. 17/19=0,895; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =7,21;
  11. 21/29=0,723; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =6,63;
  12. 50/19=2,63; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =5,19;
  13. 13/17=0,764; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =5,56;
  14. 7/22=0,318; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =3,60;
  15. 17/11=1,545; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =4,24;
  16. 5/3=1,667; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =6,16;
  17. 49/13=3,77; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =3,741;
  18. 3/7=1,857; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =2,64;
  19. 19/12=1,58; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =3,46;
  20. 51/11=4,64; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =5,91;
  21. 18/7=2,57; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =4,69;
  22. 19/9=2,11; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =4,12;
  23. 16/7=2,28; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =3,32;
  24. 20/13=1,54; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =7,94;
  25. 12/7=1,71; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =6,86;
  26. 6/7=0,857; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =6,40;
  27. 23/9=2,56; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =9,33;
  28. 27/31=0,872; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =6,48;
  29. 7/3=2,33; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =7,61;
  30. 14/17=0,823; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =7,28.

4.2. Округлить сомнительные цифры числа, оставив только верные знаки: а) в узком смысле; б) в широком смысле. Определить абсолютную погрешность результата.

1. a) 22.553 (+0.016); б) 2.8546; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0.3%.

2. а) 17,2834; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,3%; б) 6,4257 (+0,0024).

3. a) 34,834; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,1%; б) 0,5748 (+0,0034).

4. а) 2,3485 (+0,0042); б) 0,34484; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,4%;

5. a) 5,435 (+0,0028); б) 10,8441; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,5%;

6. а) 8,24163; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,2%; б) 0,12356 (+0,00036).

7. a) 2,4543 (+0,0032); б) 24,5643; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,1%.

8. а) 23,574; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,2%; б) 8,3445 (+0,0022).

9. а) 21,68563; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,3%; б) 3,7834 (+0,0041).

10. а) 13,537 (+0,0026); б) 7,521; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,12%.

11. а) 0,3567; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,042%; б) 13,6253 (+0,0021).

12. а) 1,784 (+0,0063); б) 0,85637; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,21%.

13. а) 3,6878 (+0,0013); б) 15,873; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,42%.

14. а) 27,1548 (+0,0016); б) 0,3945; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,16%;

15. а) 0,8647 (+0,0013); б) 24,3618; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,22%.

16. а) 3,7542; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,32%; б) 0,98351 (+0,00042).

17. а) 83,736; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,085%; б) 5,6483 (+0,0017).

18. а) 2,8867; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,43%; б) 32,7486 (+0,0012).

19. а) 4,88445 (+0,00052); б) 0,096835; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,32%.

20. а) 38,4258 (+0,0014); б) 0,66385; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,34%.

21. а) 0,39642(+0,00022); б) 46,453; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,15%.

22. а) 5,8425; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,23%; б) 0,66385 (+0,00042).

23. а) 24,3872; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,34%; б) 0,75244 (+0,00013).

24. а) 2,3684 (+0,0017); б) 45,7832; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,18%.

25. а) 72,354; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,24%; б) 0,38725 (+0,00112).

26. а) 0,36127 (+0,00034); б) 46,7843; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,32%.

27. а) 23,7564; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,44%; б) 4,57633(+0,00042).

28. а) 15,8372 (+0,0026); б) 0,088748; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,56%.

29. а) 3,87683; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,33%; б) 13,5726 (+0,0072).

30. а) 0,66835 (+0,00115); б) 23,3748; ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru =0,27%;

4.3. Найти предельные абсолютные и относительные погрешности чисел, если они имеют только верные цифры: а) в узком смысле; б) в широком смысле.


  1. а) 0,2387; б) 42,884.
  2. а) 3,751; б) 0,537.
  3. а) 11,445; б) 2,043.
  4. а) 2,3445; б) 0,745.
  5. а) 8,345; б) 0,288.
  6. а) 12,45; б) 3,4453.
  7. а) 0,374; б) 4,348.
  8. а) 20,43; б) 0,576.
  9. а) 41,72; б) 0,678.
  10. а) 5,634; б) 0,0748.
  11. а) 18,357; б) 2,16.
  12. а) 0,5746; б) 236,58.
  13. а) 14,862; б) 8,73.
  14. а) 0,3648; б) 21,7.
  15. а) 2,4516; б) 0,863.
  16. а) 62,74; б) 0,389.
  17. а) 5,6432; б) 0,00858.
  18. а) 0,0384; б) 63,745.
  19. а) 12,688; б) 4,636.
  20. а) 6,743; б) 0,543.
  21. а) 15,644; б) 6,125.
  22. а) 0,3825; б) 24,6.
  23. а) 16,383; б) 5,734.
  24. а) 0,573; б) 3,6761.
  25. а) 18,275; б) 0,00644.
  26. а) 3,425; б) 7,38.
  27. а) 3,75; б) 6,8343.
  28. а) 3,643; б) 72,385.
  29. а) 26,3; б) 4,8556.
  30. а) 48,813; б) 0,645.

4.4. Вычислить и определить погрешность результата.

1. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

2. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

3. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

4. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

5. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

6. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

7. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

8. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

9. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

10. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

11. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

12. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

13. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

14. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

15. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

16. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

17. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

18. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

19. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

20. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

21. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

22. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

23. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

24. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

25. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

26. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

27. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

28. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

29. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

30. ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 - student2.ru

Порядок выполнения работы

5.1. Изучить теоретические сведения, необходимые для выполнения заданий.

5.2. Выполнить задания, соответствующие вашему варианту (порядковый номер в журнале).

5.3. Выполнить отчет о работе в письменном виде на листах формата А4.

5.4. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

Отчет о выполненной работе

6.1. Отчет о выполненной работе должен содержать:

1. Номер и название лабораторной работы.

2. Цель работы.

3. Условия заданий.

4. Подробные решения заданий с ответом.

6.2. Защита лабораторной работы осуществляется в следующем порядке:

1. Ответы на вопросы преподавателя по выполненным заданиям.

2. Ответы на контрольные вопросы преподавателю.

7. Контрольные вопросы

1. Что называется абсолютной и относительной погрешностью приближенной числовой величины?

2. Что называется границами абсолютной и относительной погрешности приближенной числовой величины? Почему вводится это понятие?

3. Какие цифры в записи приближенного числа называются значащими, верными и верными в строгом смысле? Приведите примеры.

4. Что называется округлением приближенного числа? Способы округления. Оценка погрешности при округлении.

5. Формулы оценки погрешностей арифметических операций сложения и умножения.

6. Формулы оценки погрешностей арифметической операции вычитания и деления.

Литература

1. Лапчик М.П., Рагулина М.И., Хеннер Е.К. Численные методы. – М.: ACADEMA, 2004.

2. Воробьёва Г.Н., Данилова А.Н. Практикум по вычислительной математике. – М.: Высшая школа, 1990.

3. Васильков Ю.В., Василькова Н.Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании. – М.: Финансы и статистика,. 2002.

4. Турчак Л.И., Плотников П.В. Основы численных методов. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.

5. Каханер Д., Моулен К., Неш С. Численные методы и программное обеспечение. – М.: Мир, 2001.

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1

«Теория погрешностей»

По предмету «Численные методы» для студентов специальности 230105

«Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем»

Инструкция составлена преподавателем Ноздрачевой Н.Л.

Наши рекомендации