Виды съёмок местности. Понятие о выборе масштаба съёмки и высоты сечения рельефа.

Съёмка – комплекс геодезических работс целью создания топокарты или топоплана.

I. – Горизонтальная – на плане контуры и местные предметы.

- Вертикальная – на плане только рельеф, высоты точек местности (показаны горизонталями)

- Топографическая – и контуры, рельеф местности, предметы.

II. 1) Теодолитная съемка, которая состоит из полевых угловых и линейных измерений, по которым в камеральных условиях опре­деляют положение предметов местности относительно вершин и сторон теодолитного хода, т.е. создают контурный план местно­сти, на котором изображают предметы местности (ситуацию) без рельефа.

2) Тахеометрическая съемка- метод создания топографиче­ских планов местности по результатам угловых и линейных из­мерений на местности относительно вершин и сторон тахеомет­рического хода. При тахеометрической съемке плановое и вы­сотное положение точек в основном определяют методом про­странственных полярных координат, т.е. путем наведения пере­крестия нитей на рейку, поставленную на определенную точку, и измерения горизонтальных углов свершиной в точке тахеомет­рического хода относительно опорной линии (стороны тахео­метрического хода), вертикальных углов относительно горизон­тальной плоскости, проходящей через вершину угла, и расстоя­ния до снимаемой точки.

3) Мензульная съемка- способ создания топографических карт и планов в полевых условиях на мензуле, состоящей из штатива, подставки и планшета, путем определения положения и высоты точки полярным методом. Измерения выполняют ки­прегелем, состоящим из зрительной трубы, вертикального кру­га, смонтированных на колонке, которая закреплена на линейке, скошенный край которой параллелен визирной оси трубы. Пере­крестие сетки нитей наводят на определяемую точку (рейку), при этом скошенный край линейки должен проходить через изобра­жение на планшете точки стояния мензулы; нитяным дальноме­ром измеряют расстояние, приводят его к горизонтальному проложению и откладывают в масштабе плана от точки-станции на планшете по направлению скошенного края линейки и таким образом получают определяемую точку на планшете.

Высоты точек находят путем измерения вертикального угла, высоты прибора и высоты визирной цели по формуле (255).

4) Фототопографическая – по снимкам местности создаются топографические карты.

а) Аэрофототопографическая – снимки местности получают с самолёта или другого носителя съёмочной аппаратуры.

б) Космическая – Снимки получают с космических кораблей и искусственных спутников.

Масштаб. L=3м на местности; l=3мм. М=l/L=1/1000.

Выбор масштаба определяется характеристиками местности , техническим заданием, рекомендациями.

Высота сечения; h=0.2*N

Масштаб h (м)
1:10000 5, 2, 1
1:5000 5, 2, 1, 0,5
1:2000 2, 1, 0,5
1:1000 1, 0,5
1:500 1, 0,5

На равнине h=0.25 м или 0,1 м.

30. Тахеометрическая съемка – топографическая съемка, выполняемая с помощью теодолита или тахеометра и дальномерной рейки (вехи с призмой), в результате которой получают план местности с изображением ситуации и рельефа.

Тахеометрическая съемка выполняется самостоятельно для создания планов или цифровых моделей небольших участков местности в крупных масштабах (1: 500 – 1: 5000) либо в сочетании с другими видами работ, когда выполнение стереотопографической или мензульной съемок экономически нецелесообразно или технически затруднительно. Ее результаты используют при ведении земельного или городского кадастра, для планировки населенных пунктов, проектирования отводов земель, мелиоративных мероприятий и т.д. Особенно выгодно ее применение для съемки узких полос местности при изысканиях трасс каналов, железных и автомобильных дорог, линий электропередач, трубопроводов и других протяженных линейных объектов.

Слово «тахеометрия» в переводе с греческого означает «быстрое измерение». Быстрота измерений при тахеометрической съемке достигается тем, что положение снимаемой точки местности в плане и по высоте определяется одним наведением трубы прибора на рейку, установленную в этой точке. Тахеометрическая съемка выполняется обычно с помощью технических теодолитов или тахеометров.

При использовании технических теодолитов сущность тахеометрической съемки сводится к определению пространственных полярных координат точек местности и последующему нанесению этих точек на план. При этом горизонтальный угол B между начальным направлением и направлением на снимаемую точку измеряется с помощью горизонтального круга, вертикальный угол v – вертикального круга теодолита, а расстояние до точки D – дальномером. Таким образом, плановое положение снимаемых точек определяется полярным способом (координатами в, d), а превышения точек – методом тригонометрического нивелирования.

Преимущества тахеометрической съемки по сравнению с другими видами топографических съемок заключаются в том, что она может выполняться при неблагоприятных погодных условиях, а камеральные работы могут выполняться другим исполнителем вслед за производством полевых измерений, что позволяет сократить сроки составления плана снимаемой местности. Кроме того, сам процесс съемки может быть автоматизирован путем использования электронных тахеометров, а составление плана или ЦММ – производить на базе ЭВМ и графопостроителей. Основным недостатком тахеометрической съемки является то, что составление плана местности выполняется в камеральных условиях на основании только результатов полевых измерений и зарисовок. При этом нельзя своевременно выявить допущенные промахи путем сличения плана с местностью.

29. Сущность теодолитной съемки местности. Полевые измерения, способы съемки, составление плана

Теодолитная (горизонтальная) съемка является съемкой ситуационной, при которой горизонтальные углы измеряют теодолитом, а горизонтальные проекции расстояний различными мерными приборами. Превышения между точками местности при этом не определяют, поэтому теодолитная съемка является частным случаем тахеометрической

Ход:

1) Рекогносцировка

2) Прокладка теодолитных ходов

3) Съемка подробностей ситуации

Методы:

1) Прямоугольных координат

2) Полярных координат

3) Угловых засечек

4) Линейных засечек

5) Метод обхода

6) Метод створов

7) Наземно - космический метод

30. Сущность тахеометрической съемки местности. Полевые измерения. Составление плана

Тахеометрическая съемка является самым распространенным видом топографических съемок. При тахеометрической съемке плюс к теодолитной измеряют превышения между точками.

31. Понятие и виды изысканий. Состав инженерно-геодезических изысканий.

Проектирование и строительство сооружений выполняют на основе инженерных изысканий, в результате которых изучают экономические и природные условия района строительства, про­гнозируют взаимодействие строительных объектов с окружаю­щей средой, обосновывают их инженерную защиту и безопасные условия жизни населения [14].

Изыскания делятся на: 1) предварительные на стадии техни­ко-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономи­ческого расчета (ТЭР); 2) на стадии проекта; 3) на стадии рабо­чей документации. Кроме того, изыскания делят на экономиче­ские и технические. Экономические изыскания предшествуют техническим, определяют экономическую целесообразность строительства сооружения в данном месте с учетом обеспечения сырьем, строительными материалами, транспортом, энергией, рабочей силой и т.п. Технические изыскания дают сведения о природных условиях участка для их учета при проектировании и строительстве.

Основные изыскания, выполняемые на всех типах сооруже­ний, включают: инженерно-геодезические; инженерно-геологи­ческие и гидрогеологические; гидрометеорологические, клима­тические, метеорологические, почвенно-геоботанические и др.

Инженерно-геодезические изыскания дают информацию о ситуации и рельефе местности и являются основой для проекти­рования и проведения других видов изысканий. Они состоят из работ по созданию геодезического обоснования и топографиче­ской съемке участка строительства, трассированию линейных сооружений, привязке геологических выработок, гидрологиче­ских створов и т.п.

Инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания дают информацию о геологическом строении участка работ, прочности грунтов, подземных водах и т.п., позволяющую оце­нить условия строительства. Гидрометеорологические изыскания дают сведения о реках и водоемах, их глубинах, изменении уровней воды, уклонах, направлениях и скоростях течений, рас­ходах воды и т.д.

При инженерных изысканиях выполняют также геотехниче­ский контроль для оценки опасности и риска от природных и техногенных процессов, дают обоснование инженерной защиты территории, выполняют кадастровые и другие работы и исследо­вания в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации объектов.

32. . Понятие и виды генпланов. Проект производства геодезических работ. (ППГР)

ГП – проект размещения на карте или плане крупного масштаба(1:500 1: 1000)

Виды ГП:

1)Схематический – служит для предварит. Экономич. Расщетов, необходимых для проектирования

2) Основной – на нем наносят все проектируемые сооружения

3) Строит. ГП – наносят только вспомогательные сооружения( действующие АД , склады…)

4) Совмещенный ГП – наносят содержание основного и строительного ГП

5) Исполнит. ГП – наносят сооружения , сдаваемые в эксплуатацию

ППГРсостоит:

1)Указ. Общие принципы организации геод. Работ на стройплощадке

2) Указ. Сведения о выполнении осн. Видов работ

3) Указывают. Вопросы геодезического обеспечения трассы

4)Предусматривают работы, связанные выполнением разбивочных работ на трассе

33. Понятие трассы, трассы автомобильной дороги. Элементы трассы, главные точки трассы и их закрепление.

Трассой является пространственная линия, разместившаяся на местности по оси проектируемого или строящегося инженерного сооружения.

Трасса автомобильной дороги как в плане, так и в профиле содержит прямолинейные и криволинейные участки, сопрягаемые в главных точках кривых. Если она в плане состоит из плавно вписывающихся в местность переходных и круговых кривых, почти не имеющих между собой прямых, то её называют клотоидной трассой. Дорожные закругления трассы бывают разные. Они могут состоять из дуг окружностей с разными радиусами, называемых Коробовыми кривыми. Если прямые участки трассы сопрягаются с круговой кривой через кривые переменного радиуса (переходные кривые), то их называют закруглениями с переходными кривыми, а если состоят из 2-х переходных кривых – клотоид, то биклотоидами.

Трасса лин. Сооружения – ось проектируемого сооружения нанес. на план, карту, цифровую модель местности или обозначенную и закреплённую на местности.

Трасса АД – пространственная линия, совпадающая с осью дороги

Гл. точки трассы АД:

НТ, ВУ, КТ

Элементы трассы:

1) проекция трассы на гориз. Плоскость

2) продольный профиль трассы

3) прямолинейные участки закругления

34. Автомобильная дорога и её элементы. Дорожные сооружения.

Автомобильные дороги имеют земляное полотно (рис. 148), состоящее из дорожного полотна, боко­вых канав и обрезов. Дорожное полотно имеет про­езжую часть и обочины. В пределах обрезов земляного полотна устраивают или декоративные и снего­защитные лесопосадочные полосы и ре­зервы грунта при переходе земляного полотна в на­сыпь (рис. 149), или кавальеры (рис. 150) — при устрой­стве вые м о к. Границей земляного полотна является линия отчуждения, устанавливаемая землеустроителями при отводе земли под автомобильную дорогу.

Трасса автомобильной дороги — это пространственная линия, совпадающая с осью дороги. Если возвышение дорожного по­лотна над поверхностью достигается за счет грунта, вынутого из кювета, то поперечный профиль земляного полотна такого типа называют профилем в нулевых отметках.

Глубина боковых канав назначается в зависимости от климати­ческих и грунтовых условий и конструкции песчаного основания.

При сложном пересеченном рельефе земляное полотно обычно располагается выше поверхности земли — в насыпи или ниже — в выемке (см. рис. 149 и 150).

Высотой насыпи (глубиной выемки) называется возвышение (понижение) бровки полотна над поверхностью земли, взятой по оси земляного полотна (см. рис. 149 и 150). На равнинной местности для облегчения съезда с полотна дороги на обрез и уменьшения снежных заносов поперечному профилю дороги придают обтека­емую форму. На косогорах земляное полотно устраивают в по­лунасыпи-полувыемке (рис. 151).

На крутых косогорах основание насыпи разделывают уступами. На скальных косогорах для поддержания насыпи устраиваются подпорные стенки.

Городские улицы имеют проезжую часть, тротуары и газоны. Под ними расположены подземные сети: трубопроводы, кабели, дренажные устройства. Глубина их заложения принимается не менее 0,7 м (рис. 152).

Между тротуаром и проезжей частью устанавливают п о-ребрик (бортовой камень) или подзор (укре­пленный крутой откос). К тротуарам и газонам примыкает пониженная полоса проезжей части (лото к). По ней стекает вода к приемникам подземной ливневой канализации (водостока).

Отдельные полосы движения на магистральных дорогах и ули­цах отделяются друг от друга линиями разметки или полосами газона и зеленых насаждений. Они обеспечивают безопасность движения и декоративное оформ­ление дороги или улицы.

Дорожные сооружения

Автомобильные дороги имеют разнообразные искусственные сооружения, устраиваемые для преодоления различных препят­ствий или для придания ее полотну устойчивости. Дорожные сооружения разделяются на:

1) м о с т ы (рис. 153, а), предназначенные для прохода доро­гой через водные препятствия, реки, заливы, водохранилища, каналы и ручьи;

2) виадуки, пропускающие дороги через глубокие долины, балки, овраги и суходолы;

3) путепроводы, предназначенные для прохода одной дороги над пересекающей ее другой;

4) эстакады (рис. 153, б), мостовые сооружения, заменя­ющие насыпи при проходе дороги над поверхностью земли при пере­сечении застроенных или заболоченных территорий, при подходах к крупным мостам или при пересечении мелких озер и водоемов;

5) т р у б ы (рис. 154), устанавливаемые под дорогой (в ее на­сыпи) для пропуска через нее небольших водотоков, ливневых и снеговых вод или для пропуска через дорогу местного транс­порта, пешеходов или скота;

6) акведуки и быстротоки — сооружения, пред­назначенные для пропуска над дорогой различных водотоков и каналов;

7) тоннели — подземные сооружения, устраиваемые для прокладки дорог через высокие хребты и перевалы, под толщей неустойчивых горных пород, под крупными каналами или зали­вами;

8) г а л е р е и, устанавливаемые над дорогой для защиты ее от снежных лавин, обвалов, камнепадов и селей;

9) п о д п о р н ы е стенки — сооружения, пред­назначенные для удержания земляного откоса или склона от сползания или обрушения;

10) одевающие стенки — сооружения, защищающие откосы или неустойчивые склоны от размыва или обрушения;

11) фильтрующие сооружения в виде филь­трующих насыпей и прослоек, состоящие из каменных набросок на участках логов (тальвегов), взамен мостов и труб небольших отверстий.

Мосты имеют пролетное строение и опоры. Пролетное строение может быть одно- и многопро­летным. Крайние опоры в сопряжении моста с берегом или на­сыпью обычно называют устоями, а средние опоры — б ы к а м и.

Мосты делятся на деревянные, каменные, бетонные, железо­бетонные и металлические. По условиям работы различают ба­лочные, арочные, рамные и висячие системы мостов, а по харак­теру расположения у них проезжей части — мосты с ездой по­верху, понизу и посредине.

35.

36. Понятие полевого трассирования. Порядок трассирования. Закрепление точек трассы.

Трассирование – комплекс изыскательных работ по выбору трассы согласно техническим и экономическим условиям.

Полевое трассирование – процесс перенесения спроектированной трассы на местность с уточнением её положения и закр.на местности.

1) вынос и закрепление на местности главных точек трассы (НТ, ВУ, КТ)

-от местных предметов

-от пунктов геодезич. Сети

2) задание направления трассы

3) рассчитывают для каждой вершины угла поворота длину кривой, Б, и Д.

4) разбивка пикетажа и плюсовых точек

5) нивелирование трассы

6) Закрепление на местности точек: НТ, ВУ, КТ,плюсовые точки, точки поперечника

7) Сост. Схему «Кроки»

37. Назначение пикетажного журнала. Введение его при трассировании.

Одновременно с разбивкой пикетажа производится съёмка ситуации и ведётся пикетажный журнал, который обычно создаётся на мм бумаге. В нём зарисовывают ситуацию, показывают расположение снимаемых поперечных профилей и поставленных в стороне от трассы реперов, схемы их привязки к постоянным предметам местности. Ось сооружения в пикетажном журнале показывают прямой, выпрямленной в углах, с условным обозначением углов поворота стрелками. Вместо условных знаков угодий в пикетажном журнале записывают их наименование, а скаты местности обознач. стрелками. Пикетажный журнал ведётся в приближенном масштабе, примерно в масштабе 1:2000, при этом масштаб не всегда выдерживается постоянным. При съёмки ситуации вблизи угловой точки с обилием контуров, кроме пикетажного журнала ведут абрис съёмки при вершине данного угла.

38.

39. Виды закруглений автомобильной дороги. Понятие переходных кривых.

При трассировании автомобильных дорог для дорожных закруглений с радиусами, меньшими рекомендуемых нормативами, применяют круговые кривые, сопрягаемые с прямолинейными участками, переходными кривыми, имеющими постепенно изменяющийся радиус кривизны от бесконечности до величины, равной радиусу круговой кривой. Переходные кривые необходимы для плавного перехода движущегося автомобиля от прямолинейного направления на круговую кривую и наоборот. В качестве переходных кривых используют различные кривые. Наиболее удобной для этого считают клотоиду (радиоиду), которая близка по своей форме к кривой, описываемой движущимся автомобилем на дорожных закруглениях. Главными точками таких закруглений являются: начало закругления НЗ (начало первой переходной кривой НПК1), конец первой переходной кривой КПК1 (начало круговой кривой НКК), конец второй переходной кривой КПК2 (конец круговой кривой ККК) и конец закругления КЗ (начало второй переходной кривой НПК2).

В целях более гармоничного сочетания автомобильной дороги с ландшафтом местности и придания ее кривым лучшей плавности проектирование дорог стали выполнять сплошными клотоидными закруглениями. Каждое такое клотоидиое закругление состоит из двух взаимно сопрягаемых клотоид — биклотоид с возможной вставкой круговой кривой между ними. Иногда биклотоидные кривые имеют сложные клотоиды, соста­вленные из клотоид разных параметров. Такое сочетание кривых используется при плавном вписывании дорожного полотна в сло­жившиеся природные условия местности.

Если обе клотоиды закругления одинаковы, то такое закругление называют симметричным. Если же клотоиды закругления имеют разные элементы, то закругление называют несимметричным

40. Определение пикетажного положения главных точек круговой кривой.

Пикетажное положение – расстояние ближайших пикетов до главных прямой. Пикетажное положение НК, СК, КК – рассчитывают по формулам.

ПК НК = ПК ВУ – Т;

ПК СК = ПК НК + ½ К; = ПК КК – К/2

ПК КК = ПК СК + ½ К; = ПК НК + К

Контроль: ПК КК = ПК ВУ + Т – Д

На местности при малых Т для нахождения НК и КК от вершины угла по обе стороны по трассе откладывают tg Т. СК находят, отложив от вершины угол по его биссектрисе величину Б. При больших Т НК и КК находят, отложив от ближайших к ним пикетов расстояния равные разностям пикетажа выносимой в натуру точки и ближайшего пикета.

ПК НК = 7 + 24, 17 то от ПК7 откладывают по трассе 24,17м и получают НК

41. Понятие, назначение и содержание камерального трассирования.

Трассирование – комплекс изыскательных работ по выбору трассы согласно техническим и экономическим условиям

Камеральное трассирование – проектирование трассы по картам и планам, аэроснимку или цифровой модели местности

Последовательность:

1) В соответствии с проектным уклоном рассчитывается заложение d=h/i

2) Намечают начальную и конечную точки трассы

3) Раствором циркуля, равным заложению d, засекаем на соседних горизонталях, таким образом получается ломаная линия трассы

4) Спрямляют трассу

5) Строят угол поворота трассы

6) Назначают R и вписывают круговую кривую

7) Рассчитывают: Т, К, Б, Д

-разбивают пикетаж, плюсовые точки, опр. их высоты….

42.

43. Нивелирование трассы. Полевые измерения на станции, допуски. Вычисление превышений, постраничный контроль.

Нивелирование трассы выполняют сразу после троссироваия

-перед нивелированием трассы вдоль неё закладывают фундаментальные реперы через 20-30 км

-временные реперы через 2-3 км

-высоты всех точек привязывают к этим реперам

-выполняют способом геометрического нив-я

Последов-ть:

1) Нив-е вып. Прямо и обратно

2) В прямом ходе нивелируют все точки хода , в обратном только пикеты

Вычисление превышений

1) вычисляют превыш по черной стороне рейки hч = a-b

2) по красной стороне hк = a-b

3) контроль hч - hк <5 мм

4) hcp = hч + hк/2

44. Передача отметок через водные преграды при ширине водоёма до 300 м.

На 10-20м от А и В выбирают J­1 ­и J­2 ­постановки прибора, чтобы J­А = J­В, J­В= J­А.

Установить нивелир на J­, берём подсчёт по обеим сторонам реек, устанавливаем в А и В визирую на А, а потом на В. Не меняю фокусировки трубы, нивелир ставят на А­ и делают отсчёт по обеим сторонам рейки на точки А трубы, берут отсчёт по рейки на В. Перед отсчётами приводят пузырёк уровня на середину трубки. Пусть а’ и b’ – отсчёты на первой станции а’’ и b’’ – на 2-ой, тогда искомая прев. т. В над А получим дважды.

h’ = a’ – b’ h’’= a’’ – b’’

Расхождение h’ и h’’ не должно превышать 10мм на каждые 100м расстояния.

Оконч. h = (h’ + h’’) / 2.

45. Передача отметок через водные преграды при ширине водоёма более 300 м.

Задача как предыдущая, на отсчёт соответсв. горизонту положения внутри оси опред. путём вычислений, т.к. из-за дальности получить непосредственно его нельзя. На рейку наклев 2 чёрные узкие полоски – марки, чтобы отсчёт соответствовал горизонту положению оси был между ними. Ширина полозки зависит от l между точками, при l=600м, d=2-5см.

Установить нивелир, визировать на середину верхней полоски a’ и замечают на какое число делений отклонился пузырёк уровня от середины трубки, потом на середину нижней полоски a’’ и определённое число точек делений на которое отклонился в другую сторону пузырёк уровня от середины трубки. Расстояние l между серединой полосок известно, чтобы получить точный расчёт по рейке, надо к отсчёту сделанному на середине a’’ прибавить х из пропорции х/(l-x)=m/n → x = lm/m+n, m=1, n=2, l=60см, х=20мм

m и n – число делений уровня.

46.

47.

48. Вынос пикета на кривую.

x=R*sinj

y=R-ô = R - cosj = R(1- cosj)

j/360 = k/2pR j = k*R/r R = 57.3 градуса

49. Сущность проекции Гаусса. Проекцию Гаусса - Крюгера получают, проецируя земной шар на поверхность цилиндра, касающегося Земли, по какому-либо меридиану. Чтобы искажения длины линий не превышали пределов точности масштаба карты, проецируемую часть земной поверхности ограничивают меридианами с разностью долгот 60, а при составлении планов в масштабах 1:5000 и крупнее – 30. Такой участок называется зоной. Средний меридиан 3 каждой зоны называется осевым. Счёт зон ведётся от Гринвичского меридиана на восток.

Виды съёмок местности. Понятие о выборе масштаба съёмки и высоты сечения рельефа. - student2.ru

После развертывания цилиндра в плоскость осевой меридиан зоны и экватор 5 изобразятся взаимно перпендикулярными прямыми линиями 6 (проекция осевого меридиана) и 7 (проекция экватора). Изображение осевого меридиана и экватора принимают за оси зональной системы прямоугольных координат (рис.17 б) с началом в точке их пересечения. С изображением осевого меридиана совмещают ось абсцисс Х, а экватора – ось ординат У.

50. Вертикальные кривые, её основные элементы и их расчёт.

В местах перелома рельефа местности устраивают вертикальные кривые.

Т= Rôi/2 K= Rôi Б= Т2/2R

Последовательность:

1)расчит. Осн. Элементы вертикальной кривой(Т, …)

2)рассчитывают проектные отметки главных точек вертикальной кривой

3)рассчитывают пикетажное положение НВК, СВК,КВК

4)расчит. Отметку Нпр нвк

5)Нпр ву

6)Нпр свк

51.

52.

53. Сущность нивелирования поверхности по квадратам.

Нивелир устанавливают в любую точку, располож внутри площадки. За точку съёмочного обоснования принимается точка с известной абсол. отметкой. Нивелирование на току съёмочного обоснования и вершиной квадрата, производятся с одной станции, методом геометрического нивелирования (отсчёты снимаются только по чёрной стороне рейки). Отсчёты, произведённые по рейке записываются на схеме сети квадратов. По полученным результатам вычисляют горизонт инструмента по формуле: ГИ = H16 + B16, где H16 – абсолютная отметка точки 16; B16 отсчёт по рейке в точке 16. Затем через горизонт инструмента вычисляются абсолютные отметки точек вершин квадратов: Нi = ГИ – Ci, где Нi – абсолютная отметка вершины квадрата, Ci – отсчёт по рейке для соответствующей вершины. Полученные отметки записываются на схеме сети квадратов к соответствующим вершинам. Построение сетки квадратов выполняют при помощи теодолита и ленты. Для этой цели по границе участка строят прямоугольник, на сторонах которого закрепляют вершины квадрата, через заданные интервалы. Основное квадрат, разбивают на заполняющие со сторонами 10м. Вершины основного квадрата закрепляют колышками со сторожками, а заполняющие – колышками без сторожков.

Нивелирование поверхности по квадратам выполняется путём разбивки на местности с помощью теодолита и мерной ленты сетки квадратов со стороной 20м при съёмки в масштабах 1:500 и 1:1000, 40м и 100м при съёмки в масштабах 1:2000 и 1:5000. Одновременно с разбивкой сетки квадратов производится съёмка ситуации местности и составляется абрис. Для съёмки ситуации применяются теже способы, что в теодолитной съёмки. Кроме вершин квадратов на местности закрепляются характерные точки рельефа. Плюсовые точки: бровки, дно, ямы.

54.

55. Порядок составления абрис-журнала нивелирования по квадратам. Сущность способа нанесения горизонталей на план по палетке.

Палетка – изготавливается из прозрачного листа восковки, кальки или целлулонда т т.п. На который наносят сеть квадратов со сторонами, длины которых с учётом масштаба, плана создают круглое значение цены деления палетки. Так, для плана в масштабе 1:10000 квадрат со стороной в 1 см соответствует 1га и тд. Для определения площади накладывают палетку на опред. контур и считают число целых квадратов, поместившихся внутри контура. Устанавливают общую сумму квадратов n и зная цену деления каждого квадрата μ, находят полную площадь, опред фигуры. S = μn.

Абрис. Палетка.

1) уклон i

2) дир. угол направления αi

3) исходный репер

4) отсчёт по рейке аpn устанавливается на репере

5) отсчёты bi установленные в вершинах квадратов

6) абсолютные отметки вершин квадрата

– отметка горизонта нивелира Hги = Hpnpn

– отметка вершин квадратов Hi = Hги – Bi

Знач. Hpn аpn, отметку Hги вписывают на абрис.

56.

57. Понятие осадки, просадки сооружения. Определения осадки сооружения.

Осадка – из-за уплотнения грунта под фундаментным и внутри него → постоянного давления массы сооружения; вертик. смещения. Просадка – быстро протекающая о., определяют о. методом нивелирования геом. способ из середины или вперёд.

Нужно измерить превышение между репером деформ. знаком на сооруж.

l­­­

=a­-b­

=a­-b­

∆h=h­-h­ – осадка.

Причны осадки: подземные русла, грунтовые воды

58. Понятие о деформациях сооружений. Виды деформаций, причины их появления. Основные типы деформационных знаков и их размещение.

В геодезии под термином деформация понимают изменение положения объекта относительно его первоначального состоя­ния. Постоянное давление массы сооружения приводит к уплот­нению грунта под фундаментом и вблизи него и вертикальному смещению, или осадке, сооружения. Кроме давления, массы со­оружения осадка может происходить от изменения уровня грун­товых вод, карстовых, оползневых и сейсмических явлений, от работы тяжелых механизмов и т.д. При уплотнении пористых и рыхлых грунтов происходит быстрая во времени деформация, называемая просадкой.

Если грунты под фундаментом сооружения сжимаются не­одинаково или нагрузка на грунт различная, то осадка является неравномерной и приводит к горизонтальным смещениям, сдви­гам, перекосам, прогибам, в результате появляются трещины и даже разломы.

Смещениесооружений в горизонтальной плоскости может происходить вследствие бокового давления грунта, воды, ветра и т.п. Высокие сооружения башенного типа (телебашни, дымовые трубы и т.п.) из-за неравномерного нагрева солнцем, давления ветра и других причин испытывают кручениеи изгиб.

Абсолютные,или полные,осадки S марок определяют как разность отметок, полученных относительно репера, располо­женного за воронкой осадок сооружения и принимаемого за неподвижный, в текущий момент времени (Нтек) и в начале наблю­дений (Ннам), т.е. S - Нтек - Ннач.

Крен,или наклон,сооружения равен разности осадок (S2 -Si) двух точек вдоль выбранной оси или на противоположных краях здания. Наклон вдоль продольной оси называют завалом, авдоль поперечной оси - перекосом.

Кручениеравно изменению углового положения радиуса точки с началом в центре исследуемого горизонтального сече­ния. Кручение относительно вертикальной оси в основном име­ют сооружения башенного типа.

Средняяскорость vcp деформации равна отношению вели­чины деформации к промежутку времени t, за который эта де­формация происходит. Средняя скорость осадки

59. Способы измерения горизонтальных смещений сооружений.

Горизонтальные сме­щения определяются створным или тригонометрическим методом.

Створный способ применяют для наблюдений за смещения­ми точек сооружений, принадлежащих вертикальной плоскости с приблизительно одинаковыми высотами. На них располагают специ­альные марки. Точки створа легко намечаются на прямолинейных плотинах, мостах, подпорных стенках, подкрановых путях, в тонне­лях и др. Смещение створных марок определяется либо измерением малых углов, либо перемещением визирной марки.

Надежное определение величин горизонтальных сдвигов во мно­гом зависит от правильного выбора опорных пунктов, создаваемых вне сооружения на устойчивом грунте. Для контроля их неподвиж­ности может использоваться другая система пунктов, устойчивость которых имеет более высокую степень надежности.

При перемещениях визирной марки измеряют непосредственно ее линейное смещение с помощью наводящего винта с микрометром. Марка центрируется над точкой и затем перемещается наводящим винтом до совмещения ее вертикальной оси с коллимационной плоскостью теодолита. Отсчет по шкале микрометра характеризует смещение точки от створа.

Тригонометрический способ применяют для определения горизонтальных смещений точек, когда невозможно создать створы, например, на криволинейных плотинах, в криволинейных железно­дорожных тоннелях и других сооружениях, особенно если они рас­положены в горах. Однако тригонометрический способ более тру­доемок, чем створный.

При определении сдвигов крупных сооружений иногда комби­нируют створный и тригонометрический методы. Положение опор­ных пунктов определяют тригонометрически, а смещения точек со­оружения— с помощью створа.

Для облегчения измерений горизонтальных сдвигов оснований плотин используют обратные отвесы, которые устанавливают в вер­тикальных шахтах плотины.

60. Сущность определения крена сооружения.

Крен – измерение наклонения сооружения относительно вертик. оси.

Н = Вb – высота сооружения.

а – пр-я. t = arctg a/H

Крен (или наклон) равен разности осадок двух точек вдоль выбранной оси и на противоположном краю здания. Наклон вдоль продол. оси – завал, вдоль поперечной – перекос. Относительный крен – К = S2 – S1/l . S2, S1 – осадки в точка 1 и 2; l – расстояние между ними.


Наши рекомендации