Знакомство с лабораторным стендом

Генератор ПСП находится слева в середине стенда. Для его включения необходимо включить питание стенда к сетевой розетке, нажать широкую красную кнопку слева от генератора ПСП и нажать кнопку «ВКЛ» генератора. В правом верхнем углу генератора загорается сигнал. На гнездо 1 «ТИ» подаются выходные импульсы генератора Г5-54 амплитудой 2-4 В положительной полярности, а на гнездо 2 «СИ» – синхроимпульсы этого же генератора. На выходе 3 «τСП» получаем поток псевдослучайных интервалов, а на выходе 4 «fСП» – поток псевдослучайных импульсов. Псевдослучайными они называются потому, что их длительность и частота случайным образом кратны частоте генератора Г5-54.

Настройка генератора ПСП и частотомера

1. Включить частотомер и генератор и после небольшого прогрева, установив на выходе Г5-54 амплитуду тактовых импульсов 2-4 В, подать их на гнездо 1 генератора ПСП. Длительность импульсов установить 1-5 мкс.

2. Подключить вход «А» Ч3-54 к разветвителю (слева от С1-65А)

Ручки Ч3-54 установить в следующих положениях:

Ø Уровень Авт – отжата;

Ø 150 мГц, 5 МГц – нажата;

Ø ~, Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru – нажата;

Ø 1-10 В – отжата;

Ø Уровень (серая) – Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru до упора;

Ø Род работы – частота А.

3. Подать на разветвитель входной сигнал с гнезда 3 генератора ПСП и проконтролировать с помощью С1-65 А наличие импульсов на выходе генератора ПСП.

4. Подбором частоты генератора Г5-54 и положений переключа­теля "Время счета ms – множитель" частотомера Ч3-54 добейтесь того, чтобы на индикаторе 43-54 появлялись двухзначные числа, в среднем равные 10-15.

Определение средней частоты и среднего квадратического отклонения псевдослучайного нормального потока

1. Наблюдая показания частотомера, фиксируйте их отмет­ками на числовой оси рис.1:

Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru

Рис. 1. Гистограмма при высокой частоте (пример).

Объем выборки n должен быть не менее 150-200.

2. По формулам 1, 2, 3 подсчитайте Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru – коэффициент Мк в 2 и 3 равен 1 (По таблицам Мк берут обыч­но при n ≤ 6).

3. Задавшись односторонними доверительными вероятнос­тями P1 и P2, определите доверительные границы Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru и Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru по (4)

Значения Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru и Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru даны в табл.2.

Таблица 2

n Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru при односторонней вероятности Р Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru
0,8 0,95 0,99 0,999 0,8 0,95 0,99 0,999
0,788 0,578 0,466 0,38 2,12 4,42 9,97 31,6
0,828 0,672 0,576 0,494 1,46 2,09 3,00 4,88
0,894 0,798 0,730 0,664 1,17 1,36 1,56 1,34
0,927 0,861 0,819 0,760 1,10 1,20 1,30 1,42
0,946 0,897 0,858 0,818 1,07 1,13 1,19 1,27

4. Используя первую форму, запишите результаты измерения средней частоты и СКО.

Измерение средней частоты и с.к.о. пуассоновского потока.

Определение сходимости потока к Пуассоновскому

с использованием критерия æq2

1. Подбором частоты генератора Г5-54 и положений переклю­чателя "Время счета ms – множитель" частотомера Ч3-54 добейтесь того, чтобы на индикаторе частотомера загорались однозначные числа, в среднем равные 2-6.

2. Наблюдая показания частотомера, фиксируйте их отметками на числовой оси рис.2.

Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru

Рис.2. Гистограмма при низкой средней частоте.

Объем выборки должен быть не менее 150-200.

3. Используя гистограмму, заполнить lй и 2й столбцы табл.3.

Таблица 3

Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru
0,027
0,098
0,177
0,212
0,191
0,137
0,083
0,042
0,019
0,070
æ Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru

4. Обработайте результаты наблюдения.

СОДЕРЖАНИЕ. ОТЧЁТА

1. Гистограмма опыта 5.3.

2. Значения Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru и Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru , вычисленные для опыта 5.3.

3. Доверительные границы для опыта 5.3.

4. Результаты измерения средней частоты и с.к.о. опыта 5.4.

5. Гистограмма опыта 5.4.

6. Таблица 3.

7. Значения параметров Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru и Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru потока в опыте 5.4.

8. Выводы о сходимости потока к Пуассоновскому.

РАСЧЕТЫ И ПОСТРОЕНИЯ

Расчеты и построения по пп.2,3 в разд. 5.3. не требуют особых пояснений. Их особенности состоят в следующем:

1. Заполнение табл.3 по гистограмме рис.2 иллюстрируется на примере, изображенном на рис.2 . Как видно из этой гистограммы.

· «0» во время экспериментов встретился 9 раз;

· «1» – 27 риз и т.д.

Всего n = 9 + 27 + 34 + ... + 4 = 200.

2. По формуле 1, которая в нашем случае примет вид:

Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru ,

находим параметр Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru предполагаемого Пуассоновского потока. В этом примере Мх = 3,6. .

3. Учитывая формулу (3), находим Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru

Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru

Примерное равенство Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru указывает на то, что поток может быть Пуассоновским. Окончательный вывод можно сделать, используя критерий æ Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru ,для вычисления которого заполняется табл.3.

4. Значения pj столбца 3 таблицы вычисляются по (6), например, вероятность того, что при щ Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru число событий в Пуассоновском потоке примет значение xj, Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru

В лаборатории имеются таблицы, в которых для параметров lt от 0,1 до 15 с шагом 0,1 даны вероятности pj. Для нашего случая (lt = 3,6) эти вероятности вписаны в Зй столбец табл.3.

Используя эти приложения (или вычисляя по(6)), находим pj, и далее, заполняя всю табл.3, находим æ Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru как сумму строк столбца табл.3.

5.Определение числа степеней свободы

Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru

для случая, изображенного на рис.2, имеем l = 10, r = 1 (т.к. определяется только один параметр) отсюда k = 10 – 1 – 1 = 8.

6.Используя вычисленные значения k и æ Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru , находим вероятность αq того, что величина æl превзойдет значение æ Знакомство с лабораторным стендом - student2.ru . Уровень значимости α обычно берется равным 0,05. Если αй>α, то можно считать, что гипотеза о согласии наблюдаемых данных с законом распределения Пуассона не отвергается и поток действительно Пуассоновский.

Примечание. По заданию преподавателя расчеты и обработка результатов производится с помощью микро-ЭВМ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое единство измерений? Зачем оно необходимо? Для чего в результат измерений необходимо включать оценку его точности?

2. Какие показатели точности установлены ГОСТ / 8.011-72 «Показатели точности измерений и формы представления результатов измерений»?

3. Поясните 4е формы представления результата измерений.

4. Расскажите о правилах записи результатов наблюдений. Понятия «наблюдение и результат измерения» Их соотношение.

5. Правила обработки результатов прямых измерений с многократ­ными наблюдениями.

6. Проверка согласия экспериментального распределения с теоре­тическим. Особенности Пуассоновского распределения.

7. Критерий согласия Пирсона

8. Пояснение порядок проведения и результат эксперимента (По заданию преподавателя).

Наши рекомендации