Метод ранжирования. Метод равных сенсорных расстояний.

Метод ранжирования.

Другое название этого метода — метод качественного упорядочивания. Оно говорит само за себя; испытуемый упорядочивает по данному признаку предъявленное число образцов. Так получают один ранговый порядок. Одни и те же образцы упорядочиваются несколько раз, обычно разными наблюдателями и для каждого образца подсчитывается средний ранг. Этот метод очень удобен, когда мы имеем дело с большим количеством образцов. Обычно несколько образцов предъявляют одновременно и позволяют испытуемому выбирать один ранговый порядок так долго, как он пожелает. Когда много образцов, его могут попросить грубо рассортировать их по качествам (классам) до того, как он приступит к окончательному ранжированию.

Одной из первых работ, связанных с методом ранжирования, была работа Кэттелла с уточнениями и дополнениями его учеников (Самнера, Торндайка, и т. д.). Тем временем Спирман показал, как использовать порядковые ряды при измерениях корреляции — важный вклад в метод.

Кэттелл воспользовался методом ранжирования для определения лидеров любой естественной науки в оценке их коллег. Он предложил 10 психологам проранжировать 200 американцев, которые претендовали на звание психолога. Десять судей работали самостоятельно, независимо друг от друга. Затем Кэттелл подсчитал среднее всех 10 рангов, определенных для каждого психолога. Он опубликовал перечень самых высоких средних рангов в 1903 г. и открыл имена людей в 1933 г. Наша таблица включает в себя 51 имя и их порядок. Некоторые из людей были скорее философами, чем психологами; некоторые лица, стоящие вблизи или на некотором расстоянии от конца таблицы, были молодыми людьми, которых еще рано было посвящать в рыцари.

Метод равных сенсорных расстояний.

Имеется ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме. Первый из них – «деление интервала пополам» – был использован Плато в 1850 г. Он просил художников воссоздать серый тон, который является средним между черным и белым. Иными словами, субъективное расстояние между белым и серым было таким же, как между черным и серым. Метод разработан Дельбефом, Мюллером и Титченером (1905). Основной целью была проверка справедливости закона Фехнера. Если бы средняя точка совпадала со средним геометрическим, а не средним арифметическим, то Фехнер оказался бы прав. Иногда точка приходилась на одно среднее, иногда на другое; случалось и так, что она оказывалась где-то между ними.

Метод деления пополам может давать истинный нуль для шкалы.

Метод парных сравнений.

Метод парных сравнений введен Коном при изучении предпочитаемости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного способа получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент упрощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он сравнивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов.

Строится шкала порядка.

Метод оценки величины. Метод оценки отношений.

Методы прямого шкалирования Стивенса:

· Метод оценки величины. Для начала испытуемому показывается самый слабый стимул и говорится, что это минимум. Затем показывается самый сильный стимул и говорится, что это максимум. Затем показываются промежуточные стимулы, а испытуемому необходимо оценить их по шкале от минимума до максимума.

· Метод оценки отношений. Испытуемому в одной пробе представляются два стимула, и спрашивается, во сколько раз они отличаются. Затем предлагаются два других стимула, и снова спрашивается, во сколько раз они отличаются. Такая процедура проводится в отношении 20-30 пар стимулов, находятся средние значения, строится шкала.

Метод установления величины. Метод установления отношений.

Методы прямого шкалирования Стивенса:

· Метод установления величины. Экспериментатор предлагает испытуемому менять предложенный стимул до тех пор, пока он не составит m условных единиц (по шкале от минимума до максимума).

· Метод установления отношений. Экспериментатор предлагает испытуемому менять предложенный стимул до тех пор, пока он не будет в n раз больше или меньше другого стимула.


Наши рекомендации