Функции, принципы и методы организации

Миссия организации – выражение философии и смысла существования организации. Организация – объединение людей для достижения целей; внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие целого, обусловленного строением; совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей; предоставление о модели устройства.

Принципы организации:

· Адекватности воздействия–содержание осуществляющихся действий;

· Главного звена – адекватность формирования и функционирования организации;

· Древа целей – постановка и достижение цели строится в логической последовательности: частная- локальная- оперативная – тактическая- стратегическая –глобальная;

· Единства формы и содержания – соотношение формы и содержания определяет качество организации;

· Иерархичности – развитие и управляемость организации , обеспечения ее иерархичностью;

· Компенсации противодействия – адекватная организация компенсирует объективно-возникающее противодействие;

· Конструктивности – внутренняя устойчивость организации; линейности и функциональности;

· Необходимого разнообразия;

· Необходимости и достаточности;

· Непрерывности и ритмичности;

· Обратной связи;

· Оперативности и гибкости;

· Оптимальной звенности;

· Параллельности и последовательности;

· Перманентности целеполагания;

· Примата цели;

· Разделения и кооперации;

· Распределения и специализации;

· Резервирования и дублирования;

· Системности;

· Стратегического планирования;

· Толерантности;

· Универсальности;

· Целевой адаптации;

· Устойчивости;

· Эластичности;

· Непрерывного совершенствования;

· Объема контроля;

· Ответственности;

· Соразмеримости.

Функции организации: это виды деятельности, при помощи которых субъект управления воздействует на управляемую подсистему:

1) Общие (основные) –присущи всем организациям.

2) Специальные – связаны с осуществлением миссии организации.

3) Частные функции.

4) Общие – контроль, организация, мотивация.

5) Планирования.

6. Внешние и внутренние функции.

7) Декомпозиция – расчленение функций на составляющие.

Общим функциям присущи: нормирование, планирование, организация,координация, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ.

Внешние функции направлены на реализацию связей организации со смежными и вышестоящими органами.

Внутренние функции возникают внутри и между управленческими подразделениями организации как целого, так и разных уровней.

Методы организации - способы воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Различаются:

· Экономические методы;

· Организационно-распорядительные;

· Социально-психологические.

К методам организации относятся:

· Метод «древа решений»;

· Изменений;

· Капитализации дохода;

· Групповых оценок.

Основные функции менеджмента: подготовка и принятие управленческого решения ( планирование).

Планирование как основная функция менеджмента :означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или усного , в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача . Это постановление – управленческое решение. Планирование – это один из способов , с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления , от ее качества зависит успех организации.

Основные функция планирования :

1. Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях( финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить , чего может реально добиться организация.

2. Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что можерпомешать достижению этих целей.

3. Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

По длительности действия функции планирования делятся на: долгосрочные, краткосрочные,разовые.

По степени обязательности:носящие категорический характер,носящие характер рекомендаций.

По содержанию:экономические,социальные,организационные,научные.

По степени структурированности: запрограммированные, - незапрограммированные.

По лицу, принимающему решение: индивидуальные, групповые.

По направлению решения: внутрь организации, за ее пределы.

По уровню принятия решения : организация в целом, структурные подразделения,функциональные службы,отдельные работники.

По глубине воздействия: одноуровневые, многоуровневые.

По количесту целей :одноцелевые,многоцелевые.

Организация реализации принятых решений как основная функция менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий , а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Локальные принципы организации, которые необходимо учитывать для успешной реализации данной функции:

· Цели.Организация , ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;

· Эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий ;

· Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды.

· Непрерывного совершенствования . Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;

· Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;

· Объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

· Безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;

· Соразмерности ответственности данным полномочиям;

· Исключения . Решения повторяющегося характеранизводятся до рутинных , выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям.

· Приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот.

· Комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.

Мотивация персонала как основная функция менеджмента заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязаннностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле, мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Осуществление мотивации требует четкого представления потребностей и вознаграждений.

Потребность- ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо.

Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.

Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных.Эти потребности имеют определенную иерархию.

Иерархия потребностей может быть представлена по –разному. Так, американский ученый А.Маслоу выделял пять типов потребностей, определяющих поведение человека. Низший уровень в этой иерархии составляли физиологические потребности, далее следовала потребность в защищенности, после нее – потребность в принадлежности, потом – потребность в уважении и, наконец, потребность в самовыражении.

Другой американский теоретик Д.Мак Клелланд считал, что поведение человека определяется тремя потребностями: власть, успех и причастность. Власть – возможность влиять на поведение других людей, успех заключается не в провозглашении его, а в доведении работы до конца, после чего следует совершенно определенное вознаграждение. Потребность в причастности проявляется в установлении дружеских отношений, оказании услуг, в широких возможностях общения.

Проблемы мотивации рассматривались и в работах американского ученого Ф.Герцберга, который подразделял побудительные мотивы на гигиенические факторы и мотиваторы. К гигиеническим факторам он относил условия работы, заработок, психологический климат, степень непосредственного контроля за работой, а к мотиваторам – успех, продвижение по службе,признание и одобрение результатов работы.

Гигиенические факторы , по Герцбергу , связаны с внешней средой, мотивации – с характером и сущностью работы.

При отсутствии или недостаточной отраженности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен кроме того, сам вникать в сущность работы и использовать «мотивации».

Теории мотивации , разработанные американскими учеными, базируются на американской системе ценностей и идеалов, которые далеко не всегда приемлема в других странах ( например, в Японии).В то же время японская система ценностей и японская система менеджмента вряд ли могут быть безаговорочно приняты другими странами. Очевидно, мотивация трудовой деятельности должна осуществляться с учетом менталитета каждой нации.

В менеджменте также используются процессуальные теории мотивации, которые акцентируют внимание на процессе мотивации. К ним относятся теория В.Врума, теория справедливости и теория Портера-Лоулера.

Основное содержание теории В.Врума состоит в том, что мотивации определяются ожидаемым результатом деятельности, ожидаемым вознаграждением и ожидаемой ценностью вознаграждения.

Л.Портер и Э.Лоулер разработали теорию мотивации, которая включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. Согласно их теории уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что определенный уровень усилий действительно повлечет за собой соответствующий уровень вознаграждения.

Наши рекомендации