Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-1 самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии
ПК-2 использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-4 владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией
ПК-6 применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику
ПК-9 оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве
ПК-17 изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов
ПК-21 осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа

3.1. Результаты освоения дисциплины

Знает:

- основные классы современных материалов, их свойства и области применения;

- принципы выбора материалов и способы их обработки;

- особенности этапов жизненного цикла материалов и изделий из них;

- закономерности структурообразования, фазовые превращения в материалах;

- влияние структурных характеристик на свойства материалов;

- закономерности и практические способы воздействия на механические свойства металлических сплавов путем изменения их химического состава и структуры;

- классификацию, маркировку, механические свойства, режимы упрочняющей термической обработки и области применения сталей.

Умеет:

- выбирать материал для заданных условий эксплуатации с учетом требований технологичности, экономичности, надежности и долговечности изделий;

- выбирать материалы для решения задач профессиональной деятельности;

- определять физические, химические и механические свойства материалов при различных видах испытаний;

- прогнозировать на основе информационного поиска конкретную способность материалов;

- работать с учебной, а при необходимости - научной и

справочной литературой по материаловедению.

Владеет:

- принципами выбора материалов для элементов конструкций и оборудования;

- методами планирования и проведения измерительных экспериментов, выбора и использования методов обработки экспериментальных данных и оценки результатов эксперимента;

- навыками определения механических свойств материалов, техники проведения экспериментов и статистической обработки экспериментальных данных.

4. Особенности изучения дисциплины

Учебная дисциплина «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» состоит из двух частей: «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов».

Материаловедение - это наука, изучающая взаимосвязь между составом, строением и свойствами материалов, применяемых в технике. Эта часть состоит из разделов: свойства и строение металлов; формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации; пластическая деформация; влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла; железо и его сплавы; основы термической и химико-термической обработки стали; стали, сплавы специального назначения; цветные металлы и сплавы; неметаллические материалы; композиционные материалы; порошковые материалы.

Главные трудности при изучении материаловедения:

1) Структура – ключевое понятие в материаловедении. Можно сказать, что под структурой понимается состав, размеры и форма, количественное соотношение и пространственное расположение составляющих материал частиц. В зависимости от размеров этих частиц и применяемых методов их выявления различают следующие уровни структуры:

– макроструктура (строение материала, видимое невооруженным глазом или с помощью лупы; размер объектов до 10-4 м, или 0,1 мм),

– микроструктура (строение материала, наблюдаемое с помощью оптического микроскопа; размер объектов до 10-7м, или 0,1 мкм),

– тонкая структура (строение молекул и атомов, расположение элементарных частиц в молекулах и кристаллах). Изучается с помощью рентгеноструктурного анализа, непосредственно наблюдается в электронном микроскопе. Размер объектов до 10-10м, или 0,1 нм.

В конце XX века появилось понятие наноструктуры. Это объекты в материале, имеющие величину от долей нанометра до 100 нм. (1 нм = 10-9 м.)

Правильное понимание того, о каком уровне структуры говорится в том или ином случае, совершенно необходимо.

2) Взаимосвязь между структурой и свойствами материала выражается следующей схемой:

Состав

Структура Свойства Применение

Технология

Обратите внимание на направленность этой взаимосвязи: от химического состава и технологии получения зависит структура материала, а структура, в свою очередь, определяет его свойства. Области применения одного и того же материала могут быть очень разнообразны, в зависимости от его структуры и свойств. Под «технологией» подразумевается не только то, как были получены размеры и форма изделия, но и его термическая обработка, вид поверхностного упрочнения (если оно применялось), степень очистки от вредных примесей и т. д.

Технология конструкционных материалов – дает знания о современных методах обработки материалов, т. е. о том, как получают заготовки и детали машин заданной формы и размеров. Данная часть «Технология конструкционных материалов» состоит из разделов: основы металлургического производства; технология литейного производства; технология обработки металлов давлением; технология сварочного производства; технология обработки металлов резанием; электрофизические и электрохимические методы обработки; изготовление деталей из порошковых, неметаллических и композиционных материалов.

Трудностипри изучении технологии конструкционных материалов:

1) Это комплексная дисциплина, включающая технологии получения машиностроительной продукции и материалов для этой продукции, устройство применяемого оборудования и принципы его работы, характеристики получаемых изделий. Каждый раздел технологии оперирует своими собственными понятиями, имеет свою терминологию. Приходится запоминать множество терминов и понятий из разных областей техники, как исторически сложившихся, так и возникших в последние десятилетия; как имеющих русские корни, так и заимствованных из других языков.

2) Требуется хорошее пространственное воображение, чтобы по чертежам, приведенным в учебниках, или по эскизам, показанным преподавателем в ходе лекции, мысленно воспроизвести реальные движения в ходе обработки или представить изучаемый объект трехмерным.

3) Если у Вас нет никакого опыта работы на предприятиях машиностроительного профиля, то Вы не очень хорошо представляете себе структуру предприятия, взаимосвязь отдельных цехов и производств, место и роль каждой операции в технологическом процессе. Вам поможет:

- самостоятельное ознакомление со структурой и управлением предприятием;

- видеофильм;

- ознакомительная экскурсия, если такая возможность есть.

5. Тематика и требования к контрольным работам

Согласно учебным планам для студентов-заочников направления: 131000 «Нефтегазовое дело», для закрепления знаний по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов», предусмотрено выполнение контрольной работы.

Контрольная работа выполняют в письменном виде, в порядке ответов на поставленные вопросы варианта. Ответы должны быть краткими, точными, не повторяющими текст учебника или учебных пособий. Выполняя расчеты, вначале приведите буквенное выражение с указанием смыслового значения входящих в него параметров, а затем подставьте цифровые величины и выполните расчет с точностью до одного знака после запятой. Эскизы, схемы и чертежи должны выполняться в масштабе и иметь поясняющие подписи. На страницах текста заданий оставьте поля для замечаний рецензента.

Выполненную контрольную работу студент обязан выслать в филиал ТюмГНГУ г. Нижневартовска или представить на кафедру «Общетехнических дисциплин» за месяц до начала установочно-экзаменационной сессии.

Контрольная работа, выполненная не по соответствующему шифру, не засчитывается и возвращается студенту без проверки.

Получив контрольную работу с рецензией, студент обязан внести в контрольную работу все исправления и дополнения, указанные преподавателем. Если работа не зачтена, то внеся требуемые исправления (на отдельных листах), следует представить полностью всю работу для повторного рецензирования. После исправлений отмеченных преподавателем ошибок подлежит устной защите.

Наши рекомендации