Олово, свинец, цинк и их сплавы
Олово — блестящий белый металл, обладающий низкой температурой плавления (231°С) и высокой пластичностью. Применяется в составе припоев, медных сплавов (бронза) и антифрикционных сплавов (баббит).
Свинец — металл голубовато-серого цвета, обладает низкой температурой плавления (327°С) и высокой пластичностью. Входит в состав медных сплавов (латунь, бронза), антифрикционных сплавов (баббит) и припоев.
Цинк — светло-серый металл с высокими литейными и антикоррозионными свойствами, температура плавления 419°С. Входит в состав медных сплавов (латунь) и твердых припоев.
Припои. Припой — это металлы или сплавы, используемые при пайке в качестве связки (промежуточного металла) между соединяемыми деталями. Припои имеют более низкую температуру плавления, чем соединяемые металлы. Незначительный нагрев соединяемых металлов, а вследствие этого отсутствие изменения структуры металла являются основным преимуществом пайки в сравнении со сваркой.
Табл. 14.
Оловянно-свинцовые и оловянные припои
Марка | Основные компоненты, % (свинец — остальное) | Температура плавления, °С | Назначение | ||
олово | другие элементы | соли-дус | лик- видус | ||
ПОС-90 | - | Пайка и лужение пищевой посуды и медицинской аппаратуры | |||
ПОС-61 | - | Пайка и лужение электро- и радиоаппаратуры, печатных систем | |||
ПОС-40 | - | Пайка деталей из оцинкованного железа | |||
ПОС-61 М | Медь 2 | Пайка тонкой медной проволоки и фольги | |||
ПОССу-50-0,5 | Сурьма до 0,5 | ||||
ПОССу-30-0,5 | То же | Пайка листового цинка, радиаторов | |||
ПОССу-40-2 | Сурьма 1,5-2,0 | Пайка холодильных установок | |||
ПОССу-18-2 | То же | Пайка в автомобильной промышленности | |||
ПОССу-4-6 | Сурьма 5—6 | Пайка и лужение в автомобильной промышленности | |||
П250А | Цинк 20 | Пайка деталей из алюминиевых сплавов |
По температуре расплавления припои (табл. 14) подразделяют на легкоплавкие (145—450°С), среднеплавкие (450—1100°С) и высокоплавкие 1100—1850°С). К легкоплавким относят оловянно-свинцовые (ПОС), оловянные, малосурьмянистые и сурьмянистые (ПОССу) и другие припои; медно-цинковые (латуни) относят к среднеплавким (905-985°С), а многокомпонентные на основе железа—к высокоплавким (1190—1480°С).
Оловянно-свинцовые припои широко применяют во всех отраслях промышленности. Для снижения охрупчивания олова при низких температурах в состав припоев вводят сурьму. Оловянно-свинцовые припои имеют низкую коррозионную стойкость во влажной среде. В этих условиях паяные соединения необходимо защищать лакокрасочными покрытиями.
Оловянные припои имеют высокую прочность, пластичность и коррозионную стой кость. Их применяют при пайке радиотехнической и электронной аппаратуры.
Табл. 15.
Медно-цинковые припои
Марка | Основные компоненты,% (цинк - остальное) | Температура плавления, °С | Назначение | ||
медь | другие элементы | соли-дус | ликвидус | ||
ПМЦ-36 | - | Пайка латуней и бронз с содержанием не более 68% меди | |||
ПМЦ-48 | - | Пайка латуней и бронз с содержанием более 68% меди | |||
ПМЦ-54 Л63 Л 68 | 54 63 68 | - | 880 905 938 | Пайка стали, жести, медных сплавов | |
ЛЖМц-57--1,5-0,75 ЛНМц-50-2 | 57 50 | Марганец, железо по 1 Никель, марганец по 2 | 865 849 | 873 872 | Пайка инструментов |
МцН-48-10 | Никель 10 | Пайка чугуна |
Медно-цинковые припои (латуни) широко применяют для пайки большинства металлов (табл. 15). Для повышения прочности паяных соединений в медно-цинковые припои вводят олово, никель и марганец. Добавки олова понижают температуру плавления латуни, повышают коррозионную стойкость и улучшают жидкотекучесть припоя.
При пайке сложных изделий со швами на вертикальной стенке применяют пастообразные и порошковые припои. Легкоплавкие пастообразные припои состоят обычно из трех частей: порошкообразного припоя, флюса и загустителя. Так, пасту состава: припой Пор ПОССу-30-2 (70%), вазелин (20%), бензойная кислота (1,2%), аммоний хлористый (1,2%) и эмульгатор ОП-7 (0,6%) — применяют для пайки стальных, медных и никелевых изделий.
Тугоплавкие порошкообразные припои применяют для пайки твердосплавных пластин при производстве режущего инструмента. Состав припоя: ферромарганец (40%), ферросилиций (10%), чугунная стружка (20%), медная стружка (5%), толченое стекло (15%) — плавится при температуре 1190-1300°С.
Применение цинка. Цинк имеет хорошую коррозионную стойкость в атмосферных условиях и в пресной воде. Поэтому цинк служит для хорошей антикоррозионной защиты кровельного железа и изделий из него.
Чистый цинк (марок ЦВО, ЦВ1) применяют в полиграфической и автомобильной промышленности; цинк марки ЦВОО- в электротехнике для изготовления источников постоянного тока.
Для получения фасонных отливок применяют сплавы ЦАМ с алюминием (4%), медью (0,5-3,5%) и магнием (0,1%). Из сплавов ЦАМ благодаря их легкоплавкости и жидкотекучести литьем под давлением получают отливки, не требующие дополнительной обработки поверхности. Деформируемые цинковые сплавы ЦАМ9-1,5, содержащие алюминий (9-11%), медь (1-2%), магний (0,05%), применяют для получения биметаллической антифрикционной ленты со сталью и алюминием.
АНТИФРИКЦИОННЫЕ СПЛАВЫ
Требования к сплавам. Антифрикционные сплавы предназначены для повышения долговечности трущихся поверхностей машин и механизмов. Трение происходит в подшипниках скольжения между валом и вкладышем подшипника. Поэтому для вкладыша подшипника подбирают такой материал, который предохраняет вал от износа, сам минимально изнашивается, создает условия для оптимальной смазки и уменьшает трение. Исходя из этих требован и и, антифрикционный материал представляет собой сочетания достаточно прочной и пластичной основы, в которой имеются опорные (твердые) включения. При трении пластичная основа частично изнашивается, а вал опирается на твердые включения. В этом случае трение происходит не по всей поверхности подшипника, а смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы,
Антифрикционными сплавами служат сплавы на основе олова, свинца, меди или алюминия, обладающие специальными антифрикционными свойствами. Антифрикционные свойства сплавов проявляются при трении в подшипниках скольжения. Это, в первую очередь, низкий коэффициент трения, хорошая прирабатываемость к сопрягаемой детали, высокая теплопроводность, способность удерживать смазку и др. Из антифрикционных сплавов наиболее широко применяют баббит, бронзу, алюминиевые сплавы, чугун и металлокерамические материалы.
Антифрикционные сплавы хорошо прирабатываются в парах трения благодаря мягкой основе— олову, с винцу или алюминию. Более твердые металлы (цинк, медь, сурьма), вкрапленные в мягкую основу, способны выдерживать большие нагрузки. После приработки и частичной деформации мягкой основы в ней образуются углубления, способные удерживать смазку, необходимую для нормальной работы пары.
Сплавы. Баббиты— антифрикционные материалы на основе олова или свинца. Их применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения, работающих при больших окружных скоростях и при переменных и ударных нагрузках. По химическому составу баббиты классифицируют на три группы: оловянные (Б83, Б88), оловянно-свинцовые (БС6, Б16) и свинцовые (БК.2, БКА). Последние не имеют в своем составе олова.
Лучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные баббиты.
Баббиты на основе свинца имеют несколько худшие антифрикционные свойства, чем оловянные, но они дешевле и менее дефицитны. Свинцовые баббиты применяют в подшипниках, работающих в легких условиях. В марках баббитов цифра показывает содержание олова. Например, баббит БС6 содержит по 6% олова и сурьмы, остальное - свинец.
Дня оловянных и оловянно-фосфористых бронз характерны высокие антифрикционные свойства: низкий коэффициент трения, небольшой износ, высокая теплопроводность, что позволяет подшипникам, изготовленным из этих материалов, работать при высоких окружных скоростях и нагрузках.
Алюминиевые бронзы, используемые в качестве подшипниковых сплавов, отличаются большой износостойкостью, но могут вызвать повышенный износ вала. Их применяют вместо оловянных и свинцовых баббитов и свинцовых бронз.
Свинцовые бронзы в качестве подшипниковых сплавов могут работать в условиях ударной нагрузки.
Латуни по антифрикционным свойствам уступают бронзам. Их используют для подшипников, работающих при малых скоростях и умеренных нагрузках.
Из-за дефицитности олова и свинца применяют сплавы на менее дефицитной основе, например алюминиевые сплавы. Алюминиевые сплавы обладают хорошими антифрикционными свойствами, высокой теплопроводностью, хорошей коррозионной стойкостью в масляных средах и достаточно хорошими механическими и технологическими свойствами. Их применяют в виде тон кого слоя, нанесенного на стальное основание, т.е. в виде биметаллического материала..
Металлокерамические сплавы получают прессованием и спеканием порошков бронзы или железа с графитом (1-4%). Пористость сплава 15-30%. После спекания сплавы пропитывают минеральными маслами, смазками или маслографитовой эмульсией. Сплавы хорошо прирабатываются к валу, а наличие смазки в порах способствует снижению износа подшипника.
ПРОВОДНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Металлические проводниковые материалы подразделяются на материалы высокой проводимости и материалы (сплавы) высокого электрического сопротивления (высокоомные).
МАТЕРИАЛЫ ВЫСОКОЙ ПРОВОДИМОСТИ
Материалы высокой проводимости должны обладать малой величиной удельного электросопротивления (высокой электропроводностью); высокими механическими свойствами (достаточной прочностью и высокой пластичностью); хорошими технологическими свойствами (способностью к пластической деформации — прокатке, волочению; способностью к пайке и сварке);
стойкостью против коррозии.
Материалы высокой проводимости применяют для изготовления обмоточных и монтажных проводов, различного вида токоведущих частей, используемых при изготовлении приборов, аппаратов, электрических машин, трансформаторов, катушек индуктивности, волноводов и т. д.
К основным материалам высокой проводимости относятся медь, алюминий и ряд сплавов на их основе, а также железо. Их применяют в виде полуфабрикатов различной конфигурации и размеров, а также в виде различного рода проводов (неизолированных и изолированных).
ПРОВОДНИКОВАЯ МЕДЬ
Медь — лучший материал высокой проводимости. По электропроводимости среди всех металлов она стоит на втором месте после серебра; обладает высокими механическими и технологическими свойствами (хорошо поддается прокатке и волочению до тончайших размеров, пайке, противостоит коррозии). Наибольшую электропроводность имеет чистая медь. Присадки других элементов к меди понижают ее электропроводность.
Для электротехнических целей применяют наиболее чистую техническую медь марок М0к (99,95%) и М1к (99,9 %) по ГОСТ 859—78. Из нее изготовляют изолированную и неизолированную проволоку, ленту, листы, шины.
ПРОВОДНИКОВЫЙ АЛЮМИНИЙ
Проводимость отожженного проводникового алюминия составляет 62 % от проводимости стандартной меди (по объему). Однако на единицу массы алюминий имеет проводимость вдвое большую чем медь. В качестве проводникового материала применяют следующие марки алюминия: А995, А95, А85, А8, А7, А7Е, А6, А5, А5Е. Наибольшей электропроводимостью обладает чистый алюминий.
СПЛАВЫ ВЫСОКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Сплавы высокого электрического сопротивления (высокоомные) могут быть подразделены на две основные группы.
1. Сплавы для изготовления сопротивлений: прецизионных (образцовые сопротивления, различные элементы электроизмерительных приборов, катушки сопротивления, шунты, обмотки потенциометров); технических (регулирующие и пусковые реостаты, нагрузочные элементы).
2. Жаростойкие сплавы (нагревательные элементы электропечей и электронагревательных приборов, нагрузочные элементы).
К высокоомным сплавам относятся также сплавы для термопар и компенсационных проводов.
В зависимости от назначения к высокоомным сплавам предъявляют специальные требования. Кроме того, эти сплавы должны обладать возможно большим удельным электрическим сопротивлением и иметь хорошие механические свойства — высокую прочность и достаточную пластичность, обеспечивающие возможность получения тончайшей проволоки, лент, фольги.