Выбор и проверка подшипников

Выполним первую эскизную компоновку

Для приближенного определения положения зубчатых колес относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

Посередине листа параллельно длиной стороне проводим горизонтальную осевую линию; затем две вертикальные линии – оси валов на расстоянии Выбор и проверка подшипников - student2.ru .

Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников. Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса: а) принимаем зазор между ступицей шестерни и внутренней стенкой корпуса А1 = 10 мм; б) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А = δ = 8мм. Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники средней серии.

[2. П3, с.392]

Условное обозначение подшипников d D B Грузоподъемность, кН
Размеры, мм C Co
14,5 6,95
25,5

Для смазки подшипников выберем пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки и её вымывания устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширина y = 12 мм

Измерением находим расстояние:

на ведущем валу l1 = 55мм

на ведомом валу l2 = 55мм

окончательно принимаем l1 = l2 = 55мм

Ведущий вал

из предыдущих расчетов имеем:

Ft = 1409 H; Fr = 583 Н

/>/> Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Реакции опор в горизонтальной плоскости

RAX = RBX = Ft / 2 = 1409 / 2 = 704,5 Н

Реакции опор в вертикальной плоскости

RAY = RBY = F2 / 2 = 513 / 2 = 256,5 Н

Суммарные реакции

Выбор и проверка подшипников - student2.ru = 749,7 Н

Строим эпюру My

My = RAX ∙ l1 = 749,7 ∙ 0,055 = 41,2 Нм

Строим эпюру Mx

Mx = RAY ∙ l1 = 256,5 ∙ 0,055 = 14,1 Нм

Строим эпюру Mk

Mk = Т1 = 54,6 Нм

Эквивалентная нагрузка

Рэ = v ∙ RA ∙ kσ ∙ kт

где радиальная нагрузка:

RA = 584 Н

осевая нагрузка:

Fa = 0

V = 1,0 – вращается внутреннее кольцо

[2. Т. 9.18, с.212]

Kσ = 1,0 коэффициент безопасности [2. т. 9.19, с.214]

Кт = 1,05 температурный коэффициент [2. т. 9.20, с.214]

Pэкв = 786 Н

Расчетная долговечность, млн. об

Выбор и проверка подшипников - student2.ru [2, 9.1, с.211]

Расчетная долговечность, ч

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Минимальная допускаемая долговечность подшипника 10000 ч. Расчетная долговечность превышает это значение.

[2. C.307]

Ведомый вал:

реакции опор

RCX = RDX = RAX = 704,5 Н

RCY = RDY = RAY = 256,5 Н

Суммарные реакции:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru 749,7 Н

Строим эпюру Mx

Mx2 = RAY ∙ l1 = 256,5 ∙ 0,055 = 14,1 Нм

Строим эпюру My

My2 = RAX ∙ l1 = 749,7 ∙ 0,055 = 41,2 Нм

Строим эпюру Mk

Mk = Т2 = 160 Нм

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Эквивалентная нагрузка:

Рэ = 786 Н

Расчетная долговечность:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru млн. об

Расчетная долговечность, ч

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Расчетная долговечность Lh = 75 ∙ 103 ч превышает минимально допустимую долговечность самого редуктора Lh = 36 ∙ 103 ч

Подбор и проверка шпонок

Принимаем шпонки призматические со скругленными торцами.

Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Размеры сечений и длины шпонок по ГОСТ 23360 – 78

[2, т. 8.9 , с.169]

Напряжения смятия и условие прочности

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Допускаемые напряжения смятия

при стальной ступице:

[σсм] = 100 ÷ 120 МПа

Ведущий вал:

¾ Выходной конец вала:

d = 22 мм; b×h× l = 6×6×40 мм; t1 = 3,5мм;

[2. т. 8.9, с.169]

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

¾ Сечение под шестерней:

d = 30 мм; b×h× l = 8×7×35мм; t1 = 4мм;

[2. т. 8.9, с.169]

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Ведомый вал:

¾ Сечение под колесом:

d = 40 мм; b×h× l = 12×8× 40мм; t1 = 5 мм;

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

¾ Шпонка на выходном валу:

d = 32 мм; b×h× l = 10×8× 40мм; t1 = 5 мм;

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Прочность обеспечена, так как рабочие напряжения во всех сечениях меньше допускаемого Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Расчет вала на усталость

Принимаем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по отнулевому циклу.

Прочность соблюдена при S ≥ [S]. Расчет ведем для предположительно опасных сечений каждого из валов.

Ведущий вал:

материал вала тот же, что и для шестерни – сталь 45, термообработка,

нормализация, σв = 780МПа

[2. т. 3.3, с.34]

Предел выносливости при отнулевом цикле изгиба:

σ-1 = 0,43∙ σb = 0,43 ∙ 780 = 335 МПа

Предел выносливости отнулевом цикле касательных напряжений:

τ-1 = 0,58 ∙ σ-1 = 0,58 ∙ 335 = 193 МПа

Сечение под серединой шестерни

Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Выбор и проверка подшипников - student2.ru - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений Выбор и проверка подшипников - student2.ru ;

[2. т. 8.5, с.165]

Выбор и проверка подшипников - student2.ru - масштабный фактор для нормальных напряжений Выбор и проверка подшипников - student2.ru ;

[2. т. 8.8, с.166]

Выбор и проверка подшипников - student2.ru - амплитуда цикла нормальных напряжений, равная наибольшему напряжению изгиба Выбор и проверка подшипников - student2.ru ;

Выбор и проверка подшипников - student2.ru - среднее напряжение цикла нормальных напряжений, при отсутствии осевой нагрузки на вал Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Суммарный изгибающий момент:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Момент сопротивления изгибу:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Принимаем:

Kτ = 1,7 [2. т. 8.5, с. 165]

ετ = 0,77 [2. т. 8.8, с. 166]

ψτ = 0,1 [2, с. 166]

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Момент сопротивления кручению:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Результирующий коэффициент запаса прочности

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Ведомый вал:

материал вала – сталь 45 – нормализованная

σв = 570 МПа [2. т. 3.3, с. 34]

Пределы выносливости

σ-1 = 0,43 ∙ 570 = 245 МПа

τ-1 = 0,58 ∙ 246 = 142 МПа

Сечение под серединой колеса. Диаметр вала в этом сечении 45мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки.

Определяем коэффициенты:

Кσ = 1,6 МПа; Еσ = 0,85;

Кτ = 1,5 МПа; Еτ = 0,73; ψτ = 0,1

[2. т. 8.5, 8.8, с. 166]

Момент сопротивления кручению:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Момент сопротивления изгибу при d = 40 мм; b = 12 мм; t1 = 5 мм

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Амплитуда и нормальное напряжение цикла касательных напряжений

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Амплитуда нормальных напряжений изгиба:

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Среднее напряжение σm = 0

Запас прочности по нормальным напряжениям

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Результирующий коэффициент запаса прочности

Выбор и проверка подшипников - student2.ru

Наши рекомендации