Обработка результатов эксперимента

1. Вычислить кратность пускового тока для соединения обмоток по схеме "треугольник" при номинальном линейном напряжении

обработка результатов эксперимента - student2.ru

Значение обработка результатов эксперимента - student2.ru взять из паспортных данных.

2. Вычислить процентное значение тока холостого хода обработка результатов эксперимента - student2.ru

3. Определить скольжение АД в режиме холостого хода

обработка результатов эксперимента - student2.ru

и сравнить его со скольжением в номинальном режиме

обработка результатов эксперимента - student2.ru

4. Рассчитатькоэффициент мощности в режиме холостого хода обработка результатов эксперимента - student2.ru

Результатывсех расчетов записать в табл.5 (прил.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково устройство трехфазного АД с короткозамкнутым ротором?

2. Как выполнены обмотки статора и ротора АД?

3. Описать принцип действия трехфазного АД.

4. Каким образом образуется вращающеесямагнитное поле и чем определяется частота его вращения?

5. 0т чего зависят э.д.с., индуктируемые в обмотках статора и ротора?

6. Что называется скольжением и каковаего величина в режимах холостого хода и нагрузки?

7. Что такое пусковой ток и каковаего величина?

8. Как можно снизить величину пускового тока?

9. Что называется током холостого хода и какова его величина?

10. Что такое реверс АД и как его осуществить?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

4. Копылов И.Л. – Проектирование электрических машин. Учеб. М. Высшая школа 2005. – 767 с

5. Вольдек А.И. - Электрические машины переменного тока. учебник, 2008. – 350 с

6. Беспалов В.Я. – Электрические машины. Учебное пособие. Москва Академия 2006. – 320 с.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№13

«ИССЛЕДОВАНИЕ РИЖИМОВ ПУСКА, РЕВЕРСА И ХОЛОСТОГО ХОДА ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Изучить устройство и принцип работы трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

2. Исследовать пусковые свойства двигателя при прямом пуске и при пуске с пониженным напряжением.

3. Освоить методику реверсов асинхронного двигателя.

4. Провестианализ эксплуатационных параметров двигателя в режиме холостого хода.

Конструктивная схема АД     Основные соотношения, поясняющие принцип действия АД.

n1=

E1=

E2=

E2S=

s=

обработка результатов эксперимента - student2.ru

рис.4

Паспортные данные

таблица 1

Tun P2,кВт nНОМ, мин-1 U1HОМ,B I1HОМ,A h HОМ CosjHОМ
             

1. Прямой пуск и пуск при понижении напряжения источника

рис. 5
обработка результатов эксперимента - student2.ru

таблица 2

UЛ,B In,A
 
 

2. Пуск АД при соединении обмоток по схеме “звезда”

обработка результатов эксперимента - student2.ru

таблица 3

UЛ,B In,A
 

 
 
рис. 6

3. Испытание АД в режиме холостого хода

обработка результатов эксперимента - student2.ru

Таблица 4

Эксплуатационные параметры АД в режиме холостого хода

U1,B I1x, A Px, Вт nx, мин-1
       

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Таблица 5

Kn I1x% S x S ном Cosjx
         

Расчетные формулы:

Kn= I1x%= S x=

S ном= Cosj x=

Кратки выводы по работе

Группа___________Студент________________________________Дата_______

Преподаватель_______________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕХФАЗНОГО

АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Освоить методику экспериментального определения механической характеристики исследуемого двигателя.

2. Провести анализ свойств асинхронного двигателя по его механической характеристике.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Механическая характеристика асинхронного двигателя сказывает между собой две основные механические величины двигателя - частоту вращения ротора и вращающий момент, развиваемый на валу обработка результатов эксперимента - student2.ru . Вращающий момент асинхронного двигателя возникает в результате взаимодействия вращающегося магнитного поля статора с индуцированным им токам ротора:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (1)

где обработка результатов эксперимента - student2.ru – постоянная двигателя, Н м/(Вб А);

обработка результатов эксперимента - student2.ru - магнитныйпотокмашины, Вб;

обработка результатов эксперимента - student2.ru - угол сдвига фаз между током обработка результатов эксперимента - student2.ru и ЭДС обработка результатов эксперимента - student2.ru ротора,

наведенной вращающимсямагнитным полем.

Входящие в формулу (1) величины обработка результатов эксперимента - student2.ru и обработка результатов эксперимента - student2.ru можно выразить через питающее напряжение обработка результатов эксперимента - student2.ru и параметры двигателя:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (2)

где обработка результатов эксперимента - student2.ru - активное и индуктивное сопротивление

обмотки статора, Ом;

обработка результатов эксперимента - student2.ru - приведенные к статорной обмотке

активное и индуктивное сопротивление

обмотки ротора, Ом;

обработка результатов эксперимента - student2.ru - скольжение;

обработка результатов эксперимента - student2.ru - частота. вращения магнитного поля,

об/Мин;

обработка результатов эксперимента - student2.ru - число пар полюсов магнитного поля

машины;

обработка результатов эксперимента - student2.ru - частота питающей сети, Гц.

Из соотношения (2) следует, что при заданном значении напряжения обработка результатов эксперимента - student2.ru вращающий момент двигателя зависиттолько отскольжения, S, а следовательно, от частотывращения ротора n, поскольку обработка результатов эксперимента - student2.ru . Поэтому, задаваясь различными значениями обработка результатов эксперимента - student2.ru в пределах от нуля до единицы, можно определить соответствующие им значения момента двигателя обработка результатов эксперимента - student2.ru и построить график обработка результатов эксперимента - student2.ru (рис.1, а также график обработка результатов эксперимента - student2.ru механической характеристики двигателя (рис. 2)

обработка результатов эксперимента - student2.ru

Механическая характеристика является основной характеристикой любого электрического двигателя, определяющей его эксплуатационные свойства. Она имеет ряд характерных точек 1,2,3, (рис.1,2), которые отражаются в паспортных данных двигателя. Величины, соответствующие точкам 1,2,привоцятек в паспортных данных, как правило, в относительных единицах к величинам номинального режима ( обработка результатов эксперимента - student2.ru – точка 3). Номинальный режим для каждого двигателя определяется как режим длительной работы, при котором двигатель не перегревается сверх установленной температуры. Точка обработка результатов эксперимента - student2.ru определяет пусковой момент: обработка результатов эксперимента - student2.ru , развиваемый двигателем в неподвижном состоянии, т.е. при обработка результатов эксперимента - student2.ru (или обработка результатов эксперимента - student2.ru . В паспортных ценных указывается отношение пусковогомомента к номинальному, называемое кратностью пускового момента обработка результатов эксперимента - student2.ru Для двигателей с короткозамкнутым ротором обработка результатов эксперимента - student2.ru . Точка 2 определяет максимальный момент обработка результатов эксперимента - student2.ru двигателя, развиваемый им при некотором скольжении обработка результатов эксперимента - student2.ru , называемом критическим, которому соответствует частота вращения обработка результатов эксперимента - student2.ru .

В паспорте двигателяприводится отношение обработка результатов эксперимента - student2.ru называемое перегрузочной способностью асинхронного двигателя.

Пренебрегая активным сопротивлением обмотки статора обработка результатов эксперимента - student2.ru , величины обработка результатов эксперимента - student2.ru можно определить из соотношения (2), воспользовавшись условием экстремума функции обработка результатов эксперимента - student2.ru :

обработка результатов эксперимента - student2.ru (3)

С учетом формул (3 из выражения (2) можно получить известную формулу Клосса

обработка результатов эксперимента - student2.ru (4)

которая широко используется для построения механической; характеристики асинхронного двигателя по его паспортным данным обработка результатов эксперимента - student2.ru .При этом критическое скольжение определяют через паспортные данные следующим образом:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (5)

Точки 1,2,3 разбивают механическую характеристику на участке с характерными режимами работы двигателя: участок 3-4 – рабочие режимы машины; участок 2-3 – . режимы перегрузок; участок 1-2 - неустойчивые режимы работы двигателя. Совместно участки 3-4 и 2-3 составляют участок устойчивых режимов асинхронного двигателя 2-4.

Рассмотрим работу машины на участке 2-4, например, в точке А. В установившемся режиме, т.е. при равномерном вращении ротора момент двигателя Ид равен моменту сопротивления его нагрузки. Пусть теперь обработка результатов эксперимента - student2.ru увеличился до обработка результатов эксперимента - student2.ru . Это вызовет торможение машины, так как обработка результатов эксперимента - student2.ru Скорость начинает уменьшаться, что влечет за собой, согласно виду механической характеристики на участке 2-4. увеличение момента, развиваемого двигателем. Этот процесс закончится, когда выполнится равенство обработка результатов эксперимента - student2.ru . Указанное свойство автоматического установления равновесия между моментом сопротивлений и преодолевающим его моментом двигателя, называется свойством саморегулирования. Оно .характерно только для устойчивого. режима работы двигателя.

Точки участка 1-2 соответствуют неустойчивому равновесиюмоментов нагрузки и двигателя, так как при любом малом снижении скорости, обусловленном незначительным увеличением момента сопротивления, вращающий момент нерастет, а падает, в результате чего, двигатель останавливается. В связи с этим максимальный момент обработка результатов эксперимента - student2.ru также называют опрокидывающим моментом асинхронной машины.

Механическая характеристика является важнейшей эксплуатационной характеристикой двигателя. По ней выбирается двигатель как элемент электропривода . Например, если приводной механизм имеет момент сопротивления обработка результатов эксперимента - student2.ru , то очевидно, что выбираемый для данного привода электродвигатель должен иметь обработка результатов эксперимента - student2.ru . Тогда обработка результатов эксперимента - student2.ru .

С помощью механических характеристик проводят также анализ процесса регулирования частоты вращения двигателя. Например, рассмотрим, как изменится частота вращения двигателя с Фазным ротора у которого с помощью реостата обработка результатов эксперимента - student2.ru увеличили сопротивление цепи ротора обработка результатов эксперимента - student2.ru . Увеличение обработка результатов эксперимента - student2.ru , как следует из формул (З), вызывает рост критического скольжения обработка результатов эксперимента - student2.ru (уменьшение обработка результатов эксперимента - student2.ru ), но не изменяет значения максимального момента обработка результатов эксперимента - student2.ru ,двигателя. Поэтому механическая характеристика двигателя с включенным реостатом (она называется искусственной) пойдет ниже естественной обработка результатов эксперимента - student2.ru и при том же моменте сопротивлении обработка результатов эксперимента - student2.ru скорость вращения уменьшится на обработка результатов эксперимента - student2.ru (рис.2). Изменить вид механической характеристики двигателя и, естественно, частоту вращения его вала можно также изменением частоты обработка результатов эксперимента - student2.ru питающей сети и числа пар полюсов обработка результатов эксперимента - student2.ru двигателя (см. формулы (3) , ( 4)).

ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЯ

В этой работе исследуется тот же асинхронный двигатель, что и в лабораторно работе №13. Схема лабораторной установки приведена на рис.3. Режим нагрузки асинхронного двигателя обеспечивает генератор постоянного тока со смешанным возбуждением, вал которого жестко соединен с валом асинхронного двигателя (на рис. З. соединение показано двойнойлинией). К зажимам генератора обработка результатов эксперимента - student2.ru и обработка результатов эксперимента - student2.ru подключается ламповый реостат, сопротивление которого можно изменять с помощьювыключателя обработка результатов эксперимента - student2.ru на стенде. Ламповый реостатпозволяет менять ток в якоре генератора обработка результатов эксперимента - student2.ru , регулируя нагрузку тока , и частоту вращения вала двигателя.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Записать в табл.1 (прил.) паспортные данные двигателя. По ним определить, какое напряжение необходимо подать на статорную обмотку при соединении фаз треугольником.

2. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой, представленной на рис. 3 (прил.) ипровести испытание двигателя.

2.1. После проверки цепи преподавателем подать напряжение на стенд, нажав кнопку "Пуск" на торцевой панели стенда.

2.2. С помощью индукционного регулятора напряжения для пуска двигателя установить пониженное напряжение (50...100 В).

2.3. Осуществить пуск двигателя нажатием кнопки "Пуск" на лицевой панели стенда. При разгоне двигателя необходимо контролировать направление вращения ротора, которое должно совпадать с направлением, указанным стрелкой на, корпусе машины. В, случае несовпадения направлений осуществить реверс двигателя (см. работу №13).

2.4. После разгона двигателя (снижение тока статора) с помощью индукционного регулятора увеличить питающее напряжение обработка результатов эксперимента - student2.ru до номинального значения и записать его в протокол испытаний.

2.5. С помощью реостата возбуждения обработка результатов эксперимента - student2.ru установить номинальную величину напряжения генератора обработка результатов эксперимента - student2.ru , указанную в паспортных данных, и записать ее в протокол испытаний.

2.6. Для снятия механической характеристики, используя выключатели лампового реостата, постепенно увеличить ток двигателя от тока холостого хода обработка результатов эксперимента - student2.ru (все лампы выключены) до 1,1 обработка результатов эксперимента - student2.ru . Произвести при этом 5, 6 измерений обработка результатов эксперимента - student2.ru . Результаты измерений записать в табл. 2 протокола испытаний (прил.).

2.7. Выключить все лампы и согласовать полученные результаты с преподавателем, после чего разобрать электрическую цепь.

ОБРАБОТКА РЕ3УЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. По данным табл. 2 протокола испытаний вычислить скольжение обработка результатов эксперимента - student2.ru , полезную мощность на валу обработка результатов эксперимента - student2.ru и вращающий момент Масинхронного двигателя. Результаты вычислений свести в табл. З.

Полезную мощность на валу двигатели, пренебрегая потерями энергий вгенераторе, считать равное мощности генератора постоянного тока: обработка результатов эксперимента - student2.ru

При известной мощности на валу обработка результатов эксперимента - student2.ru и частоте вращения ротора обработка результатов эксперимента - student2.ru вращающий момент двигателя определяется соотношением:

обработка результатов эксперимента - student2.ru

2. По данным табл. 3 построить на рис.4 (прил.) график зависимости обработка результатов эксперимента - student2.ru , а на рис.5 (прил.) - график механической характеристики двигателя обработка результатов эксперимента - student2.ru .

3. По данным паспорта двигателяопределить значения обработка результатов эксперимента - student2.ru и записать их в табл. 4. Используя формулу Клосса (4), рассчитать значения вращающего момента двигателя при обработка результатов эксперимента - student2.ru и записать их в табл.5. По этим данным построить график обработка результатов эксперимента - student2.ru в системе координат, в которой находится и экспериментальная зависимость обработка результатов эксперимента - student2.ru . Объяснить различие графиков экспериментальной и технической зависимостей обработка результатов эксперимента - student2.ru асинхронного двигателя.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какая зависимость называетсямеханической характеристикой двигателя?

2. Какой вид имеет механическая характеристика асинхронного, двигателя , какиепараметры двигателя она определяет?

3,. Что такое критическое скольжение обработка результатов эксперимента - student2.ru , асинхронного двигателя?

4. Каким образом можно изменить критическое скольжение двигателя?

5. Каков характер зависимости максимального момента асинхронного двигателя от величины питающего напряжения?

6. Дайте определение номинального режима работы двигателя.

7. Каким образом определяется перегрузочная способность асинхронного двигателя?

8. Что такое кратность пускового момента двигателя?

9. Поясните свойство саморегулирования асинхронного двигателя.

10. Поясните работу асинхронного двигателя в устойчивом режиме.

11. Назовите способы регулирования частоты вращения ротора асинхронного двигателя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

7. Копылов И.Л. – Проектирование электрических машин. Учеб. М. Высшая школа 2005. – 767 с

8. Вольдек А.И. - Электрические машины переменного тока. учебник, 2008. – 350 с

9. Беспалов В.Я. – Электрические машины. Учебное пособие. Москва Академия 2006. – 320 с.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

«ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕХФАЗНОГО

АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Освоить методику экспериментального определения механической характеристики исследуемого двигателя.

2. Провести анализ свойств асинхронного двигателя по его механической характеристике.

Паспортные данные АД

Таблица 1

Тип обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru l
               

Я1
Я2
обработка результатов эксперимента - student2.ru

Таблица 2

Номер Опыта
обработка результатов эксперимента - student2.ru            
обработка результатов эксперимента - student2.ru            
обработка результатов эксперимента - student2.ru            

Ur= U1=

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Таблица 3

Номер Опыта Расчетные Формулы
S             обработка результатов эксперимента - student2.ru
обработка результатов эксперимента - student2.ru             обработка результатов эксперимента - student2.ru =
обработка результатов эксперимента - student2.ru             обработка результатов эксперимента - student2.ru =

обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru Зависимость M(s)

         
         
         
         
         
         

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0

Механическая характеристика n(M)

           
           
           
           
           
           

Построение графика обработка результатов эксперимента - student2.ru по паспортным данным

Таблица 4

обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru Расчетные формулы
      обработка результатов эксперимента - student2.ru
      обработка результатов эксперимента - student2.ru
      обработка результатов эксперимента - student2.ru

Таблица 5

обработка результатов эксперимента - student2.ru         Расчетная формула Клосса
обработка результатов эксперимента - student2.ru             обработка результатов эксперимента - student2.ru

Кратки выводы по работе

Группа___________Студент________________________________Дата_______

Преподаватель_______________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №15

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Изучить инструкцию и закрепить теоретические сведения о принципе действия и рабочих свойствах двигателей постоянного тона.

2. Освоить способы пуска, реверса и регулирования частоты вращения двигателя.

3. Освоить методику экспериментального исследования характеристик двигателя.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКНЕ НОЛОЖЕНИЯ

Двигатели постоянного тока (ДПТ) являются электромеханическими преобразователями электрической энергии постоянного тока в механическую. Их преимуществами перец двигателями, переменного тока являются большой момент на валу, плавное и экономичное регулирование частоты вращения. Онообеспечивает повсеместное распространение

ДПТ в электрических приводах с широким диапазоном регулирования - (до 1:3000).

Достоинства ДПТ определяется особенностями их конструкций. На рис,1 приведена упрощенная конструктивная схема электрической машины постоянного тока. Согласно принципу обратимости Ленца машина может выполнять функции двигателя или генератора.

обработка результатов эксперимента - student2.ru

 
 
обработка результатов эксперимента - student2.ru

ДПТ так же, как и асинхронный двигатель состоит из неподвижной части – статора и вращающейся части – якоря (ротора), разделенных воздушным зазором. Статор представляет собой станину (1) в виде полого цилиндра, на внутренней поверхности которого закреплены основные полюса(2), с обмоткой возбуждения (0В) (3), которая необходимо для создания магнитного поля машины.

Якорь изготавливается неявнополюсным в виде цилиндра (4). В его пазах (5) размещена обмотка якоря (0Я), состоящая из последовательно соединенных катушек (7) (секций). Концы секций подключены к пластинам (8) механического коллектора. Коллектор представляет собой закрепленный на валу (10) цилиндр, набранный из медных, изолированных друг от друга пластин (рис,1,в). К пластинам с помощью щеткодержателей прижаты графитные щетки (9), осуществляющие скользящий контакт с коллектором. Щетки совместно с коллектором составляют щеточно-коллекторный узел. Ненадежность щеточно-коллекторного узла, особенно в трудных условиях эксплуатации (вибрация, загрязненность среды ит.п.), составляет основной недостаток ДПТ.

Для уменьшения потерь на вихревые токи якорь и полюса статора набирают из изолированных друг от друга листов электротехнической стали. Станина ДПТ (1) отливается от чугуна или стали. В ДПТ средней и большой мощности к станине между основными полюсами (2) крепятся добавочные, меньшие по размеру полюса. С помощью их полей достигается безыскровая работа щеток машины.

Принцип действия ДПГ, отражавший процесс преобразования электрической энергии постоянного тока в механическую энергию вращающегося якоря двигателя, состоит в следующем.

при подключении двигателя с параллельным возбуждением к сети постоянного тока (рис.2) в ОВ под действием напряжения питания возникает ток обработка результатов эксперимента - student2.ru ,создающий в магнитопроводе машины постоянный магнитный поток обработка результатов эксперимента - student2.ru , который замыкается через станину '(1), полюса (2), воздушные зазоры (б) и якорь машины (4) (см,рис.1,а). Поскольку 0Я через коллектор и

обработка результатов эксперимента - student2.ru щетки также подключена источнику питания, в секциях ОЯ поймает электрический ток обработка результатов эксперимента - student2.ru . Так как проводники 0Я находятся в магнитном поле машины, на них в соответствии с законом Ампера будут действовать электромагнитные силы,

обработка результатов эксперимента - student2.ru (1)

где обработка результатов эксперимента - student2.ru – магнитная индукция в точке расположения проводника длиной с током

Направление действияэтих сил можно определить по правилу левой руки.

В проводниках, расположенных под разноименными полюсами проходят токи разного направления, поэтому совокупность действующих сил обработка результатов эксперимента - student2.ru (рис.1,а) создает вращающиймомент М,определяемый выражением:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (2)

где обработка результатов эксперимента - student2.ru - постоянная для данного двигателя величина.

Под действием вращающего момента М двигатель будет входить в установившийся режим, характеризующийся постоянной частотой вращения ( обработка результатов эксперимента - student2.ru ), при которой обработка результатов эксперимента - student2.ru , где обработка результатов эксперимента - student2.ru - момент сопротивления на валу ДПТ.

При изменении положения якоря направление вращающего момента останется неизменным, т.к. одновременно с переходом проводника ОЯ от одного полюса к другому в нем с, помощью коллектора направление тока изменится ни противоположное. Таким образом, кроме осуществления скользящего контакта с якорной обмоткой коллектор обеспечивает постоянство знака вращающего момента.

При вращении якоря в магнитном поле ОВ с частотой обработка результатов эксперимента - student2.ru в проводниках ОЯ согласно закону электромагнитной индукции наводится ЭДС обработка результатов эксперимента - student2.ru , определяемая выражением:

обработка результатов эксперимента - student2.ru (3)

обработка результатов эксперимента - student2.ru

где обработка результатов эксперимента - student2.ru - постоянная для данного двигателя величина.

ЭДС Е в соответствии с правилом Ленца направлена противоположно току обработка результатов эксперимента - student2.ru , а значит и напряжению питания обработка результатов эксперимента - student2.ru , поэтому получила название противоЭДС. На рис.З представлена схема замещения цепи якоря ДПТ, которой соответствует следующее уравнение электрического состояния якорной цепи

обработка результатов эксперимента - student2.ru (4)

где обработка результатов эксперимента - student2.ru - сопротивление обмотки якоря.

В установившемся режиме ЭДС Е почти уравновешивает приложенное напряжение обработка результатов эксперимента - student2.ru , т.е. обработка результатов эксперимента - student2.ru , т.к. величина обработка результатов эксперимента - student2.ru незначительна вследствие малости обработка результатов эксперимента - student2.ru .

Совместное решение уравнений (2)-(4) позволяет получить уравнение механической характеристики ДПТ, выражающее зависимость частоты вращения якоря от момента на валу, т.е обработка результатов эксперимента - student2.ru ). Это уравнение имеет вид:

обработка результатов эксперимента - student2.ru

обработка результатов эксперимента - student2.ru

В двигателе с параллельным возбуждением обработка результатов эксперимента - student2.ru , а следовательно и обработка результатов эксперимента - student2.ru . При этом условии уравнение (5) выражает линейную зависимость обработка результатов эксперимента - student2.ru от обработка результатов эксперимента - student2.ru и график механической характеристики обработка результатов эксперимента - student2.ru представляет собой прямую линию (рис.4). В режим

холостого хода частота вращения ДПТ обработка результатов эксперимента - student2.ru максимальна, а с ростом нагрузки она снижается, но незначительно, т.к. обработка результатов эксперимента - student2.ru мало. Важнейшим параметром механической характеристики является "жесткость" – величина характеризующая изменение обработка результатов эксперимента - student2.ru при увеличении обработка результатов эксперимента - student2.ru . Она пропорциональна обработка результатов эксперимента - student2.ru (рис.4).

Как следует из уравнения механической характеристики (5), регулирование частоты

вращения ДПТ с параллельным возбуждением можно осуществлять.

1) изменением сопротивления якорной цепи, включив последовательно с ОЯ регулировочный реостат (реостатное регулирование);

2) изменением магнитного потока полюсов машины с помощью рвостата в цепи возбуждения (полисное регулирование);

Реостатное регулирование позволяет. Изменять частоту вращения в широких пределах, но сопровождается значительными потерями энергии на нагревание регулировочного реостата, а также снижением "жесткости" механической характеристики.

Полюсное регулирование является наиболее экономичным, однако обеспечивает регулирование обработка результатов эксперимента - student2.ru лишь в небольшом диапазоне.

Зависимость обработка результатов эксперимента - student2.ru называется регулировочной характеристикой в режиме холостого хода. Она носит гиперболический характер,

обработка результатов эксперимента - student2.ru (6)

и магнитный поток обработка результатов эксперимента - student2.ru при ненасыщеннои магнитопроводе примерно пропорционален току обработка результатов эксперимента - student2.ru .

обработка результатов эксперимента - student2.ru

График регулировочной характеристики в режиме холостого хода обработка результатов эксперимента - student2.ru представлен на рис.5. При обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru т.е. обрыв в цепи ОВ приводит к неограниченному увеличению частоты вращения - разносу двигателя.

Пуск ДПТ осуществляют с помощью пускового реостата (ПР). Из уравнения (4) следует, что

обработка результатов эксперимента - student2.ru (7)

а поскольку при пуске обработка результатов эксперимента - student2.ru , пусковой ток определяется выражением обработка результатов эксперимента - student2.ru и при малом сопротивлении обработка результатов эксперимента - student2.ru может достичь величины обработка результатов эксперимента - student2.ru . Для снижения пускового тока последовательно с ОЯ включают пусковой реостат, сопротивление которого в момент пуска максимально и обеспечивает значение пускового тока в ОЯ обработка результатов эксперимента - student2.ru .По мере разгона двигателя сопротивление пускового реостата обработка результатов эксперимента - student2.ru , постепенно снижают до нуля.

Реверс ДПТ (изменение направления вращения якоря) можно осуществить, изменив направление тока в ОЯ или в ОВ

ОБЪЕКТ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования является ДПТ с параллельным возбуждением средней мощности (единицы кВт), установленный перед стендом. Вал ДПТ механически соединен с валом электромагнитного тормоза (ЗАМ), создающего момент нагрузки обработка результатов эксперимента - student2.ru , а такие с валом тахогенератора (ТГ), измеряющего частоту вращения обработка результатов эксперимента - student2.ru .

Изменение обработка результатов эксперимента - student2.ru производится с помощью реостата обработка результатов эксперимента - student2.ru , регулирующего ток в обмотке ЭМТ.

Величина тока возбуждения устанавливается с помощью реостата обработка результатов эксперимента - student2.ru , включенного в цепь параллельной ОВ.

Пуск и останов ДПТ производятся с; помощью пускового реостата. Электроизмерительные приборы и зажимы для подключения двигателя расположены на передней вертикальной панели стенда.

На корпусе двигателя закреплен щиток с шестью зажимами. К зажимам Я1 и Я2 подключены щетки, контактирующие с ОЯ, к зажимам Ш1 и Ш2 подключены концы ОВ (зажимы С1 и 02 в данной работе не используются).

Измерение М, производится по шкале моментов на ЭИТ.

Общий вид схемы лабораторной установки приведен в протоколе испытаний (прил.,рис.7)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Используя макет,изучить устройство ДПТ с параллельным возбуждением. Провести анализ приведенных в протоколе испытаний конструктивной схемы (рис.6, прил.) и соотношений, поясняющих принцип действия и характеристики ДПТ.

2. Записать паспортные данные ДПТ в табл.1 (прил.).

3. Освоить методику пуска, реверса и регулирования частоты вращения ДПТ в режиме холостого хода.

3.1. Собрать электрическую цепь, схема которой приведена на рис.7 протокола испытаний. Обеспечить обработка результатов эксперимента - student2.ru , поставив движок реостата ЭМТ в крайнее левое положение обработка результатов эксперимента - student2.ru . Проверить надежность соединений, исключив возможность "разноса" двигателя обработка результатов эксперимента - student2.ru

3.2. Движок реостата в цепи ОВ поставить в крайнее левое положение обеспечит при пуске максимальный магнитный поток. Проверить положение ручки пускового реостата, которая должна находиться в положении "Стоп", обеспечивающем отключение от сети ОВ и ОН двигателя.

3.3. После проверки цепи преподавателей подать постоянное напряжение обработка результатов эксперимента - student2.ru на стенд, нажав кнопку "пуск" на передней панели стенда. Осуществить пуск ДПТ, плавно переводя ручку пускового реостата в положение "Ход", что обеспечивает постепенное снижение сопротивления реостата до нуля. Обратить внимание на резкий скачок и постепенное уменьшение потребляемого тока обработка результатов эксперимента - student2.ru при разгоне двигателя. Зафиксировать направление вращения якоря.

3.4. Осуществить останов ДПТ, резко переведя ручку пускового реостата в положение "Стоп"; Снять напряжение со стенда, нажав кнопку "Стон" на передней панели.

3.5. Обеспечить условия реверса ДПТ, для чего изменить полярность подключения ОВ или ОЯ (поменять местами подсоединение проводников к зажимам Ш1 и Ш2 или Я1 и Я2 ). При этом изменится направления вращения якоря.

3.6. После проверки цепи преподавателем, осуществить пуски останов ДПТ в соответствии с пп. 3.3. – 3.4. При пуске убедиться в изменении направлении вращения якоря.

3.7. Снять характеристику обработка результатов эксперимента - student2.ru в режиме холостого хода. ( обработка результатов эксперимента - student2.ru )

при обработка результатов эксперимента - student2.ru . Для этого, запустив с помощью пускового реостата двигатель на холостом ходу (см. п.3.3.), осуществить регулирование частоты вращения ДПТ, плавно перемещая движок реостата обработка результатов эксперимента - student2.ru от крайнего левого положения до крайнего правого. В процессе регулирования измерить и записать в табл.2 (прил.) 5-6 значения обработка результатов эксперимента - student2.ru . Осуществить останов ДПТ в соответствии с п.3.4.

4. Снять механическую характеристику ДПТ обработка результатов эксперимента - student2.ru при обработка результатов эксперимента - student2.ru в режиме нагрузки ( обработка результатов эксперимента - student2.ru ).

4.1. Запустить ДПТ на холостом ходув соответствии с п.3.3. Движок реостата обработка результатов эксперимента - student2.ru установить в крайнее левое положение, что обеспечит обработка результатов эксперимента - student2.ru .

4.2. Постепенно нагрузить двигатель с помощью ЭМТ до номинального тока обработка результатов эксперимента - student2.ru , перемещая вправо движок реостата обработка результатов эксперимента - student2.ru . В процессе увеличения нагрузки снять 5-6 отсчетов момента обработка результатов эксперимента - student2.ru по шкале ЭМТ и частота вращения обработка результатов эксперимента - student2.ru (первый отсчет снять при М=О ), записав их в табл. 3.(прил.).

4.3. Согласовать результаты эксперимента с преподавателем, после чего разобрать электрическую цепь.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

1.По данным табл.2 на рис.8 (прил.) построить регулировочную характеристику в режиме холостого хода обработка результатов эксперимента - student2.ru ) . Отметить, подтверждают ли результаты эксперимента теоретическую зависимость (6).

2. По данным табл.3 на рис.9 (прил.) построить график механической характеристики обработка результатов эксперимента - student2.ru . Оценить жесткость механической характеристики, рассчитав изменение частоты вращения

обработка результатов эксперимента - student2.ru

Если обработка результатов эксперимента - student2.ru характеристика считается жесткой; при больших значениях - мягкой.

3. Провести анализ. характеристик ДПТ с параллельным. возбуждением. Результаты отразить в выводах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы особенности конструкции ДПТ?

2, Поясните принцип действия ДПТ .

3. Каково назначение- щеточно-коллекторного узла?

4. Начертите схему подключения к сети ДПТ с параллельным возбуждением

5. Приведите и объясните уравнение электрического состояния цепи якоря.

6. Что называется механической характеристикой ДПТ ? Привести уравнение механической характеристики и вид ее графика.

7. Поясните физический смысл понятия "жесткость" механической характеристики.

8. Назовите основные способы регулирования частоты вращения ДПТ с параллельным возбуждением и дайте их краткую характеристику.

9. Что называется регулировочной характеристикой ДПТ в режиме холостого хода ? Пояснить ее график.

10. Каковы особенности пуска ДПТ?

11. Как осуществить реверс ДПТ?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

10. Копылов И.Л. – Проектирование электрических машин. Учеб. М. Высшая школа 2005. – 767 с

11. Вольдек А.И. - Электрические машины переменного тока. учебник, 2008. – 350 с

12. Беспалов В.Я. – Электрические машины. Учебное пособие. Москва Академия 2006. – 320 с.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №15

«ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Изучить инструкцию и закрепить теоретические сведения о принципе действия и рабочих свойствах двигателей постоянного тона.

2. Освоить способы пуска,реверса и регулирования частоты вращения двигателя.

3. Освоить методику экспериментального исследования характеристик двигателя.

Конструктивная схема ДПТ   Основные соотношения, поясняющие принцип действия ДПТ.

M =

U =

E =

n =

обработка результатов эксперимента - student2.ru =

Рис.6

Паспортные данные ДПТ

Таблица 1

Тип обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru
                 

Схема для исследования характеристик ДПТ

обработка результатов эксперимента - student2.ru

Опытное определение зависимости обработка результатов эксперимента - student2.ru при U =

Таблица 2

обработка результатов эксперимента - student2.ru            
обработка результатов эксперимента - student2.ru            

Опытное определение зависимости обработка результатов эксперимента - student2.ru при U = , обработка результатов эксперимента - student2.ru

Таблица 3

обработка результатов эксперимента - student2.ru            
обработка результатов эксперимента - student2.ru            

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

           
           
           
           
           
           
обработка результатов эксперимента - student2.ru Зависимость обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru Механическая характеристика обработка результатов эксперимента - student2.ru

           
           
           
           
           
           

Рис.8 обработка результатов эксперимента - student2.ru рис.9 обработка результатов эксперимента - student2.ru

Расчетная зависимость обработка результатов эксперимента - student2.ru

Численная величина обработка результатов эксперимента - student2.ru

Расчетные зависимости, поясняющие поясняющие вид статических хар-к ДПТ

обработка результатов эксперимента - student2.ru обработка результатов эксперимента - student2.ru

Краткие выводы по работе

Группа___________Студент________________________________Дата_______

Преподаватель_______________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №16

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

СО СМЕШАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Изучить конструкцию и закрепить теоретические сведения о принципе действия и особенностях характеристик двигателей постоянного тока со смешанным возбуждением.

2. Освоить методику экспериментального анализа механической характеристики двигателя.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Анализ конструктивного исполнения, двигателей постоянного тока (ДПТ) и принцип их действия были подробно рассмотрены в лабораторной работе 15 (рис.1). В настоящей работе исследуются особенности характеристик ДПТ со смешанным возбуждением. В таких машинах на главных полюсах расположены две обмотки возбуждения (ОВ). Одна из них подключается параллельно обмотке якоря (ОЯ) и создает основное поле машины. Вторая обмотка, подключаемая последовательно к ОЯ, оказывает на поле вспомогательное действие. В зависимости от степени преобладания МДС одной из обмоток возбуждения, рассматриваемый ДПТ будет иметь характеристики, близкие с последовательным или параллельным возбуждением.

обработка результатов эксперимента - student2.ru
В большинстве случаев применяют согласное включение двух обмоток возбуждения (МДСобмоток складываются). При встречном включении ОВ F ослабляется и с ростом нагрузки частота вращения двигателя увеличивается. ДПТ работает неустойчиво. На рис.1 приведена принципиальная электрическая схема ДПТ со смешанным возбуждением и его типовые механические характеристики (ОВ включены согласно). Зависимость, определяющая механическую характеристику, может быть получена на основании уравнений установившего режима работы ДПТ (см. работу №15). Она имеет следующий вид.

обработка результатов эксперимента - student2.ru ,

где обработка результатов эксперимента - student2.ru

обработка результатов эксперимента - student2.ru

обработка результатов эксперимента - student2.ru

обработка результатов эксперимента - student2.ru

В исследуемом ДПТ Ф=сопst и с ростом нагрузки магнитный поток Ф будет увеличиваться вследствие увеличений IЯ, а следовательно и ФПОС . Тогда частота вращения двигателя будет уменьшаться быстрее с ростом момента нагрузки, чем в ДПТ с Ф=const. При чем, “жесткость” характеристики n=f(M) будет различной в ДПТ с преобладающей последовательной или параллельной обмотками.

Наши рекомендации