Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя
Введение
Редуктор - механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в который помещают элементы передачи - зубчатые колёса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазки зацеплений и подшипников (например, внутри корпуса редуктора может быть помещён шестерёнчатый масляный насос) или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).
Редуктор проектируют либо для привода определённой машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения. Второй случай характерен для специализированных заводов, на которых организовано серийное производство редукторов.
Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: тип передачи (зубчатые, червячные, цепные, ремённые и т.д.); число ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.); тип зубчатых колёс (цилиндрические, конические, коническо- цилиндрические и т.д.); относительное расположение валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные).
Редукторы бывают:
- одноступенчатые цилиндрические: корпуса чаще выполняют литыми чугунными, валы монтируют на подшипниках качения или скольжения;
- одноступенчатые конические: применяются для передачи движения между валами, оси которых пересекаются, межосевой угол обычно равен 90°;
- двухступенчатые цилиндрические: отличаются простотой, но из-за несимметричного расположения колёс на валах повышается концентрация нагрузки по длине зуба, в этих редукторах следует применять жёсткие валы;
- червячные: применяют для передачи движения между валами, оси которых перекрещиваются.
Редукторы широко применяют в различных областях машиностроения, особенно в подъёмно-транспортном, металлургическом, химическом машиностроении, судостроении и т.д.
При выполнении данной РГР разрабатывается механизм - редуктор цилиндрический одноступенчатый (рисунок 1). По типу передаваемой нагрузки - зацепление. По типу зацепления - зубчатое эвольвентное. По направлению зубьев - прямозубое, косозубое или шевронное. По принципу движения валов - простой механизм, в котором вал вращается вокруг своей оси. По конструктивному исполнению - закрытый механизм, который имеет общий жёсткий и герметичный корпус. По количеству ступеней - одноступенчатый.
В корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колёс были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, оттуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которые покрывают поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Применяется картерная смазка. Для наблюдения за уровнем масла в корпусе устанавливают жезловый масло- указатель (щуп). Подшипники смазывают тем же маслом, что и детали передач. При картерной смазке колёс подшипники качения смазываются брызгами масла. Во избежание излишнего полива маслом подшипники защищают маслозащитными кольцами. Для осмотра зубьев зацепления и залива масла при сборке в крышке предусматривается смотровое окно, закрываемое крышкой.
Рисунок I - Одноступенчатый цилиндрический зубчатый редуктор
Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя
Подбор электродвигателя, кинематические расчеты и определение вращающих моментов на валах зависят от исходных данных, приведенных в задании на РГР. В исходных данных задана окружная сила F, (кН) на барабане и приведены значения скорости ^ (м/с) движения ленты и диаметра D6 (мм) барабана.
- Определение погребной мощности привода
По исходным данным определяют потребную мощность привода, т.е. мощность на выходе (кВт)
= * (1)
где F, - тяговое усилие (кН);
V- скорость движения ленты (м/с).
- Определение коэффициента полезного действия
Коэффициент полезного действия (КПД) рассчитывается по формуле
(2)
где V,- КПД, учитывающий потери в соединительной муфте; г]2- КПД, учитывающий потери в подшипниках; п - количество пар подшипников;
КПД, учитывающий потери в цилиндрической зубчатой передаче;
т]А- КПД, учитывающий потери в клиноременной или цепной передаче.
Значения КПД отдельных элементов приведены в таблице I. Рекомендуется выбирать средние значения из приведенных интервалов. Значение КПД rj^ округляется до 3-х знаков после запятой.
- Определение частоты вращения приводного вала
Частота вращения приводного вала определяется по формуле (об/мин):
где Ds- диаметр барабана (мм).