Перечень экзаменационных вопросов

Классификация деталей машин. Критерии работоспособности деталей машин: прочность, износостойкость, жесткость, теплостойкость, вибростойкость. Надежность и долговечность деталей машин. Оптимальное проектирование деталей машин. Виды нагрузок, действующих на детали машин, расчетная нагрузка. Уравнения прочности и примеры их применения при расчетах деталей машин. Выбор запасов прочности и допускаемых напряжений при действии статических нагрузок. Допускаемые напряжения при переменных нагрузках, кривая выносливости. Проектировочные и проверочные расчеты деталей машин.

Назначение и роль передач в машиностроении. Общие энергетические и кинематические соотношения для механических передач вращательного движения.

Геометрия и кинематика ременных передач. Конструкция плоских и клиновых ремней. Упругое скольжение и буксование. Силы и напряжения в ремнях. Критерии работоспособности передач, расчет плоско - и клиноременных передач.

Зубчатые передачи, области их применения. Классификация зубчатых передач. Элементы и параметры зубчатых колес. Усилия в зацеплении. Критерии работоспособности и виды повреждений зубчатых колес. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения. Силы в зацеплении, расчетная нагрузка. Расчет прямозубых цилиндрических передач на сопротивление усталости по контактным и изгибным напряжениям. Особенности расчета косозубых цилиндрических передач.

Конические зубчатые передачи с прямолинейными и криволинейными зубьями. Силы в зацеплении конических зубчатых колес. Особенности расчета передач на контактную прочность. Особенности расчета зубьев на изгиб.

Червячные передачи. Кинематики и геометрия червячных передач. Виды повреждений, материалы, допускаемые напряжения. Расчет червячных передач на заедание. Расчет зубьев колеса на изгиб. Коэффициент полезного действия передач, тепловой расчет редуктора.

Цепные передачи. Классификация приводных цепей. Критерии работоспособности цепных передач. Зависимости для проектного расчета.

Конструкция и назначение валов и осей. Предварительный расчет валов. Расчет валов на сопротивление усталости.

Классификация и конструкция подшипников качения. Основные свойства наиболее распространенных типов подшипников качения. Критерии работоспособности подшипников. Расчет подшипников по статической и динамической грузоподъемности. Основные типы подшипников скольжения. Расчет подшипников скольжения в режиме смешанного и жидкостного трения.

Сварные соединения. Расчет на прочность сварных швов. Шпоночные, шлицевые соединения. Расчет соединений с призматическими, круглыми и сегментными шпонками. Резьбы и их классификация. Распределение осевой силы по виткам резьбы, расчет элементов резьбы. Коэффициент полезного действия винтовой пары, явление самоторможения. Расчет резьбовых соединений при статических и переменных нагрузках. Расчет группы болтов.

Муфты, назначение и классификация. Выбор муфт по расчетному моменту.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Оценка "отлично" выставляется студенту, глубоко и в полном объеме усвоившему программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически стройно излагающему его в устной или в письменной форме. При этом студент знает рекомендованную литературу, проявляет творческий подход и правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними уме­ниями и навыками при выполнении практических задач.

Оценка "хорошо" выставляется студенту, знающему программный материал, грамотно и по существу, излагающему его в устной или письменной форме, допускающему незначительные неточности в доказательствах, трактовках понятий и категорий. При этом студент владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических задач.

Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, знающему только основной программный материал, допускающему неточности, недостаточно четкие формулировки, непоследовательности в изложении ответов. При этом студент непрочно владеет умениями и навыками при выполнении практических задач.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту при его отказе от ответа, незнании значительной части программного материала. При этом студент допускает принципиальные ошибки в доказательствах, трактовках понятий и категорий, проявляет низкую культуру оформления зна­ний, не владеет основными умениями и навыками при выполнении практических задач.

Наши рекомендации