Страны, имевшие самолёт на вооружении

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru СССР

  • ВВС СССР
  • ВМФ СССР

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Болгария

  • ВВС Болгарии получили 120 боевых Ил-2 и 10 учебных Ил-2У в 1945 году. Самолёты использовались до 1954 года.

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Чехословакия

  • ВВС Чехословакии получили 33 боевых Ил-2 и 2 учебных Ил-2У. Самолёты использовались до 1949 года.

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Польша

  • ВВС Польши получили 250 штурмовиков Ил-2 между 1944 и 1946 годами. Все самолёты были сняты с вооружения в 1949 году.

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Монголия

  • ВВС Монголии получили 78 штурмовиков Ил-2 1945. Все самолёты были сняты с вооружения в 1954 году

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Югославия

  • ВВС Югославии получили 213 самолётов различных модификаций и эксплуатировали их до 1954 года.

Боевое крещение.

Одним из первых получил новые самолеты четвертый авиационный штурмовой полк (впоследствии седьмой гвардейский ШАП). До начала войны летчики полка успели совершить на них только несколько ознакомительных полетов.

27 июня 1941 г. штурмовики Ил-2 приняли боевое крещение на подступах к Березине и Бобруйску. Простая техника пилотирования, мощное вооружение, неуязвимость от огня наземного стрелкового оружия, а частично даже и от огня малокалиберных зенитных пушек, с самого начала войны сделали самолет Ил-2 даже в руках неопытных летчиков грозным средством борьбы с наземными войсками противника, особенно с его танками и мотопехотой.

В первые дни Великой Отечественной войны, используя свои высокие маневренные возможности, вражеские танки и мотопехота наносили массированные удары прежде всего в местах, слабо защищенных наземными противотанковыми средствами. В этих условиях особенно возрастала роль авиации, и то небольшое число самолетов Ил-2, которое тогда имелось в советских ВВС, использовалось для атак в первую очередь на бронетанковые и мотомеханизированные маршевые колонны наступающего противника. Самолеты Ил-2 наносили удары по скоплениям вражеских танков в местах выгрузки и сосредоточения, на марше, на заправке, в предбоевых порядках. Реже применяли штурмовики Ил-2 для уничтожения различных целей (пехоты, артиллерии, отдельных танков, укрепленных рубежей и т. п.) непосредственно на поле боя.

Поражение танков и мотопехоты осуществлялось всем бортовым оружием самолета Ил-2, состав и мощь которого оказались подобранными исключительно удачно. Уничтожение танков осуществлялось ракетными снарядами, стрельбой из пушек и бомбометанием. Практика боевой работы штурмовиков Ил-2 в первые дни войны показала, что отлично подготовленный летчик при условии удачного выхода на цель с дистанции 300-400 м боекомплектом ракетных снарядов поражает в среднем два танка, летчик с хорошей подготовкой — один-два танка и с удовлетворительной — не больше одного танка. Летчики доносили, что действие ракетных снарядов у цели очень эффективно, особенно при прямом попадании, и деморализующе действует на противника. Экипажи танков не выдерживали атаки ракетными снарядами и, остановив танки, покидали их на время атаки.

Пушки ШВАК и ВЯ с подкалиберными бронебойно-зажигательными и фугасными снарядами также зарекомендовали себя как надежное средство уничтожения бронетанковой техники и автотранспорта противника. Пушечным огнем с дистанции 600-1000 м в зависимости от уровня подготовки летчика уничтожались один—два танка при расходе боекомплекта снарядов. Бомбовые удары штурмовиков также наносили ощутимый урон противнику. В зависимости от характера цели Ил-2 мог брать самые разнообразные бомбы — массой 250; 100; 50; 25; 15; 10; 2,5 и 1 кг. Пулеметный огонь штурмовиков наносил большой урон живой силе, автотранспорту и другим легкоуязвимым объектам. Опыт показал, что огонь из пулеметов по нормально рассредоточенной, но не укрывшейся пехоте поражал до 20-30 солдат противника при расходе 1000 патронов боекомплекта.

Боевой опыт вскрыл и существенный недостаток самолета, который задолго до этого предвидел С. В. Ильюшин, - его уязвимость от атак вражеских истребителей сзади. С первых дней войны в ОКБ стали поступать пожелания фронтовых летчиков об установке в хвостовой части самолета или дистанционно управляемого летчиком пулемета, или кабины стрелка с оборонительным пулеметом, как это было сделано на первом опытном самолете ЦКБ-55. Эти пожелания поступали и в Ставку Верховного Главнокомандования.

Одновременно летчики отмечали исключительную живучесть самолета Ил-2, надежность бронекорпуса, хорошо защищавшего пилота, двигатель и топливные баки. Для защиты от нападения истребителей противника одноместные штурмовики Ил-2 стали применять тактику нанесения ударов по наземным целям из так называемого свободного круга с дистанцией между самолетами 150-500 м. При появлении вражеских истребителей свободный круг быстро перестраивался в замкнутый оборонительный круг, в котором впереди идущий Ил-2 прикрывался мощным огнем наступательного вооружения сзади летящего самолета. Постепенно формировались и другие тактические приемы борьбы штурмовиков с истребителями.

В самых неблагоприятных условиях начала войны, действуя при сильнейшем огневом противодействии наземных войск и превосходстве противника в воздухе, самолеты Ил-2 не только сумели выжить как тип, что удалось далеко не всем другим более скоростным самолетам, но и смогли нанести противнику существенные потери в живой силе и технике. С каждым днем войны в ожесточенных боях росла боевая выучка летчиков-штурмовиков, совершенствовалась тактика, расширялась сфера боевого применения и увеличивалась сила ударов самолетов Ил-2 по врагу. Фронт требовал как можно больше самолетов Ил-2.

Оценка самолета.

«Летающий танк» Ильюшина был самым многочисленным самоле­том II мировой войны, и наиболее распространенным в ВВС Красной Армии.

Уже во время войны Ил-2 за­воевал огромную популярность не­смотря на свои недостатки и неудачность примитивной конструкции. До 90-х годов повсеместно считали этот самолет весьма совершенным и не имеющим аналога в авиации других стран.

Ил-2 мог бы быть хорошим штурмовиком, если бы был соответ­ствующим образом спроектирован. Однако, как нетрудно заметить Ил-2 уже в момент своего рож­дения был самолетом устаревшим, не соответству­ющим предъявляемым требованиям. Только ус­ловия поставленные военным руководством, при­вели к переделке самолета до такого состояния, которое делало возможным его боевое применение. Из-за необходимости идти на определенные комп­ромиссы Ил-2 уже с самого рождения получил свои слабые черты. Самой существенной из них была необычайно подверженная повреждениям (несмот­ря на бронирование) система охлаждения масла, размешенная под фюзеляжем самолета. Дополни­тельным недостатком такого расположения ради­аторов было то, что они находились почти в том же месте, что и водяные радиаторы и главный топ­ливный бак - это позволяло полностью уничтожить «штурмовик» одной удачной очередью из 20 мм пушки с близкого расстояния.

Еще одной слабой чертой оказалась и полностью деревянная, и поэтому слабая конст­рукция хвоста самолета, вся его зад­няя часть могла быть отстрелена хо­рошей очередью, даже из обычного пулемета. Во время войны, при жестких посадках на полевых аэродромах, недостаток прочности конструкции деревянных хвостов проявлялся еще скорее. Это приводило не только к деформации хвостов, но и попросту к трещинам или даже излому. Поэтому пилотам часто приходилось летать на техни­чески неисправных самолетах.

К это­му же необходимо добавить двигате­ли, которые производились из низко­сортных материалов. Степень износа дви­гателей определяли по цвету масла. Если в нем появлялись серебряные блестки, это означало, что двигатель начинает «разваливаться», н его не­обходимо как можно скорее менять. Тем не менее, ожидая такой замены, пилот должен был выполнять на та­кой машине еще несколько боевых вылетов.

Следующим слабым местом Ил-2 была его очень плохая манев­ренность, которая делала невозмож­ным для него пассивную оборону от истребителей противника, особенно присуще это было одноместному ва­рианту. Дополнительным обстоятельством, усиливающим этот недо­статок, была сама кабина летчика. Ее конструкция была такова, что пилот никогда не мог заметить атакующего его само­лета и поэтому не мог понять в ка­кую сторону уклоняться. К тому же «штурмовики» летали в плотном строю, не выполняя маневров уклонения. Собственно именно эти два обстоятельства - пло­хой обзор и маневренность, а не отсутствие заднего стрелка были причиной (кроме слабой и не­удовлетворительной защиты со сто­роны своих истребителей сопровож­дения) потерь во время встреч с не­мецкими истребителями.

С другой стороны, если рассматривать причи­ны потерь от огня противовоздуш­ной обороны, то на первый план вы­ходят плохая маневренность и малая скорость, а так же невозможность полета на высотах более 3000-3500 м (из-за потери мощности двигателя), что приводило к тому, что самолеты постоянно находились в зоне досяга­емости огня зенитных средств даже малого калибра.

Совокупность этих конструк­тивных недостатков и упущений можно считать первым пунктом в перечислении слабостей Ил-2. В этот пункт необходимо включить и не­удачно скомпонованную броню, а так же ее отсутствие у стрелка. Из-за при­менения тяжелого бронекорпуса, а не отдельных броневых плит, только в тех местах, где это было не­обходимо, неоправданно увеличи­лась масса брони, а вместе с тем и размеры самолета. Если говорить о стрелке, то он вообще был лишен брони в фонаре своей кабины.

Ко второму пункту относит­ся вооружение и оборудование само­лета: малое количество патронов к пулемету, отсутствие хорошего бом­бового прицела и прицела для веде­ния огня из пушек, а так же низкая эффективность пушек ВЯ-23, вызван­ная сильным рассеиванием их снаря­дов. Машина имела так же малую грузоподъемность.

Третий пункт - это, прежде все­го низкое качество материалов, ко­торое приводило к очень быстрому износу планера. Его клеевые соеди­нения расклеивались, при многочис­ленных попаданиях 20 мм снарядов образовывались дыры, как от попа­дания снаряда калибра не менее 75 мм. Двигатели изготовленные из низ­косортных материалов быстро изна­шивались, а многократный ре­монт его узлов выполнявшийся по различным технологиям, порождал различные проблемы, следствием ко­торых было падение его мощности, а следовательно и максимальной ско­рости.

Большое значение имело от­сутствие радиостанции (в период с осени 1941 г. до весны 1943 г.). а ког­да уже была начата ее установка, то оказалось, что в частях нет шлемов с наушниками, либо их качество очень низкое. Ситуация в этом вопросе ста­ла улучшаться только с конца 1943 г.

Четвертый пункт, это очень плохая обученность летного состава, а так же очень примитивная такти­ка. Обе причины имели колоссальное влияние на продолжительность жиз­ни самолетов и их высокие потери.

Подводя итог вышеизложен­ному можно утверждать, что Ил-2 был слабым самолетом, причем его сла­бость не была вызвана неверными решениями высшего руководства, а проистекала из объективных причин, либо из неверных конструктивных решений. Необходимо особо подчер­кнуть, что самолет был плохо заду­ман и плохо сконструирован. Это подтверждает и мнение немецких пи­лотов, которые имели возможность облетать захваченные Илы и которые отмечали их плохие пилотажные ка­чества. Именно конструктивные ошибки приводили к таким большим потерям, что экипажи летающие на Ил-2 заработали себе кличку «ками­кадзе». Лучшим доводом в доказа­тельство справедливости такого вы­ражения был факт, что на каждые 11 боевых вылетов одноместных Илов приходилась одна потеря. В боях под Воронежем летом 1942 г., по одному самолету терялось в каждом из 4 боевых вылетов, а для двухместных машин этот показатель составлял - одна потеря на 26 боевых вылетов.

Эту разницу в показателях потерь для одномест­ных н двухместных Илов не следует, однако, связывать только с появлени­ем стрелка. Она возникла так же и за счет изменения тактики применения «Штурмовика», усиления истреби­тельного сопровождения, роста ини­циативы ВВС Красной Армии во вто­рой половине войны, большей дисп­ропорции сил воюющих сторон и других объективных факторов.

Заключение.

Штурмовик Ил-2 появился очень своевременно и сыграл исключительно важную роль в сдерживании немецких танков и мотопехотных колонн в начальный период войны, а затем помог нашим войскам развивать наступление. Это был, пожалуй, единственный наш самолёт, который в 1941 году в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации продолжал громить наступавшего противника. За время Второй Мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любых других. Не секрет, что на протяжении почти всей войны "Илы" составляли более половины общей численности наших ВВС. Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте. Надо было бить врага всеми силами и средствами. И "Илы" это делали...

Список литературы.

· Сергей Кузнецов. Бронированный штурмовик Ил-2. — Экспринт, 2004.

· Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988.

· Растренин О. В. Штурмовик Ил-2. Летающий танк. — ЭКСМО, 2007. Козлов П. Я. «Илы» летят на фронт. — М.: ДОСААФ, 1976.

· Александров С. С. Крылатые танки. — М.: Воениздат, 1971.

· Драбкин А. Я дрался на Ил-2. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.

· Емельяненко В. Б. Ил-2 атакует. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.

· Арсентьев И. А. Короткая ночь долгой войны. — М.: Воениздат, 1988.

· http://pro-samolet.ru

· http://airwar.ru

· http://vspomniv.ru

· http://www.airpages.ru

· http://www.aplanes.ru

Приложение.

Первые советские бронированные штурмовики
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru
ТШ-Б (1930 г.) ТШ-1 (1931 г.)
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru
ТШ-3 (1933 г.)

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru

Разработчик: ЦКБ
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Страна: СССР
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Первый полет: 1931
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Штурмовик ТШ-2
     

Самолеты Поликарпова

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru

Самолет-разведчик Р-5

 
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru
       
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Разработчик: Поликарпов
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Страна: СССР
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Первый полет: 1931
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Тип: Легкий штурмовик Р-5Ш
   

ШТУРМОВИК Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный)

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru

Р-ЗЕТ

Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru

Многоцелевой самолет «Иванов» конструкции Н.Н.Поликарпова

БШ-1
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru
       
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Разработчик: Кочеригин
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Страна: СССР
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Первый полет: 1937
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Тип: Штурмовик-бомбардировщик
   
БШ-2 (ЦКБ-55)
       
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru
       
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Страна: СССР
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Первый полет: 1939
Страны, имевшие самолёт на вооружении - student2.ru Тип: Бронированный штурмовик
   
БШ-2 (ЦКБ-57)

Наши рекомендации