Основы проектирования деталей машин 4 страница

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru вращающий момент на валу колеса;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru начальный диаметр зубчатого колеса;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru угол зацепления.

При расчете зубчатых колес на контактную прочность вводятся понятия удельной нагрузки Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и удельной расчетной нагрузки Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Удельная нагрузка определяется из условия, что силы передаются по всей длине Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru контактных линий

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Общая длина Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru контактных линий зависит от ширины Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru венца колеса и коэффициента перекрытия Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , поэтому в расчетах используют минимальное значение длины контактной линии.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий повышение несущей способности зубчатых колес с увеличением коэффициента перекрытия.

В этом случае удельная нагрузка будет равна

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

В действительности нагрузка на зубья значительно отличается от удельной номинальной нагрузки. В связи с этим вводятся поправочные коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации, и расчетная удельная нагрузка Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru определяется по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий одновременное участие в передаче нагрузки нескольких пар зубьев;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки по ширине зуба;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние удара в момент входа зуба в зацепление.

Материалы зубчатых колес. Величина передаваемой нагрузки, допускаемая по контактной прочности зубьев, определяется в основном твердостью материала. Для изготовления зубчатых колес в основном используются стали. В зависимости от термообработки стальные зубчатые колеса подразделяются на две группы:

- с твердостью Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru (зубчатые колеса нормализованные или улучшенные);

- с твердостью Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru (зубчатые колеса с объемной закалкой, закалкой токами высокой частоты, азотированные и др.).

В основном используют нормализованные и улучшенные зубчатые колеса, так как при их изготовлении можно получить высокую точность без применения шлифования и притирки, они хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению при динамических нагрузках.

Для лучшей прирабатываемости зубчатых колес твердость шестерни назначают на 10 …30 единиц больше твердости зубчатого колеса.

Допускаемые напряжения.Допускаемые напряжения изгиба Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru при расчете на выносливость определяются по формуле:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние абсолютных размеров зубьев;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние абсолютных размеров колес;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент безопасности;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru предел выносливости зубьев, соответствующий заданному числу циклов нагружения, МПа.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru предел выносливости зубьев, соответствующий базовому числу циклов нагружения, МПа;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияния шлифования переходной поверхности зубьев;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности зубьев;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий двухстороннее приложение нагрузки;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент долговечности.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru базовое число циклов нагружения;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru эквивалентное число циклов нагружения.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru число зацеплений зуба за один оборот колеса;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru частота вращения зубчатого колеса, об/мин;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru время работы передачи, час.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru срок работы передачи, год;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент работы передачи в году;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент работы передачи в сутках.

Допускаемые контактные напряжения определяются по формуле: Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние шероховатости;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние размеров колеса;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние смазки;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент безопасности;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru предел контактной выносливости зубьев, соответствующий фактическому числу циклов нагружения.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru предел контактной выносливости зубьев, соответствующий базовому числу циклов нагружения;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент долговечности.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru базовое число циклов нагружения;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru эквивалентное число циклов нагружения.

Расчет прочности зубьев по контактным напряжениям.Максимальные контактные напряжения возникают, когда зацепление зубьев происходит в полюсе зацепления. В этом случае в зацеплении находится одна пара зубьев. В качестве исходной формулы принимаем формулу Герца для определения контактных напряжений в случае контакта двух цилиндров

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru удельная нагрузка;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru приведенный модуль упругости;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru приведенный радиус кривизны;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент Пуассона.

Приведенный радиус кривизны определяется из соотношения

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru радиусы кривизны контактирующих профилей.

Для эвольвентного зубчатого зацепления Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , тогда Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru передаточное число.

Знак «+» соответствует внешнему зацеплению колес, а знак «-» - внутреннему.

Заменяя в формуле Герца удельную нагрузку Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru на удельную расчетную нагрузку Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и подставляя значения величин Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , получаем

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru .

По данной формуле можно оценить возможность передачи требуемого крутящего момента конкретной зубчатой передачей. Для получения формулы для проектного расчета учтем, что Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , тогда Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент диаметра;

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент ширины колеса.

Расчет зубьев на прочность при изгибе.При расчете зубьев на изгиб рассматривается случай, когда нормальная сила Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru действует в точке, лежащей на окружности вершин зубьев (рис. 17.2). В результате пластической деформации она направлена под углом Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru несколько большим, чем угол зацепления Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru .

Нормальную силу Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru перенесем по линии действия в точку, лежащую на оси симметрии зуба, и разложим на горизонтальную силу Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и вертикальную силу Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru . Горизонтальная сила Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru будет изгибать зуб. Максимальный изгибающий момент, равный Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru будет действовать у ножки зуба. Вертикальная сила Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru сжимает зуб.

Построим эпюры напряжений, действующих у основания зуба. Напряжения сжатия и напряжения изгиба будут рассчитываться по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Рис. 17.2

Выражая Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru через окружную силу Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , учитывая, что Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , получим

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru ширина зуба.

Экспериментальные данные показывают, что поверхностные слои материала зуба оказывают меньшее сопротивление переменным растягивающим напряжениям, чем напряжениям сжатия.

Суммарное номинальное напряжение на растянутой стороне зуба в опасном сечении равно

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Действительные напряжения Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru будут отличаться от номинальных напряжений. Особенность работы зуба в зацеплении учитывается соответствующими коэффициентами: Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru наличие концентрации напряжения на переходной поверхности зуба; Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru неравномерность распределения нагрузки между зубьями, Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба и Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru наличие удара в момент входа зуба в зацепление. Поэтому действительное напряжение будет равно:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Подставляя значение Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , получаем

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Принимая во внимание, что коэффициент формы зуба Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru равен

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , получаем Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Условие прочности будет выполняться, если

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru допускаемое напряжение на изгиб.

Учитывая, что Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , и решая данное уравнение относительно модуля Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , получим следующую формулу для проектного расчета на изгиб

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru коэффициент модуля колеса.

Коэффициент Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru выбирается в зависимости числа зубьев Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru .

Особенности геометрии косозубой цилиндрической передачи. В косозубой цилиндрической передаче (рис. 17.3) линия зуба наклонена к оси вращения под углом Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru . В связи с этим зуб входит в зацепления не сразу, а постепенно. В зацеплении может одновременно находиться несколько пар зубьев. В результате чего уменьшается шум и увеличивается плавность зацепления.

В косозубой зубчатой передаче различают три шага: нормальный шаг Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , торцовый шаг Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и осевой шаг Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , а следовательно, и три модуля: нормальный модуль Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , который является стандартным, торцовый модуль Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и осевой модуль Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru . Торцовый и осевой модули выражаются через нормальный по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Рис. 17.3

Делительный диаметр косозубого цилиндрического колеса рассчитывается по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Высота головки и ножки зуба соответственно равны

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

В этом случае диаметр вершин и диаметр впадин зубьев рассчитываются по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Прочность зуба косозубого колеса определяют размеры и форма в нормальном сечении. Форму зуба в нормальном сечении определяют через параметры эквивалентного прямозубого колеса.

Нормальное сечение косозубого колеса представляет эллипс (рис. 17.4) с полуосями Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru Зацепление зубьев происходит на малой полуоси. Радиус кривизны Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru на малой полуоси эллипса равен

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Рис. 17.4

В соответствии с этим форма косого зуба в нормальном сечении определяется эквивалентным прямозубом колесом, диаметр которого

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru а число зубьевc Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Увеличение эквивалентных параметров ( Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru ) с увеличением угла Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru является одной из причин повышение несущей способности косозубых передач.

Расчет на контактную и изгибную прочность.Проектный расчет на контактную прочность и на изгиб косозубых зубчатых передач производят по формулам аналогичным, что и для прямозубых передач.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Различие заключается в коэффициентах Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru . Это связано с тем, что суммарная длина контактной линии постоянна, отличие в приведенном радиусе кривизны и определяется нормальный модуль зацепления, а не торцовый. Поэтому коэффициенты принимают значения Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , а коэффициент формы зуба Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru выбирается для числа зубьев эквивалентного колеса, которое равно Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Рис. 17.5

Силы, действующие в косозубой цилиндрической передаче.В косозубой зубчатой передаче нормальную силу раскладывают на три составляющие (рис. 17.5): окружную силу Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru осевую силу Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и радиальную силу Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru Нормальную силу, действующую в зацеплении, определяют по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Конические зубчатые передачи. Конические зубчатые передачи (рис. 17.6) предназначены для передачи вращательного движения между пересекающими осями. Угол Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , под которым могут пересекаться оси, может изменяться от 100 до 1700 . Наибольшее распространение нашли конические передачи, когда угол Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru В конической передаче одно колесо имеет консольное расположение, поэтому ее нагрузочная способность на 15% ниже, чем у цилиндрической передачи. Конические зубчатые колеса могут быть с прямым, косым и кривым зубом. Если направление линии зуба колеса проходит через ось вращения, то такая передача называется – прямозубой. У конической косозубой передаче направление линии зуба является касательной к какой-то окружности. Линия зуба кривозубого конического колеса очерчена по кривой линии, чаще всего по окружности.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Рис. 17.6

Так как оси колес пересекаются (рис. 17.7), то начальные поверхности являются конусами, углы которых определяются по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru передаточное число.

Для ортогональных передач

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Параметры прямозубых конических колес принято рассчитывать на поверхности внешнего дополнительного конуса, образующая которого перпендикулярна к образующей делительного конуса.

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Рис. 17.7

Делительный диаметр на дополнительном конусе

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru внешний торцовый модуль.

Внешний торцовый модуль может иметь не стандартное значение, но на практике его чаще всего округляют до ближайшего стандартного.

Важнейшим параметром конической передачи является внешнее конусное расстояние Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru , которое рассчитывается следующим образом,

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Ширину зубчатого венца Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru (рис. 17.7) рекомендуется принимать Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru или Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru . Внешняя высота головки зуба Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru а ножки зуба - Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Среднее конусное расстояние Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и средний окружной модуль Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru определяются по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Угол ножки зуба Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и угол головки зуба Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru находят

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Угол конуса вершин Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и угол конуса впадин Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru равны

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Внешний диаметр вершин зубьев Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru и внешний диаметр впадин зубьев Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru рассчитывают по формулам:

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Передаточное отношение ортогональной конической передачи определяют

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Расчет конических передач по контактным напряжениям. В качестве исходной формулы принимается формула Герца

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Коническая передача заменяется эквивалентной прямозубой цилиндрической передачей, у которой делительные диаметры и числа зубьев равны

Основы проектирования деталей машин 4 страница - student2.ru

Наши рекомендации