Выбор размерной группы вкладышей 2 страница

11 Проследите электропроводку двига­
теля/трансмиссии до соединителей на
левой стороне моторного отсека. Отклю­
чите соединители и открутите болт креп­
ления ремня заземления. Открутите кре­
пежные скобы жгута проводов от кузова,
затем освободите жгут, чтобы электро­
проводку можно было удалить вместе с
силовым агрегатом. Сделайте это и на
правой стороне, но заметьте, что для
доступа к болту крепления ремня зазем­
ления необходимо удалить крышку бло­
ка предохранителей (см. иллюстрации).

12 Открутите насос рулевого усилителя
и сместите его от двигателя, не отсоеди­
няя шланги (см. Раздел 10). Открутите
болт крепления и освободите крепеж­
ную скобу шланга рулевого усилителя от
впускного коллектора.

13 На ранних моделях, у которых при­
вод спидометра подсоединен к гидро­
проводу рулевого усилителя, ослабьте

хомуты и отсоедините шланги от приво­да (см. Раздел 7). Закупорьте концы шлан­гов и соединительные муфты привода, чтобы минимизировать потерю жидко­сти и предотвратить попадание грязи в блок.

14 На моделях, оборудованных воздуш­
ным кондиционером, снимите вспомога­
тельный приводной ремень (см. Раздел
1), затем открутите компрессор и смес­
тите его от двигателя. Подвяжите комп­
рессор к кузову, не отсоединяйте трубки
с хладагентом (см. предупреждения в
Разделе 3).

15 Снимите шпильки и шайбы, крепя­
щие тросики выбора передач к рычагам
трансмиссии (см. Раздел 7), затем откру­
тите болты крепления и отделите кронш­
тейн тросиков от верхней стенки транс­
миссии.

16 В направлении от главного цилиндра
освободите шланг/трубку гидропривода
сцепления (см. Раздел 6). Открутите бол­
ты крепления исполнительного цилинд­
ра и отведите его вместе с трубкой/шлан-
гом от трансмиссии. Полностью
втолкните штангу в исполнительный
цилиндр и закрепите ее в этом положе­
нии тугой резинкой или стяжкой (чтобы
поршень не смог случайно выскочить
под усилием пружины).

Предупреждение: Пока цилиндр не бу­дет установлен на трансмиссию, не нажимайте на педаль сцепления.

17 Действуя как описано в Разделе 8,
разъедините внутренние приводные валы
от промежуточных валов и трансмиссии.
Обратите внимание, что полностью сни-

мать приводные валы нет необходимос­ти, их можно оставить присоединенны­ми к ступицам.

Примечание: Следите за тем, чтобы валы не висели под собственным весом, иначе могут быть повреждены ШРУСы/ защитные чехлы.

18 Подведите специальную лебедку к

моторному отсеку, присоедините ее к монтажным проушинам двигателя/транс­миссии и слегка приподнимите силовой агрегат.

19 Ослабьте и снимите сквозной болт из
заднего подвеса двигателя/трансмиссии.
Где необходимо, также открутите крон­
штейн от правой стороны подвеса.

20 Открутите сквозной болт с шайбой,
крепящий монтажную связь переднего
подвеса к двигателю/трансмиссии и уда­
лите специальную гайку из кронштейна
подвеса.

21 Открутите сквозной болт с левого
подвеса, затем открутите крепежные гай­
ку/болт и снимите подвес.

22 Открутите сквозной болт, затем откру­
тите крепежные гайки и снимите сборку
правого подвеса с кожуха трансмиссии.

23 Еще раз проверьте, чтобы компонен­
ты, которые могут мешать снятию дви­
гателя/трансмиссии с автомобиля, были
удалены или отсоединены, а приводные
валы надежно подвязаны на шпагате.

24 Поднимите силовой агрегат из мо­
торного отсека, стараясь не повредить
окружающие компоненты (см, иллюст­
рацию).

25 Опустите блок на землю перед авто­
мобилем.

Общие процедуры переборки двигателя




Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru Разделение

26 Разместите силовой агрегат на вер­
стаке или на чистом полу и подоприте
его деревянными брусками.

27 Открутите монтажные болты и сни­
мите промежуточный вал с задней части
блока цилиндров (см. Раздел 8).

28 Открутите болты крепления и сни­
мите нижнюю крышку маховика с транс­
миссии.

29 Открутите болты крепления и сни­
мите стартер (см. Раздел 5).

30 Отверните болты крепления транс­
миссии к двигателю. Запомните место­
положение каждого болта (и закреплен­
ных ими кронштейнов).

31 Осторожно отделите трансмиссию от двигателя, не допуская провисания ко­робки на первичном валу.

32 Если направляющие штифты сидят
свободно, снимите их, чтобы при сборке
установить по месту.

Установка

33 Если двигатель и трансмиссия был
разделены, выполните действия, описан­
ные ниже в пунктах 34-40. Иначе сразу
же переходите к пункту 41.

34 Убедитесь, что пазы в диске сцепле­
ния и входном вале трансмиссии чис­
тые и сухие. Нанесите небольшое коли­
чество высокотемпературной смазки
(например, Urea Grease UM264) на ось
вилки выключения сцепления и контак­
тные поверхности вилки, подшипника и
картера трансмиссии. Смазки должно
быть умеренное количество, иначе она
может попасть на фрикционный диск
сцепления.

35 Убедитесь, что установочные штыри
вставлены на прежние места и компонен­
ты механизма выключения сцепления ус­
тановлены правильно (см. Раздел 6).

36 Аккуратно соедините трансмиссию с
двигателем. Следите за тем, чтобы транс­
миссия не опиралась своим весом на вход­
ной вал.

37 Вкрутите на свои места болты креп­
ления трансмиссии к двигателю и заж­
мите их регламентированным усилием
затяжки.

38 Установите стартер и закрепите его,
завернув монтажные болты усилием за­
тяжки, регламентированным Специфи­
кациями (см. Раздел 5).

39 Установите нижнюю крышку махо­
вика на трансмиссию и зажмите ее болты
крепления с требуемым усилием.

40 Установите промежуточный вал и
зажмите болты его кронштейна усилием
затяжки, регламентированным Специфи­
кациями (см. Раздел 8).

Примечание: Перед установкой вала рекомендуется заменить сальник при­водного вала (см. Раздел 7).

41 Подсоедините лебедку и подъемное
устройство к монтажным проушинам
двигателя. С помощью ассистента под­
нимите силовой агрегат над моторным
отсеком.

42 Наклоняйте блок по мере необходи­
мости, чтобы не зацепить прилегающие
компоненты, и опустите сборку в мотор­
ный отсек.

43 Совместите двигатель/трансмиссию
с передним и задним подвесами.

44 Установите правый подвес на транс­
миссию, вставьте сквозные болты и на­
живите обе монтажные гайки.

45 Установите левый подвес, вставьте
сквозной болт и наживите монтажную
гайку.

46 Вставьте специальную гайку перс-
дней монтажной связи в паз кронштей­
на, затем установите сквозной болт с
шайбой и слегка зажмите его.

47 Установите сквозной болт заднего подвеса и зажмите его вручную. Где необходимо, установите кронштейн на подвес.

48 Качните двигатель, чтобы уладить
положение компонентов подвесов, за­
тем в следующей последовательности
зажмите все монтажные гайки и болты
усилием затяжки, регламентированным
Спецификациями:

1 Гайка и болт левого подвеса к крон­
штейну.

2 Гайки правого подвеса к трансмис­
сии.

3 Сквозной болт левого подвеса.

4 Сквозной болт правого подвеса.

5 Сквозной болт заднего подвеса, гай­
ка и болт кронштейна (где имеется).

6 Сквозной болт переднего подвеса.

49 Когда все монтажные гайки и болты
будут зажаты с требуемым усилием, от­
соедините лебедку от силового агрегата.

50 Далее процедура установки прово­
дится в обратном порядке, с учетом сле­
дующего:

a) Убедитесь в том, что вся электро­
проводка правильно проложена, зак­
реплена всеми скобами и стяжками,
и наделено подключена.

b) Перед соединением правого привод­
ного вала с трансмиссией замените
сальник вала (см. Раздел 7).

Ь) Правильно подсоедините все потре­воженные шланги и надежно закре­пите их хомутами.

d) Установите исполнительный ци­
линдр и надежно закрепите трубку/
шланг гидросистемы всеми необхо­
димыми скобами. В заключение, про­
верьте функционирование сцепления
(см. Раздел 6).

e) Подсоедините тросики выбора пе­
редач к трансмиссии, используя но­
вые шпильки и проведите регулиров­
ку, как описано в Разделе 7.

j) Отрегулируйте тросик педали газа (см. Раздел 4).

g) Заполните двигатель и трансмис­сию нормативным количеством мас­ла (см. Раздел 1).

h) Заполните систему охлаждения (см. Раздел 1).

i) На ранних моделях, у которых привод спидометра подсоединен к гидропро­воду рулевого усилителя, прокачайте гидросистему (см. Раздел 10).

Двигатель/автоматическая

трансмиссия- снятие, разделение и установка

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru Снятие

Примечание: Двигатель снимается с автомобиля только в сборе с трансмис­сией; после чего их можно разделить для ремонтных работ.

1 Выполните действия, описанные в
пунктах 1-14 из Главы 4.

2 Промаркируйте шланги охладителя
трансмиссионной жидкости и их соеди­
нительные муфты на передней части кар­
тера трансмиссии. Передавите шланги
зажимами, затем ослабьте хомуты и от­
соедините шланги от трансмиссии. Заку­
порьте открытые концы.

3 Открутите винты крепления и сни­
мите монтажную пластину тросика пе­
реключения с основания блока транс­
миссии (см. Раздел 7). Отогните язычки
блокирующей пластины, затем открути­
те болт крепления и отделите рычаг вы­
бора от вала трансмиссии. Удалите бло­
кирующую пластину и отведите тросик
от трансмиссии.

4 Снимите силовой агрегат как описа­
но в пунктах 17-25 из Главы 4. Следите за
тем, чтобы не потерялись резиновые изо­
лирующие шайбы, которые установле­
ны на верхнем конце передней монтаж­
ной связи.

Разделение

5 Разместите силовой агрегат на вер­
стаке или на чистом полу и подоприте
его деревянными брусками.

6 Открутите монтажные болты и сни­
мите промежуточный вал с задней части
блока цилиндров (см. Раздел 8).

7 Открутите болты крепления и сни­
мите нижнюю крышку приводного дис­
ка с основания картера трансмиссии.

8 Открутите болты крепления и сни­
мите стартер (см. Раздел 5).

9 Открутите болты, крепящие гидро­
трансформатор к приводному диску на
коленвале. Добраться к болтам можно
через проем защитной крышки. Открути­
те видимый болт, затем проворачивайте
шкив коленвала и открутите оставшиеся
болты. Всего должно быть восемь болтов.

10 Отверните болты крепления транс­
миссии к двигателю. Запомните место­
положение каждого болта (и закреплен­
ных ими кронштейнов).

11 Полностью толкните гидротрансфор­
матор на вал трансмиссии, затем осторож­
но отделите трансмиссию от двигателя.
Если направляющие штифты сидят сво­
бодно, снимите их, чтобы при сборке уста­
новить поместу.Зафиксируйте гидротран­
сформатор врабочем положении, закрепив
металлический стержень к кожуху.

Установка

12 Если двигатель и трансмиссия был
разделены, выполните действия, описан-



Общие процедуры переборки двигателя



Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru ные ниже в пунктах 13-20. Иначе сразу же переходите к пункту 21.

13 Убедитесь, что установочные штыри
вставлены на прежние места в двигателе
или трансмиссии.

14 Снимите фиксирующую пластину и
убедитесь, что гидротрансформатор выд­
винут в рабочее положение.

15 Аккуратно соедините трансмиссию с
двигателем, совмещая гидротрансфор­
матор с отверстиями в приводном диске.

16 Вкрутите на свои места болты креп­
ления трансмиссии к двигателю и заж­
мите их регламентированным усилием
затяжки.

17 Вкрутите болты крепления гидро­
трансформатора и зажмите их усилием
затяжки, регламентированным Специфи­
кациями (см. Раздел 7).

18 Установите нижнюю крышку при­
водного диска и зажмите ее болты креп­
ления с требуемым усилием.

19 Установите стартер и закрепите его,
завернув монтажные болты усилием за­
тяжки, регламентированным Специфи­
кациями (см. Раздел 5).

20 Установите промежуточный вал и
зажмите болты его кронштейна усилием
затяжки, регламентированным Специфи­
кациями (см. Раздел 8). -

Примечание: Перед установкой вала рекомендуется заменить сальник при­водного вала (см. Раздел 7).

21 Подсоедините лебедку и подъемное
устройство к монтажным проушинам
двигателя. С помощью ассистента под­
нимите силовой агрегат над моторным
отсеком.

22 Наклоняйте блок по мере необходи­
мости, чтобы не зацепить прилегающие
компоненты, и опустите сборку в мотор­
ный отсек.

23 Убедитесь, что резиновые изолиру­
ющие шайбы правильно установлены на
верхнем конце передней монтажной свя­
зи, затем совместите двигатель/трансмис­
сию с передним и задним подвесами.

24 Установите правый подвес на транс­
миссию, вставьте сквозные болты и на­
живите монтажные гайки.

25 Установите левый подвес, вставьте
сквозной болт и наживите монтажную
гайку.

26 Вставьте специальную гайку пере­
дней монтажной связи в паз кронштей­
на, затем установите сквозной болт с
шайбой и слегка зажмите его.

27 Установите сквозной болт заднего под­
веса и зажмите его вручную. Где необхо­
димо, установите кронштейн на подвес.

28 Качните двигатель, чтобы уладить
положение компонентов подвесов, за­
тем в следующей последовательности
зажмите все монтажные гайки и болты
усилием затяжки, регламентированным
Спецификациями:

1 Гайка и болт левого подвеса к крон­
штейну.

2 Гайки правого подвеса к трансмис­
сии.

3 Сквозной болт левого подвеса.

4 Сквозной болт правого подвеса.

5 Сквозной болт заднего подвеса, гай­
ка и болт кронштейна (где имеется).

6 Сквозной болт переднего подвеса.

29 Когда все монтажные гайки и болты
будут зажаты с требуемым усилием, от­
соедините лебедку от силового агрегата.

30 Далее процедура установки прово­
дится в обратном порядке, с учетом сле­
дующего:

a) Убедитесь в том, что вся электро­
проводка правильно проложена, зак­
реплена всеми скобами и стяжками,
и надежно подключена.

b) Перед соединением правого привод­
ного вала с трансмиссией замените
сальник вала (см. Раздел 7),

b) Правильно подсоедините все потре­воженные шланги и надежно закре­пите их хомутами.

d) Подсоедините и отрегулируйте тро­
сик переключения (см. Раздел 7).

e) Отрегулируйте тросик педали газа
(Раздел 4), затем отрегулируйте
тросик включения функции
«kickdown» (Раздел 7).

J) Заполните двигатель и трансмис­сию нормативным количеством мас­ла, заполните систему охлаждения (см. Раздел 1).

g) На ранних моделях, у которых привод спидометра подсоединен к гидропро­воду рулевого усилителя, прокачайте гидросистему (см. Раздел J0).

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru 6 Последовательность разборки двигателя

1 Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru Работать будет намного легче, если
установить двигатель на специальной
портативной станине. Прежде чем поме­
стить двигатель на станину, снимите ма­
ховик/приводной диск, чтобы болты ста­
нины можно было вкрутить в блок
цилиндров.

2 Если станина не доступна, можно
разобрать двигатель на крепком верста­
ке или на полу. Будьте чрезвычайно ос­
торожны, не опрокиньте и не уроните
двигатель, работая без станины.

3 Прежде чем разбирать двигатель или
заменить его на уже восстановленный
блок, снимите все внешние компоненты:

a) Впускной и выпускной коллекторы
(Раздел 4).

b) Кронштейны генератора/насос руле­
вого усилителя/компрессора воздуш­
ного кондиционера (если имеется).

c) Водяной насос (Раздел 3).

d) Компоненты топливной системы
(Раздел 4).

e) Жгут проводов, все электрические
выключатели и датчики.

f) Масляный фильтр (Раздел 1).

g) Маховик/приводной диск (Раздел 2А).

Примечание: При снятии внешних ком­понентов с двигателя уделяйте особое внимание деталям, которые могут

быть полезны при установке. Зарисуй­те расположение прокладок, уплотне­ний, штифтов, шайб, болтов и других мелких деталей.

4 Если Вы приобрели для замены вос­
становленный «короткий двигатель»
(блок цилиндров/картер, коленвал, пор­
шни и шатуны в сборе), необходимо так­
же снять головку цилиндров, поддон,
масляный насос и зубчатый приводной
ремень.

5 Если Вы планируете полную пере­
борку, разберите двигатель в следую­
щем порядке:

a) Впускной и выпускной коллекторы
(Раздел 4).

b) Ремень блока балансира, зубчатый
приводной ремень, звездочки и меха­
низм натяжения.

c) Головка цилиндров.

d Маховик/приводной диск.

е) Поддон.

f) Масляный насос.

g) Валы блока балансира.

h) Шатунно-поршневые группы.

i) Коленвал.

6 Прежде чем приступать к разборке,
приготовьте все необходимые инстру­
менты.

7 Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru Головка цилиндров -

разборка

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru Примечание: У дилеров можно приобре­сти как новые, так и восстановленные головки цилиндров. Для разборки и ос­мотра головки требуются специальные инструменты, кроме того, нужные ком­поненты не всегда бывают в продаже. Поэтому, вероятно практичнее купить восстановленную головку, чем переби­рать ее самостоятельно.

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

7.3 С помощью плоскогубцев снимите колпа-чокс верхушки направляющей втулки клапана

1 Снимите распредвалы и коромысла.

2 Снимите головку цилиндров.

3 С помощью специального инстру­
мента сожмите клапанную пружину и
извлеките сухари. Освободите инстру­
мент и удалите опорную чашку и пружи­
ну. С помощью плоскогубцев аккуратно
стащите маслосьемный колпачок с на­
правляющей втулки, затем удалите опо­
ру пружины (см. иллюстрацию).

4 Если при установленном компрессо­
ре пружин опорная чашка не освобожда-

Общие процедуры переборки двигателя




Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

8.8 Проверка износа направляющей втулки клапана с помощью микрометра

7.6 Сложите компоненты клапана в маркиро­ванный полиэтиленовый пакет

ет и сухари, ударьте по верху инструмен­та КИЯНКОЙ.

5 Достаньте клапан со стороны каме­
ры сгорания.

6 Клапаны вместе с сухарями, пружи­
ной, тарелкой пружины и опорной шай­
бой следует хранить в маркированных
полиэтиленовых мешках или в отдель­
ных коробочках (см. иллюстрацию).

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru 8 Головка цилиндров и клапаны- чистка и осмотр

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru 1 Тщательно очистите головку цилинд­
ров и клапанные компоненты, затем вни­
мательно проверьте их состояние. Это
даст Вам возможность определить объем
необходимых работ по обслуживанию
клапанного механизма в ходе капиталь­
ного ремонта двигателя. Особое внима­
ние обратите на шейки подшипников,
гидравлические толкатели, направляющие
втулки клапанов и смазочные канавки.

Примечание: Если двигатель подвер­гался сильным перегревам, лучше счи­тать головку заведомо искривленной и тщательным образом проверить дан­ное предположение.

Чистка

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

8.7 Проверка износа седла клапана измерени­ем установочной высоты штока клапана (А)

2 Соскоблите с головки цилиндров сле­
ды материала старой прокладки.

3 Соскоблите нагар со стенок камер
сгорания и портов, затем тщательно про-

8.6 Измерение деформации посадочной по­верхности головки цилиндров

мойте головку цилиндров керосином или подходящим растворителем.

4 Соскоблите основную массу уголь­
ных отложений, которые могли сформи­
роваться на клапанах, затем с помощью
проволочной насадки, зажатой в патрон
электродрели, удалите отложения с та­
релок и штоков клапанов.

Проверка состояния

Примечание: Перед тем как прийти к выводу о необходимости привлечения специалистов, проведите тщательную проверку состояния всех компонентов, строго придерживаясь предлагаемого ниже порядка осмотра. Составьте под­робный список требующих внимания ком­понентов.

Головка цилиндров

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

5 Тщательно проверьте головку цилин­
дров на наличие трещин, признаков уте­
чек охладителя и других повреждений.
Обнаружение трещин говорит о необхо­
димости замены головки в обязательном
порядке.

6 С помощью измерителя плоскостнос­
ти (ребра стальной линейки) и измеритель­
ного щупа удостоверьтесь, что сопрягае­
мая с блоком цилиндров поверхность
головки не изогнута (см. иллюстрацию). В
случае выявления неплоскостности необ­
ходимо проведение станочной обработки
поверхности, при условии, что высота го­
ловки не станет меньше указанного в Спе­
цификациях значения.

7 Проверьте состояние седел клапа­
нов в каждой из камер сгорания. При
наличии глубоких каверн, трещин или
прогаров необходимо обратиться к спе­
циалистам для проведения замены или
проточки седел. В случае обнаружения

лишь незначительных дефектов, они могут быть удалены путем притирки тарелок клапанов к своим седлам с при­менением тонкой притирочной пасты. Чтобы оценить степень износа, устано­вите клапан и измерьте высоту высту­пающей части его штока над поверх­ность головки цилиндров; если измерение превышает указанное в Спе­цификациях предельное значение, по­вторите проверку с новым клапаном (см. иллюстрацию). Если и на этот раз выступание чрезмерное, седло клапана изношено и головка цилиндров долж­на быть заменена.

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

8.12 Места измерения клапана А Диаметр тарелки В Длина С Диаметр штока D Толщина тарелки

8 В случае износа направляющие втул­
ки должны быть заменены. Измерьте ди­
аметр существующих штоков клапанов
(см. ниже) и внутренний диаметр направ­
ляющих втулок, затем вычислите зазор и
сравните результат с регламентирован­
ной величиной. Альтернативный метод
состоит в прямом измерении с помощью
микрометра бокового отклонения клапа­
на в его направляющей. Для этого вставь­
те клапан в головку цилиндров и зафикси­
руйте его приблизительно на 10 мм выше
поверхности головки. Уприте зонд мик­
рометра в торец головки клапана и из­
мерьте боковой люфт, перемещая клапан
в поперечном направлении (см. иллюст­
рацию). Если обнаружен износ втулки
или штока клапана, замените их.

9 Для замены направляющих втулок
клапанов лучше всего обратиться настан-
цию техобслуживания или к специалис­
ту по двигателям.

10 Если седла клапанов нуждаются в
переточке, это делается только после за­
мены направляющих втулок.
Клапаны

11Проверьте тарелку каждого клапана
на наличие каверн, прогаров, трещин и
признаков общего износа, затем проверь­
те стержни клапанов на наличие царапин
и следов ступенчатого износа. Покрути­
те клапан с целью выявления признаков
его изгиба. Проверьте торец стержня каж­
дого клапана на наличие каверн и при­
знаков чрезмерного износа. Каждый кла­
пан с признаками такого рода износа или
повреждений подлежит замене.

12 Если клапан на данном этапе выгля­
дит удовлетворительно, измерьте диа­
метр его стержня в нескольких точках с
помощью микрометра (см. иллюстра­
цию). Любая сколько-нибудь заметная



Общие процедуры переборки двигателя



Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru

Выбор размерной группы вкладышей 2 страница - student2.ru



9.1 Смажьте шток и вставьте клапан в на­правляющую втулку

разница в результатах измерений гово­рит об износе стержня. В случае выявле­ния любого из перечисленных дефектов клапан подлежит замене.

13 Если состояние клапанов удовлетво­
рительно, они должны быть притерты к
своим седлам с целью обеспечения на­
дежной герметизации при их закрытии.
Если на седле клапана обнаружены не­
глубокие каверны, или если оно подвер­
галось проточке, притирка осуществля­
ется с применением лишь тонкой
притирочной пасты. Грубая паста не дол­
жна использоваться, если на седле не
имеется сильных прогаров или глубоких
каверн. В этом случае головка цилинд­
ров и клапаны должны быть осмотрены
специалистом с целью определения не­
обходимости проточки или даже замены
клапанов или вставок седел.

14 Притирка клапанов осуществляется
описанным ниже образом. Установите
головку цилиндров вверх дном на вер­
стак, подложив под каждую из ее сторон
деревянный блок для обеспечения необ­
ходимого свободного пространства для
стержней клапанов.

15 Нанесите на поверхность седла кла­
пана мазок соответствующего типа при­
тирочной пасты и прижмите присасыва­
ющийся притирочный инструмент к
тарелке клапана. Совершая полувраща­
тельные движения, притирайте тарелку
к своему седлу, время от времени подни­
мая клапан для перераспределения пас­
ты. Легкая пружина, подложенная под
тарелку клапана поможет существенно
облегчить выполнение процедуры.

9.2а Установите гнездо пружины на втулку

16 Если для осуществления притирки
необходимо применение грубой прити­
рочной пасты, продолжайте работу до
образования ровной, гладкой, матовой
окраски на поверхности как тарелки кла­
пана, так и седла, затем сотрите следы
грубой пасты и переходите к притирке с
помощью тонкой. По образовании на по­
верхностях клапана и седла ровного, не­
прерывного кольца гладкой полировки
светло-серого цвета, притирку можно
считать законченной. Не следует про­
должать притирку дольше, чем это дей­
ствительно необходимо, т.к. это может
привести к непоправимому уталливанию
седел клапанов в головку цилиндров.

17 Убедитесь, что седло не было сильно
утоплено, измерив высоту выступающей
части штока клапана (см. пункт 7 выше).

18 После завершения притирки всех
клапанов, смойте все следы притироч­
ной пасты и абразива керосином или
подходящим растворителем и лишь за­
тем переходите к сборке головки цилин­
дров.

Наши рекомендации