Методика выполнения работы. Исследование средств звукоизоляции

Лабораторная работа № 2

Исследование средств звукоизоляции

Цель работы: ознакомление студентов с методами борьбы с производственным шумом, приборами для его измерения, нормативными требованиями к производственным шумам, а также экспериментальное измерение шума объекта и применение средств звукоизоляции.

Продолжительность работы - 2 часа.

Оборудование и приборы

1. Стенд - модель производственного помещения.

2. Звукоизолирующие перегородки.

3. Генератор функциональный ФГ-100.

4. Измеритель шума и вибрации ВШВ-003-М3.

Теоретические сведения

Шумом принято называть всякий нежелательный для человека звук, мешающий восприятию полезных сигналов. Шум представляет собой беспорядочное сочетание звуков различной интенсивности и частоты. Шум бывает:

· механического происхождения, возникающий вследствие вибрации поверхностей машин и оборудования, а также одиночных или периодических ударов в соединениях деталей и конструкций;

· аэродинамического происхождения (при истечении сжатого воздуха или газа);

· гидромеханического происхождения (при истечении жидкостей);

· электромагнитного происхождения, возникающий вследствие колебаний элементов электромеханических устройств под влиянием переменных магнитных сил.

Основными источниками шума в электрической и радиоэлектронной аппаратуре являются трансформаторное оборудование и системы охлаждения (вентиляторы, насосы, электродвигатели и др.).

Шум оказывает вредное влияние на весь организм человека и в первую очередь на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы. Длительное воздействие интенсивного шума приводит к ухудшению слуха, а в отдельных случаях к глухоте. Шум на производстве ослабляет внимание, вызывает усталость, замедляет скорость психических реакций, что отражается на качестве работы и может стать причиной несчастного случая.

Основными физическими характеристиками шума являются его частота и звуковое давление. Энергия, переносимая звуковой волной в единицу времени через квадратный метр поверхности, нормальной к направлению распространения волны, называется интенсивностью звука и определяется выражением I = p2/rc, Вт/м2, где p - звуковое давление, Па; r - плотность среды, кг/м3; с - скорость звука, м/с.

На практике пользуются логарифмическими уровнями интенсивности звука Li и звукового давления Lp, измеряемыми в децибелах. Уровни интенсивности звука и звукового давления определяются формулами Li = 10lg(I /I0); Lp = 20lg(p/p0), где I и p фактические значения интенсивности звука и звукового давления; I0 = 10–12 Вт/м2 и p0 = 2×10–5 Па -
пороговые значения интенсивности звука и звукового давления на пределе слышимости.

Допустимые уровни шума на рабочих местах задаются в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц.

Для снижения шума можно применять следующие способы:

· уменьшение шума в источнике за счет улучшения конструкции машин и повышения точности изготовления деталей и узлов;

· рациональную планировку производственных помещений, применение звукопоглощающих элементов и покрытий;

· изменение направления излучения шума в противоположную сторону от рабочего места или жилого дома;

· уменьшение шума на пути его распространения путем установки звукоизолирующего ограждения в виде стен, перегородок, кожухов.

В настоящее время конструкции звукопоглощающих и звукоизолирующих облицовок делят на три основные группы.

К первой группе относятся так называемые плоские звукопоглощающие элементы, выполненные из материалов полной заводской готовности.

Вторую группу составляют объемные звукопоглощающие элементы, отличающиеся повышенным (по сравнению с плоскими элементами) на 50 - 70% коэффициентом звукопоглощения за счет дополнительного поглощения вследствие явлений дифракции звуковых волн и за счет более развитой поверхности звукопоглощения. Известны два типа объемных элементов: однослойные и многослойные. Однослойные элементы изготовлены из материалов жесткой, полужесткой, зернистой, ячеистой или волокнистой структуры. Многослойные элементы состоят из легкого каркаса, имеющего форму куба, призмы, пирамиды, и звукопоглощающего заполнителя из рыхлых, сыпучих, или волокнистых материалов.

Третью группу образуют звукопоглощающие элементы кулисного типа, являющиеся по существу одной из форм объёмных элементов, у которых два размера значительно превосходят третий. Такие элементы отличаются простотой изготовления и монтажа, экономичностью и высокими огнестойкими качествами.

Почти все применяемые звукопоглощающие материалы и изготавливаемые на их основе средства звукопоглощения являются по своей структуре пористыми.

Исследования звукоизоляционных материалов проводятся на стенде - модели производственного помещения в виде двух смежных помещений, с возможностью перекрытия. В левой части находится источник звука (электродинамический громкоговоритель), в правой - микрофон для снятия уровня звукового давления. Громкоговоритель можно экранировать звукоизолирующим кожухом. Исследуются эффективность звукопоглощения следующих материалов: картона гофрированного, оргалита, древесно стружечной плиты (ДСП), древесноволокнистой плиты (ДВП), фанеры.

 
  Методика выполнения работы. Исследование средств звукоизоляции - student2.ru

Схема лабораторного стенда представлена на рис.1. Одно помещение имитирует производственный участок, второе - конструкторское бюро. Источник звука (громкоговоритель) 1 находится под “полом” производственного участка (левой камеры) 2 и защищен решеткой 3. В конструкторском бюро (правая камера) 4 на подставке установлен микрофон 5. Обе камеры могут накрываться звукопоглощающим коробом 6. Кроме того, обе камеры снабжены осветительными приборами. Тумблеры для включения ламп находятся на передней стенке стенда, имеющей имеет два смотровых окна. Внутри на передней и задней стенках находятся направляющие, при помощи которых устанавливается изолирующая съемная перегородка 7, обеспечивающая изоляцию левой и правой камер друг от друга. Решетка громкоговорителя во время проведения лабораторной работы может быть закрыта звукоизолирующим кожухом 8. Для возбуждения громкоговорителя используется функциональный генератор ФГ-100, с помощью которого задаются амплитуда, тип и частота сигнала.

Внешний вид генератора показан на рис.2. Рукоятками 1 и 2 устанавливается частота сигнала, рукояткой 3 - форма, рукояткой 4 - амплитуда, гнезда 5 служат для включения кабеля питания громкоговорителя. Амплитуда устанавливается по заданию преподавателя и в процессе работы не меняется, форма (тип) сигнала - периодический.

 
  Методика выполнения работы. Исследование средств звукоизоляции - student2.ru

Для измерения уровня звукового давления применяется измеритель шума и вибрации ВШВ-003-М3. Внешний вид прибора показан на рис.3.

Для измерения шума микрофон устанавливается в правой части стенда направлением на динамик. Уровень звукового давления определяется по нижней шкале измерительного прибора (поз. 1) от - ¥ до + ¥. Предел измерений можно изменять с помощью регуляторов ДЛТ1 и ДЛТ2 (поз. 3, 5), при этом загорается светодиодный индикатор (поз. 2), указывающий диапазон измерения. Предел измерений может варьироваться от 20 до 130 дБ. Включение прибора, калибровка и работа в разных режимах осуществляются с помощью ручки “Род работы” (поз. 6). Положение “-“ означает что прибор выключен. Положение “^” - калибровка прибора. Положения F, S и 10S - режимы измерений: F(Fast) - маленькое время задержки, но при этом возможна флуктуация (колебания стрелки), S(Slow) - время задержки равно одной секунде, колебания стрелки могут присутствовать, 10S - время задержки равно десяти секундам, в этом случае значение измеряемого параметра устанавливается медленно. Можно использовать любой режим, что позволяет экономить время измерения.

Методика выполнения работы

1. Подключить стенд к сети, с помощью тумблера включить освещение внутри стенда.

2. Снять со стенда все средства звукоизоляции и звукопоглощения (звукопоглощающий кожух, звукоизолирующие перегородки, звукоизолирующий кожух). Установить микрофон на подставке в правой камере стенда.

3. Подключить к стенду генератор. Установить амплитуду звукового сигнала по заданию преподавателя.

4. Провести измерения уровня звукового давления L1 без средств звукоизоляции на частотах 63, 125, 250, 500, 1000 Гц. Занести данные в форму табл.1.

Форма таблицы 1

Результаты эксперимента

Измерения Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц.
L1 без средств звукоизоляции          
L2 со звукоизолирующим кожухом          
L3 с первой звукоизолирующей перегородкой          
L4 со второй звукоизолирующей перегородкой          

5. Произвести измерения уровня звукового давления L2 со звукоизолирующим кожухом 8 на заданных частотах. Занести данные в форму табл.1.

6. Произвести измерения уровня звукового давления L3 с первой звукоизолирующей перегородкой (7) на заданных частотах (материал перегородки - по указанию преподавателя). Занести данные в форму табл.1.

7. Произвести измерения уровня звукового давления L4 со второй звукоизолирующей перегородкой (7) на заданных частотах (материал перегородки - по указанию преподавателя). Занести данные в форму табл.1.

8. Построить графики зависимости уровня звукового давления от частоты для всех экспериментов.

9. Вычислить эффективность Э звукоизоляции по формуле

Э = (L1 – Li) / L1×100%,

где L1 - уровень звукового давления в первом эксперименте; Li - уровень звукового давления в остальных экспериментах.

10. Построить графики зависимости эффективности звукоизоляции Э от частоты.

11. Сравнить полученные результаты с санитарными нормами по шуму в производственных помещениях (планшет 1). Сделать выводы по данной работе и оформить отчет.

Требования к отчету

Отчет должен содержать:

1) название и цель лабораторной работы;

2) таблицу с результатами измерений;

3) графики результатов;

4) выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Как шум влияет на человека?

2. Назовите основные физические характеристики шума.

3. Перечислите основные способы борьбы с шумом.

4. Какие существуют источники шума?

5. Назовите основные источники шума в радиоэлектронной аппаратуре.

6. Назовите наиболее распространенные звукоизолирующие материалы.

7. Назовите основные типы звукоизолирующих конструкций.

8. Как рассчитывается эффективность звукоизоляции?

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др. Под ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 1999. - 448 с.

Наши рекомендации